Базары. Арзамас история.
Очень интересна история города Арзамас, действительно, проходя городом Арзамасом в базарные дни, невольно замечаешь, что по рядам бегают, как угорелые, какие-то мужики; они не смотрят на людей, а вытягивают головы и смотрят через воза, не уехал ли кто из ряда, и как только крестьянин сдёрнет воз с места, как тут же к нему подлетают "молодцы" и требуют платы за место и за меру
(сбор за "меру", по-видимому ещё существующий, также совершенно беззаконен, так как с 1-го июля 1904 года в губернии введена обязательная продажа зерновых хлебов не иначе, как на вес).
Если крестьянин указывает на право, над ним смеются; он отбивается и хочет ехать, а местовщик кричит товарища точно караул: больша-а-ак! Приходит ещё сборщик или сам хозяин и опять то же издевательство над правом; местовщик зовёт полицию, крестьянин рад, что придёт полицейский со справедливостью, но не тут-то было - тот приказывает: "Плати!".
Крестьянин со вздохом вынимает четвертак, а если у него нет меры, то тридцать копеек, и отдаёт местовщику, взамен чего ему приклеивают на дугу марку. Не редко марки не дадут, так что проехал сажен пятьдесят - его останавливают и вновь требуют платы, и только когда у мужика слёзы из глаз потекут, тогда отпустят с руганью по дороге, а то и сдерут двойные деньги.
Арзамас история
Читаем исторические материалы: Льются бесконечные жалобы на порядки: "Ведь, вот рядом стоял приказчик от какой-то барыни с пятью возами, так с него за место не взяли". "Мало ли что, кабы барин-то платил, так давно бы отменили и за нас бы заступились, а то, как мы платим, так им не больно от этого". "Да, кабы деньги наши шли хоть на больницу или на училища, или на другую какую пользу, а то обдиралам в кабак (сборщики крадут себе), да хозяину (съёмщику) на биллиард, а у нас ребятишки калача во весь год не видят". Так рассуждают мужики смирные. Более бойкие на слова местовщика грозятся кулаком, и местовщик с руганью отступает. Долго ли продолжится такой беспорядок, не знаем; прекратится вероятно тогда, когда обострившиеся отношения крестьян с местовщиками приведут к тому, что кому-нибудь башку своротят.
Фото. Базары. Арзамас история.
За место берут при том по произвольной цене. Так, за яблоки, репу, семя - по 50 - 60 коп. с воза, за хлеба - 25 - 30 коп., картофель - 20 - 25 коп., капусту - 20 - 25 коп. Чем руководствуются при такой расценке - не знаем. Говорят: "Собираем на очистку площадей", но на очистку площадей достаточно и тех сумм, которые собирают с рыбников, крендельщиков, мясников и других торговцев по 30 - 40 и 50 руб. за одно место в год за 100 базаров.
Если посчитать, то выйдет, что с десятины репы, лука, огурцов и картофеля уйдёт за место 6 - 8 рублей! Более чем выкупные платежи. А где барыш крестьянина? Например, картофель требует за 1 десятину аренды - 6 - 8 руб.; вспашка и посадка - 8 руб.; семена 100 мер по 20 коп. - 20 руб., уборка - 6 руб., всего расхода 40 - 42 руб.; накопается самое большее 600 мер по 8 коп. = 48 руб., перевезти в город, по 15 мер на возу, 40 возов, за место отдать по 20 коп. = 8 руб. То же и от зерновых хлебов. Не разоренье ли это?
Поневоле крестьянин не везёт в город, а продаёт дома богатому мужику, и, вместо платы за место, уступит в цене по копейке с меры.
Правда, исторический город или местовщик выставили на площадях доски с надписью "Площадь с платою за места", а вдали от базара есть доска на столбе с надписью "бесплатная площадь". Но на том же столбе другая гласит: "Место для свалки нечистот и мусора". Так вот, которые не желают платить за место, так их посылают на это место, но в сущности и тут берут с мужиков, продающих скот и лес, по 5 коп. с барана и по 25 коп. с коровы и лошади, и воза бревен или тесу.
©
Источник: "Нижегородская земская газета", № 49, 1904 г.
© Арзамас. Базары. Арзамас история.
© OCR и перевод - В.Щавлев. 2022