МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОЧНО-ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Авторы:
Вязовова Анна,
Марчус Николай, учащиеся 5 «А» класса, НОУ РО «Арзамасская православная гимназия имени святых мучениц Веры, Надежды,Любови
и матери их Софии»
Научный руководитель: Марчус Юлия Викторовна, учитель церковного пения НОУ РО «Арзамасская православная гимназия имени святых мучениц
Веры, Надежды,Любови и матери их Софии»
Саратов 2013
Содержание
Введение.
I. Биография священника Фёдора Владимирского:
а) загадка фамилии;
б) жизненный путь.
II. .Ф.И. Владимирский и постройка арзамасского водовода.
III. Ф.И. Владимирский и М. А. Горький.
IV. Ф.И. Владимирский и открытие первой общественной библиотеки.
V. Строительство вокзала.
VI. Посадка Пушкинской рощи.
VII. Дети Ф.И. Владимирского.
Заключение.
- Говорить о Владимирском - думать и говорить о судьбах России, о страдающем православном...
(П. Еремеев. «Отец Федор»)
Введение. ф.и. владимирский
Мы учимся в Арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. По традиции мы ходим на общегимназические службы во Владимирскую церковь. В нашем городе Арзамасе есть улица Владимирского, и мы предположили, что может существовать связь между названием улицы и этой церковью.
Мы изучили соответствующую литературу, музейные материалы, побеседовали с краеведами и работниками музеев и выяснили, что связи, на первый взгляд, не существует: Храм Владимирской иконы Божией Матери построен в 1802 году и восстанавливается с 2004 года. Улица же была названа (переименована) в советское время именем большевика, политического и государственного деятеля Михаила Владимирского, который оказался сыном Почетного гражданина города Арзамаса, священника Фёдора Владимирского. После перестройки улице было присвоено уже его имя. Нас поразила история жизни и служение арзамасцам отца Фёдора Владимирского. Открылась и тайна фамилии «Владимирский»: оказалось, что между Владимирской церковью и Владимирскими существует прямая связь. Об этом исследовании мы тоже расскажем в работе.
Цель работы: на основе проведённых исследований познакомиться с жизнью и деятельностью священника Федора Владимирского, узнать, почему ему присвоили звание Почетного гражданина города Арзамаса.
Задачи:
• собрать и систематизировать материалы о протоиерее Федоре
Владимирском;
• узнать об общественной деятельности протоиерея Федора
Владимирского на Арзамасской земле;
• рассказать об общественной деятельности протоиерея Федора
Владимирского на Арзамасской земле учащимся гимназии, родителям и педагогам;
• оформить информационный стенд, посвящённый 170-летию со дня
рождения протоиерея Федора Владимирского.
Предмет исследования: общественная деятельность протоиерея
Федора Владимирского на Арзамасской земле.
Объект исследования: жизненный путь протоиерея Федора
Владимирского.
Биография священника Фёдора Владимирского
Загадка фамилии
Изучая литературу и интернет источники по биографии Федора Ивановича Владимирского, мы столкнулись с неожиданными противоречиями.
Например, на сайте Арзамасского благочиния сказано, что «Ф. И. Владимирский родился в семье сельского псаломщика». Преподаватель кафедры истории России и краеведения ННГУ имени Н. И. Лобачевского Ф. А. Селезнев сообщает, что «Русский, православного вероисповедания, сын псаломщика Арзамасского Никитинского женского монастыря» Кому верить? В Арзамасе никогда не было Никитинского монастыря. Был и ныне существует Николаевский. Но никто из предков отца Федора там не служил. Ответ на это противоречие мы находим в статье Вячеслава Панкратова «Отличались не сановитостью рода»: «В местном архиве хранятся документы, свидетельствующие, что псаломщиками во Владимирском храме города Арзамаса служили дед и отец Федора Ивановича. Первый писался как Федор сын Михайлов, то есть Федор Михайлович, и был бесфамильный. А вот родитель Федора Ивановича - Иван Федорович первым стал писаться Владимирским, и взял фамилию по названию храма.»
Информацию, подтверждающую данный факт мы находим и в документальных очерках П. В. Еремеева «Отец Федор».
Оказалось, что связь между фамилией рода Владимирских и названием храма Владимирской Божией Матери ясно прослеживается. Кроме того, мы нашли информацию, подтверждающую слова Вячеслава Панкратова в Летописи Владимирского храма, в которой сообщается, что Иван Федорович (отец Владимирского) служил псаломщиком 54 года.
Поэтому становится понятно, почему ему дали фамилию «Владимирский».
Жизненный путь
Из книги П. Еремеева «Очерки истории города Арзамаса» мы узнали, что «Федор Иванович Владимирский родился 8 февраля 1843 года в Арзамасе, в семье псаломщика. Уже в 8 лет посещает уездное духовное училище. Затем поступает в духовную семинарию Н. Новгорода, которую закончил в 1864 году с аттестатом 1-го разряда.
Женился на дочери священника Екатерине Дмитриевне Раевской. 28 апреля 1866 года был определен на должность священника Воскресенского собора в Арзамасе. Тогда ему было 23 года. В его последующем послужном списке — должности члена правления духовного училища, судебного следователя и депутата по духовному ведомству. В 1899 году был переведен протоиереем Троицкой церкви».
Преподавал Закон Божий в 49 резервном батальоне (1867-1870 года), Арзамасской уездной команде (1872-1879 года), начальных мужских Кирилло-Мефодиевском и Троицком училищах (1874-1891 годах), женском Кирилло-Мефодиевском училище (1874-1884 года).
Написал книгу для чтения "Закон Божий: Наставление в православной христианской вере и благочестии" (Арзамас, 1900).
Был знаком с писателями Максимом Горьким и Леонидом Андреевым.
Службу в церкви успешно сочетал с общественной деятельностью: был гласным городской думы, руководителем строительства арзамасского водопровода, одним из основателей местного Александро - Невского общества хоругвеносцев, попечителем публичной библиотеки, инициатором закладки Пушкинской рощи, членом губернской статистической комиссии. За свою общественную деятельность был награждён орденами Анны 3-й и 2-й степеней. В 1897 году подал в Арзамасскую городскую думу записку об устройстве водопровода, строительство которого начал на собственные средства.
С 1898 года - действительный член Нижегородского статистического комитета. В 1907 году был избран депутатом Второй Государственной Думы от Нижегородской губернии. Состоял в думской комиссии по церковному законодательству. Как депутат, выступал за отмену смертной казни, против насилия над личностью. Свои убеждения не только декларировал, но и претворял в действительность: например, не принадлежа к сочувствующим социал - демократам, он ходатайствовал о помиловании 4-х крестьян, пригово-рённых к казни за бунт против помещика, и добился замены смертного приговора на каторжные работы.
В 1913 году выступал с докладом на XI Всероссийском водопроводном и санитарно-техническом съезде.
В этом же году Арзамасская городская Дума присвоила Федору Ивановичу звание почетного гражданина.
С 1916 года - попечитель Арзамасского городского водопровода.
26 ноября 1918 года Ф.И. Владимирский решением исполкома Арзамасского уездного Совета был назначен заведующим городским водопроводом. В этой должности он заботливо трудился до конца 1923 года, затем осуществлял надзор за состоянием водосбора и водопровода.
В апреле 1927 года городские власти определили Владимирскому персональную пенсию и он ушёл на заслуженный отдых.
Однако, в документальном очерке В. Панкратова «
Свет во тьме светит» мы находим интересные факты: «...совершенно не соответствует действительности утверждение, что в апреле 1927 года городские власти определили Владимирскому персональную пенсию. Первым ходатайствовать о назначении персональной пенсии для Федора Ивановича начал член водопроводного и санитарно-технического комитета научно-технического отдела ВСНХ РСФСР профессор В. А. Дроздов. В 1924 году из Москвы запросили документы, необходимые для решения вопроса о персональной пенсии. В частности, подробную характеристику деятельности, удостоверение бюро врачебной экспертизы об инвалидности. Было странно, что документы запрашивали не у властей, а у самого Владимирского. Выходило, что он вынужден самохвально выставлять свои заслуги. Деваться было некуда, и, написав характеристику, он приписал: «Кроме всего изложенного, опасаюсь, не послужило бы препятствием к назначению мне пенсии мое «поповство», хотя и бездоходное, а также и имеющийся у меня сын Михаил, занимающий высокий служебный пост в Харькове, который по принципу коммунизма обязан покоить престарелого своего отца». Неспешно крутилось колесо новой бюрократической государственной машины: лишь 29 апреля 1927 года назначили пенсию. Заслуги местной власти в том не было».
Умер в Арзамасе 10 июня 1932 года в возрасте 89 лет.
Это - сухой энциклопедический язык фактов и цифр. Вот что мы узнаём о Владимирском из воспоминаний его детей и современников.
По сведениям, предоставленным внучкой Федора Ивановича, Заслуженным врачом РСФСР Александрой Николаевной Доброхотовой научному сотруднику Арзамасского исторического музея М. Каплун, «священник Феодор Владимирский раскрывается как человек, который заботился не только о духовности паствы, но решал их жизненные проблемы. Одним из таких «чудаков», «одержимых» слыл в Арзамасе в конце прошлого столетия протоиерей Федор Иванович Владимирский.
Некоторые современники косились на Федора Ивановича, а один из них даже распустил молву по городу, что, дескать, Владимирский «мало думает о «промысле Божием» и чуть ли не «богохульствует». Эту молву потом припомнили свободомыслящему священнику».
В годы учебы, Федор Иванович, «малообеспеченный семинарист», воспитывал детей крупного
общественного деятеля и писателя, составителя всемирноизвестного толкового словаря русского языка Владимира Ивановича Даля.
Ф.И. Владимирский и постройка арзамасского водовода
В 2012 году первому Арзамасскому городскому водопроводу исполнилось 100 лет. Его история неразрывно связана с именем Федора Владимирского, который поставил себе цель снабдить Арзамас здоровой питьевой водой, её недостаток являлся для города серьезной проблемой. Кто побогаче, позволял себе возить воду из источников, расположенных вокруг города, Рамзайских озёр. Основная же часть жителей, не имея средств, вынуждена была брать воду из городских прудов. Вот что это была за вода, по свидетельству М. Горького. «...Жители бедные пьют некую рыжую жижицу из оврага «Сороки», жижица сия образуется от стока вешних вод и разной дряни с усадебных мест. Она прескверно пахнет и даже на глаз представляет собой бульон с микробами». И еще: «Город Арзамас чуть ли не со времен И. Грозного пил воду из прудов, где летом плавали трупы утопших крыс, кошек, кур, собак, а замой подо льдом вода протухала, приобретая тошнотворный запах».
Из «Документальных очерков из истории строительства водопровода в Арзамасе» В. Булыгина мы узнаем, что «Красносельский помещик Николай Яковлевич Стобеус в 1849 году пригласил за свой счет инженера с целью исследовать Рамзайские пруды и устроить оттуда водопровод. На это ему требовалось разрешение городского магистрата. Но «именитые граждане» — члены магистрата— сочли эту мысль за «барскую прихоть», так как беднота, по их мнению, «привыкла» уже к прудовой воде, а водопровод, дескать, потребует расходов. «Отцы города» решили: «Пусть г. Стобеус, прежде чем строить городской водопровод, внесет капитал, вполне достаточный, чтобы процентами с него на вечные времена содержать имеющий быть выстроенным им городской водопровод». Ни более, ни менее. Ясно, что на такие расходы помещик не пошел и благая идея была похоронена.
Владимирский дружил со Стебеусом. Возможно, в беседах с ним Федор Иванович и выносил свою идею о водопроводе и мысль о том, что нужно за это дело взяться иначе. Возможно, что Стобеусу идею о водопроводе подсказал Владимирский. Но как бы там ни было, идея эта вновь всплыла лишь в 1874 году, когда было открыто городское самоуправление. В него был избран и Федор Иванович. С первых же заседаний самоуправления он выступил в пользу водопровода, стал его ярым пропагандистом. Эта пропаганда пробила некоторую брешь в голове двух арзамасских купцов П. И. Серебренникова и И. С. Белоусова. Толстосумы решили раскошелиться и завещали из своих капиталов 20 тысяч рублей. Завещали, но как? Они поставили условие: если не будет найдено достаточного источника хорошей воды для водопровода, то означенную сумму следует употребить на общество взаимного страхования.
Те, кто хотел нажиться на этих деньгах, кто не видел нужды народной — ликовали. «Достаточных источников ни в городе, ни вокруг него нет. Водопровод строить нельзя», — в один голос заявляли представители купечества.
— Вода есть, господа, — заявил Владимирский. - Я берусь это доказать».
В те времена еще один арзамасец горячо ратовал за водопровод. Это был Иван Иванович Потехин. В 1899 году он за свой счет начал исследования Рамзайских источников и Горячего пруда. Но видя столь сильное сопротивление всяким «водопроводным начинаниям», быстро отступился.
Не таков был Федор Иванович. Открытию водовода предшествовали более трех десятилетий упорных трудов отца Федора по поиску воды, рытью колодцев, и убеждению жителей города. Владимирский двенадцать лет исследовал почвенные воды вокруг Арзамаса. Нашел подземные ключи. Трудно доставалось все это человеку уже немолодому.
На собственные средства начал работы. На изыскания он потратил все свои сбережения, заложил дом. Ушли на народное Дело и деньги, подаренные дочерью Марией. С 1890 года неутомимый искатель сумел прорыть в овраге магистральную канаву, трубами которой вода собиралась в водосборный чан. И даже засушливые три лета убедили его, что он на верном пути.
Мы обратились в Арзамасский историко-художественный музей, и нам рассказали, что «с 1900 по 1907 год было израсходовано на устройство колодцев, запруд, изыскательных работ по водосбору 6 366 рублей 28 копеек. 3 100 рублей отец Федор получил от дочери Марии. Горький дал тысячу. Из своих средств ушло 1026 рублей. Да еще 1240 рублей поступили от разных лиц. Но первые пожертвования на строительство водопровода были сделаны все же арзамасскими купцами Петром Ивановичем Серебрянниковым и Иваном Степановичем Белоусовым. Владимирский вел длительную борьбу с чиновниками Управы. Вот как об этом пишем В. Панкратов: «... когда в 1898 году на собрании городской Думы было предложено включить отца Федора в хозяйственную комиссию, которая занималась бы водопроводом, этому воспротивился бывший городской голова П. Н. Бебешин. Дошло до открытого голосования, и, когда была названа фамилия Федора Ивановича, встали все, сидеть остался лишь Бебешин. Так гласные Думы, среди которых было немало купцов, продемонстрировали, как они ценят заслуги Владимирского перед обществом. Поддержал отца Федора и епископ Назарий, писав: «Ничего не буду иметь, если он будет думать вместе с другими почтенными гражданами города Арзамаса и о том, как напоить жаждущего ключевою водой, ибо и это доброе дело, за которое Господь обещал награду».
К осуществлению своего проекта Федор Иванович приступил в 1874 году. Неистощимая наблюдательность, изучение не только местностей, но и обширной литературы по географии, естествознанию, специальных трудов по залеганию грунтовых вод убедили его, что источником питьевой воды для Арзамаса должен стать Мокрый овраг, расположенный близ города, защищенный лесным массивом. Летом 1890 года по ложу главного оврага и боковой вершине были проложены дренажные каналы. Двадцать колодцев давали воду, которая оказалась очень хорошего качества.
Отец Федор при исследовании местности в поисках воды проявил себя как настоящий ученый. Мы пришли к такому выводу на основании изучения книги, опубликованной отцом Федором, «Записка об устройстве водосбора из источников «Мокрого» оврага в городе Арзамас». Там содержатся: анализ воды источков, сведения о геологическом характере местности, схемы, чертежи профилей почвенных слоев.
Вся эта многолетняя работа была Владимирским обобщена в заявлении в Городскую Думу в июне 1895 года. Федор Иванович указывал членам Думы, что устройство водопровода является их долгом. В заявлении подчеркивается, что источники «Мокрого оврага» сравнительно не трудно усилить посредством искусственных запруд, которые бы удерживали дождевые и вешние воды. Кроме того, Владимирский ссылается на один очень важный документ —заявление в думу 330 домовладельцев Арзамаса, поданное в том же году. Этот документ очень ярко характеризует обстановку того времени. В нем говорится о великой нужде жителей Арзамаса, выражается убедительная просьба к думе позаботиться об устройстве водопровода.
Основные работы по устройству водопровода начались в 1911 году. Одним из первых его объектов была водонапорная башня. Место для нее выбрали на северной окраине Арзамаса при выходе из улицы Сальникова (К.Маркса). 14 мая (1 мая по старому стилю) 1911 года, в воскресенье, в день традиционно совершаемых в Арзамасе крестных ходов на источники Рамзая и Мокрого оврага, было совершено всенародное освящение данной местности. По архивным данным, уже через четыре дня эксперты, подрядчики, техники и городской голова В. Бебешин произвели освидетельствование котлована глубиной 1,5 сажени (три с небольшим метра), вырытого для закладки фундамента. Работы велись споро. Уже в октябре специалисты завода «Сормово», изготовившие резервуар на 16000 ведер (200 тыс литров), приступили к его подъему и монтажу. Огромный бак был установлен на высоте 10 саженей (21 метр). Верхний этаж, где и размещался резервуар, сооружен из дерева.
По завершению работ башня выросла на 15,5 саженей. На ее строительство израсходована 231 тысяча кирпича, а общая стоимость составила около 20 тысяч рублей, при том, что весь водопровод обошелся в 90 тысяч тогдашних рублей. Проектировал башню уроженец Арзамаса, студент Харьковского технологического института Л. Кащеев.
22 января (ст.ст.) 1912 года состоялось открытие водопровода. Ранним утром прошел молебен в соборе, а затем - на Мокром овраге, где его отслужил сам Ф. Владимирский. Но главные торжества проходили у водонапорной башни, возле которой собирались тысячи горожан. Тут служило все духовенство города. После службы под дружное «ура!» и духовой оркестр из крана хлынула первая струя родниковой воды, которую город ждал несколько веков...
Мы познакомились с интересными материалами, подготовленными Е.А. Голнощековой, ведущим архивистом Государственного архива Нижегородской области, г. Арзамас, к 100-летию Арзамасского водовода: «...Работы на Мокром овраге привлекли внимание многих специалистов в области механики и гидрологии. Активным участником в теоретических обсуждениях, касающихся водопровода, был и практикующий инженер-механик Евгений Карлович Кнорре. Активная переписка началась с 1909г. Федору Ивановичу, не обладавшему техническим образованием, естественно, трудно приходилось в постижении многих тонкостей. Кнорре любезно разъяснял возникающие вопросы.»
В 1911г. начались работы по устройству водоносной сети с фильтрованной водой из источников Мокрого оврага. В конце Сальниковой (ныне К.Маркса) улицы была установлена водонапорная башня, от неё отходили «каналы» по всей Сальниковой, Рождественской (ныне Ленина) улицам и Гостиному ряду, сеть проходила также по Алексеевской (ныне Свободы), Новоплотинной (ныне Горького) и Ильинской (ныне Космонавтов) улицам. Было предусмотрено 7 водоразборных мест. Кроме этого предлагалось всем желающим подвести воду в дом.
Оказалось, что водопроводная система в целом имела непростое устройство. «На водокачке Мокрого оврага были установлены нефтяной двигатель системы «Горнсби» и два насоса: горизонтальный - плунжерный для подачи воды на башню по 2350 ведер в час и вертикальный — поршневой для подачи воды на фильтр американской системы «Джуэль». Вода от насосной станции до напорной башни доставлялась по чугунным трубам под давлением 5,5 атмосфер. Для распределения воды по городу была обустроена сеть из чугунных водопроводных труб различного диаметра. Контроль за потребляемой водой из частных водопроводов и на торгово-промышленных предприятиях осуществлялся посредством специальных водомеров. Осмотр водомеров и запись показаний производились назначенными Городской Управой лицами ежемесячно.» (Е.А. Голнощекова «К 100-летию Арзамасского водовода»)
К марту 1912г. была установлена такса за пользование городским водопроводом. Четверть копейки взималось за ведро воды, взятую из уличных и частных водоразборов. Вода, подведенная для торговопромышленных заведений, оценивалась в полкопейки за ведро. На фабрики и заводы вода поставлялась по усмотрению Городской Управы. Вода отпускалась строго по талонам, купленным в Городской управе. Возле каждой колонки находился сторож, контролирующий процесс взятия воды из водопровода.
Федор Иванович Владимирский не перестал быть главным организатором работ на Мокром овраге и после начала эксплуатации водопровода. В феврале 1912 года постановлением Арзамасской городской водопроводной комиссии он становится Почетным Пожизненным Попечителем водопровода.
Используя наработанные теоретические материалы по организации водопровода, Федор Иванович в мае 1912 года выступил на XI Всероссийском водопроводном и санитарно-техническом съезде. Комиссия Съезда признала работы, проведенные Владимирским на Мокром овраге вполне правильными и соответствующими современному уровню знаний гидрологии. Кроме этого, было высказано пожелание продолжить изучение подземного водного потока и о результатах подготовить доклад на конференцию XII водопроводного съезда, состоявшегося в итоге в 1922 году.
Документальные подтверждения этому мы нашли в статье Каплун «Сказ о воде»: «...об этом писала газета «Нижегородский листок» 24 мая 1913 Года. «Неутомимый пионер водопроводного Дела в Арзамасе Ф. И. Владимирский на водопроводном съезде в далекой Риге и выступил с интересным докладом.
Съезд встретил докладчика горячими аплодисментами... Живое увлечение сквозило в каждом слове, в каждой фразе человека, всей душою преданного излюбленному и теперь почти законченному делу. Из уст убеленного сединой старика лилась живая, точно юношеская речь... Съезд подчеркнул значение работ Владимирского в деле изыскания водных источников и указал, что его работа является единолично блестящим выполнением такой задачи, какая оказалась, например, посильной в Германии целому ряду научных сил».
Таким образом, Владимирский оказался первооткрывателем такого способа сбора воды в России. Наш вывод подкреплен сведениями, содержащимися в «Пояснительной записке по вопросу об источниках водоснабжения г. Арзамаса, составленная инженером-механиком Е. К. Кнорре: «Приехав в Арзамас, я немало был удивлен видеть здесь примененным уже способ искусственного увлажнения почвы для усиления источников, исполненным по инициативе протоиерея ф. И. Владимирского им лично. Городу Арзамасу и ему принадлежит честь такого нововведения в водопроводном деле впервые в России, насколько мне известно».
В читальном зале городской библиотеки мы познакомились с уникальным трудом Владимирского «Записка об устройстве водосбора из источников «Мокрого» оврага в Арзамасе», изданной в 1915 году. В этой брошюре кроме подробных сведений о водопитании жителей города Арзамаса и анализа местности имеется подробный план местности, чертежи оврагов, вертикальный разрез почвенных слоев на отдельных скважинах и детальный план местности «Рамзай». Все чертежи исключительно аккуратны, исполнены с большой любовью и знанием дела.
Об огромном труде Федора Ивановича свидетельствует подробный отчет о состоянии «Мокрого оврага» за 1904—1915 годы. По годам и месяцам указывается количество воды в источниках в тысячах ведер, количество атмосферных осадков, приход и расход воды. Имеются дополнительные сведения к отчету за 1904—1915 гг., глава о расширении водосбора на «Мокром овраге» на будущее время. Автор-пишет, что площадь водосбора может легко быть расширена. Надо оборудовать несколько водосборных неглубоких канав, а на месте водотеков невысокие плотины. Приводится химический анализ воды, исполненный в декабре 1914 года на Московской Рублевской водопроводной линии. Дальше следуют записи наблюдений наполнения прудов оврага в 1912—1915 годах. Все эти сведения собраны лично автором, подчеркивают громадный труд, проделанный им.
Федор Иванович был честен в большом и малом. Несмотря на огромные материальные лишения, он в конце стройки дал городской думе подробный отчет о всех израсходованных на стройку деньгах.
Федор Иванович Владимирский был неизменным заведующим городским водопроводом и руководил работами по его расширению и усовершенствованию до 1923 года, пока заведующий коммунальным отделом Арзамасского уисполкома не предложил Федору Ивановичу оставить занимаемый пост в связи с преклонным возрастом.
Ф.И. Владимирский и М. А. Горький
Фёдор Иванович был первым арзамасцем, который, несмотря на стоящего у крыльца дома полицейского, пришёл познакомиться с А.М. Горьким, сосланным в 1902 г. в Арзамас. Горький восхищался личностью и деятельностью этого неординарного человека, долгое время состоял с ним в переписке.
Во время пребывания Алексея Максимовича Горького в арзамасской ссылке (с 5 мая по 3 сентября 1902 года) завязалась тесная дружба писателя со священником Федором Владимирском. Впоследствии Горький писал о Федоре Владимирском своим друзьям и знакомым, принимал живейшее участие в его делах, сколь невелики были его личные доходы. «И впрямь, Владимирский можно сказать, был беднейшим всех своих коллег. Но не
только этим отличался он от них. Он в своем кругу он вступал в острые споры со служителями церкви, говорил им о нужде народной...»
Приведем еще выдержки из воспоминаний Горького о Владимирском. Вот несколько отрывков из очерков «Леонид Андреев».
«Отец Федор пришел ко мне вечером под проливным дождем, весь с головы до ног мокрый, испачканный глиной, в тяжёлых мужицких сапогах, сером подряснике и выцветшей шляпе, она до того размокла, что сделалась похожей на кусок грязи.
Крепко сжав руку мою мозолистой и жесткой ладонью землекопа, он сказал угрюмым басом:
- Это вы - нераскаянный грешник, коего сунули нам исправления вашего ради? Вот мы вас исправим! Чаем угостить можете?
В седой бороде спрятано сухонькое личико аскета, из глубоких глазниц кротко сияет улыбка умных глаз.
- Прямо из леса зашел. Нет ли чего переодеться мне...
Вот с этим человеком Л. Андреев и встретился у меня...
...По стеклам окон хлещет дождь, на столе курлыкает самовар, старый и малый ворошат древнюю мудрость, а со стены вдумчиво смотрит на них Лев Толстой с палочкой в руке — великий странник мира сего. Ниспровергнув все, что успели, мы разошлись далеко за полночь. Я уже лег в постель с книгой в руках, но в дверь постучали, и явился Леонид, встрепанный, возбужденный, с расстегнутым воротом рубахи, сел на постель ко мне и заговорил, восхищаясь:
— Вот так поп! Как он меня обнаружил, а?
И вдруг на глазах у него сверкнули слезы.
— Счастлив, ты, Алексей, черт тебя возьми! Всегда около тебя какие-то удивительные, интересные люди, а я — одинок...
Он махнул рукою. Я стал рассказывать ему о жизни отца Федора, о том, как он искал воду, о написанной им «Истории Ветхаго Завета», рукопись которой у него отобрана по постановлению Синода, о книге «Любовь—закон жизни», также запрещенной духовной цензурой...
...На рассвете отец Федор простился и часа через два уже исчез хлопотать о водопроводе арзамасском. А Леонид, проспав до вечера, вечером говорил мне:
— Ты подумай — кому, для чего нужно, чтобы в тухлом каком-то городе жил умница-поп, энергичный и интересный?..»
В письме к К. П. Пятницкому от 27 или 28 июля 1902 года Горький пишет: «Как приятно встретить среди сонных, трусливых баранов и жадных, тупых волков — упругую человечью энергию, неуклонное стремление к цели, сквозь трясину всякой тупости, пошлости и жадности! Сидел он, поп, у меня сегодня, читали мы с ним книжку Мадзини, восторгался поп и говорил мне, подмигивая: «А? Человек-то! Что есть лучше человека? Ничего нет, государь мой! Так и знайте — ничего нет! И другим поведайте — нет ничего, что было бы лучше человека в мире сем!» «Вспомните крылатую горьковскую фразу: «Человек—это великолепно! Это звучит—гордо!» Разве нет в ней сходства со словами Федора Ивановича? И как знать, может, он, этот редкий человек, Человек с большой буквы вдохновил писателя на эту, такую всеобъемлющую, такую прекрасную фразу...» - такой вывод мы встречаем в книге П. Еремеева «Арзамас -городок». Но при этом нам ближе версия В. Панкратова: «Вне всякого сомнения - Владимирский читал очерк Горького. И, видимо, у него были претензии к писателю, к тому, как он изобразил его».
Сохранилось интересное свидетельство студентки Нижегородского госуниверситета Е. Курячьевой. Прочитав очерк, она специально приезжала в Арзамас, чтобы познакомиться с отцом Федором. На вопрос девушки: «Правда ли, что Горький хотел написать вашу биографию?», Федор Иванович
ответил: «Да, хотел, но я отклонил это. Ведь мы с Алексеем Максимовичем все-таки люди разных убеждений, и я опасался, что он представит жизнь мою в нежелательном для меня духе...»
Впоследствии Г орький живо интересовался, как продвигается работа у его арзамасского друга, присылал ему ободряющие письма. 21 апреля 1912 года Алексей Максимович пишет в Арзамас с острова Капри:
«Дорогой о. Федор, прочитал я в «Нижегородском листке» об открытии водопровода, вспомнил героические труды Ваши, наше хождение по лесу вокруг «Мокрого», лицо Ваше и речи, вспомнил все и радостно заплакал. Такой праздник душевный, все это так прекрасно — ярко встало предо мною, Ваша жизнь, Ваша добрая работа. Вы простите меня, что пишу Вам, старшему, в таком тоне, но боже мой, как мало на Руси людей, Вам подобных, и как высока цена жизни, велико значение работы таких людей».
В письме, посланном из Петрограда 18 ноября 1915 года, Горький искренне поздравляет Владимирского с окончанием многолетнего труда. «...Восхищен Вашей энергией. Будьте здоровы, редкий человек, сердечно
приветствую Вас»,— говорится в конце этого письма.
Горький очень подружился с Владимирским. В дни его арзамасской ссылки Алексей Максимович часто бывал на «Мокром», наблюдал за работой Федора Ивановича, помогал ему добрыми советами. Общеизвестен исторический факт и материальной помощи Горького Владимирскому на постройку водопровода. Из своих средств он дал на это дело 1.000 рублей.
Ф.И. Владимирский и открытие первой общественной библиотеки
Во время пребывания в ссылке в нашем городе Горький стал инициатором создания первой публичной библиотеки. Мы предположили, что отец Федор Владимирский не мог остаться в стороне от столь знаменательного для города события, тем более, что он очень сдружился с писателем. Письменных подтверждений данной версии мы не нашли. Но тем не менее Г.И. Родина кандидат педагогических наук, преподаватель Педагогического института им. А.П.Гайдара утверждает, что Владимирский был инициатором основания первой бесплатной публичной библиотеки.
Строительство вокзала
B 1893 году было закончено проектирование линии .железной дороги Нижний — Ромоданово. Один из проектировщиков инженер Александров предложил вокзал этой линии в Арзамасе построить за Выездной слободой. Против этого очень остро выступил Владимирский, который предлагал построить вокзал на возвышении, на так называемом заводском участке. Когда его доводы на месте не возымели действия, Федор Иванович самолично отправился в Москву и добился утверждения своего предложения. Вокзал и был построен на горе. Об этом священник Владимирский так сообщает в своем письменном наброске «Сведения об устройстве вокзала в Арзамасе Нижегородско-Ромодановской железной дороги»: «Инженер Александров, не доходя до города версты за три, с дороги повернул за Высокогорский монастырь и, пересекши Тешу, почти вплоть дошел до села Красного и оттуда дошел до «Утешной» рощи, расположив вокзал «Арзамас» вблизи Выездновской кладбищенской церкви. Такой вариант не отвечал действительным интересам города, что вызвало меня на протест против этого варианта и побудило составить свой вариант; я заявил пикеты варианта Александрова — с поворота, как указано выше, — за три версты от города и «Утешной» рощи, соединив эти два пикета своим вариантом устройства вокзала на площади заводского участка, и, таким образом, мне удалось доказать возможность подойти непосредственно к городу. Мой вариант, по распоряжению железнодорожного правления, был проверен инженером Гоппиусом и найден был приемлемым, с изменением места вокзала не на площади Заводского участка, как было на моем варианте, а на горе под заводским участком, где в настоящее время вокзал и находится».
Пушкинская роща
В мае 1899 года он написал заявление в Думу, в котором предлагал отметить столетие со дня рождения А. С. Пушкина посадкой деревьев у Рамзайских прудов. «До половины минувшего столетия, — писал Владимирский, — рамзайская местность вся покрыта была густою кустарниковой растительностью «Рамзайские источники особенно ослабели в засушливые годы». Он предлагал провести посадки здесь, ибо предвидел, что в будущем население города возрастет, и эти источники станут очень нужны. Против этого предложения дума не возразила, выделила немного денег, и роща у прудов, ныне Пушкинская роща, была посажена. В посадке принимали участие учащиеся учебных заведений». Очередное собрание Городской думы 12 мая постановило, согласно предложению, произвести древонасаждение на рамзайской местности, наименовав имеющую образоваться от этого насаждения рощу у «Пушкинской» и ассигновав на это потребные средства. (Отношение Арзамасской город. Головы от 10 июня 1899 г. № 184.).
Березовая роща в Арзамасе Ф. Владимирского
К сожалению, в наше время роща почти полностью утрачена.
Дети Ф.И. Владимирского
Дети Владимирского воспитывались на передовых идеях того времени. Сын Владимирского, Михаил Федорович (1874—1951) — врач по образованию, верный ученик и соратник В.И. Ленина, член «Московского
рабочего союза» с 1895 г. Участвовал в создании ленинской газеты «Искра». Являлся членом Московского, Нижегородского комитетов РСДРП. Один из организаторов и участников Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве. До 1917 г. жил в эмиграции. Дочери Елена, Софья и Елизавета тоже занимались революционной деятельностью.
Имя Михаила Федоровича Владимирского, старейшего большевика, носят в Арзамасе городская больница и одна из улиц. В городском историческом музее представлены личные вещи и документы М.Ф. Владимирского.
(
В1991 год решением городского СНД улице имени Михаила Федоровича Владимирского присвоено имя Федора Ивановича Владимирского.)
Заключение
О Федоре Ивановиче написано немало. И совершенно не случайно он внесен в список знаменитых людей Нижегородского края. Это была поистине яркая, удивительная, поразительная личность, и по прошествии ста с лишним лет, мы до сих пор пытался понять, как столь многое сплетено было в одном человеке: священник и общественный деятель, инженер и строитель, писатель и краевед . И как его хватало на все?! Биография отца Федора притягивает.
Фёдор Иванович Владимирский, несомненно, тот человек, имя которого будет произносится арзамасцами с уважением и в будущем. И суть не столько в объёме сделанного им на благо города, а в том, что его желание улучшить жизнь и быт своих современников было бескорыстным и действенным. Он не гнался за славой, не преследовал меркантильных целей, не перекладывал решение проблем на других, богатых и облечённых властью. Его деятельность вполне подходит под высокое определение «подвижничество», что и выделяет Фёдора Ивановича на фоне других, пусть и более знаменитых наших земляков.
Литература
1. Боиович-1. [Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв. М, 1906] С. 196;
2. Панкратов В. Арзамасский Моисей // Арзамасская правда. 1993. 16,19,22 октября;
3. Титков Е.П., Николаев В.В. Михаил Владимирский. Горький, 1988.
Архивы
1. Арзамасский государственный архив. Фонд 3003. Опись 1. Дело 1, 5, 43;
2. РГИА [Российский государственный исторический архив]. Фонд 1278. Опись 1 (2-й созыв). Дело 76; Дело 577. Лист 19.
3. 63.3(2Р-4НН-2Арз) я 2 А80 АБ, ЧЗ, ОХ, ДБ, №№2,5,6,7,8. Абкин, Д.А. [Ф.И.
Владимирский] / Д.А. Абкин [и др.] // Арзамас: путеводитель / сост. А.Д. Одинцов.-Горький: Волго- Вятское кн. изд-во, 1978.- С.56-57, 89-90.
4. 63.3(2Р-4НН-2Арз) Б20 АБ, ЧЗ. Балакин, М.Ф. А начиналось с уездной больницы //
Балакин, М.Ф. Арзамас в ХХ веке. Кн.1 / М.Ф. Балакин, М.А. Балакина.- Арзамас: Арзамаскомплектпневматика, 2003.- С.233-240.- О внучке Ф.И. Владимирского Александре Николаевне Доброхотовой см. с. 236-237.
5. К72 А80 АБ, ЧЗ, № 8. Баландин, М.Ф. У истоков развития и становления научного
потенциала города. Владимирский Ф.И. // Арзамас в ХХ веке. Кн.3. Научный потенциал города / под ред. М.А. Баландина.- Арзамас: Арзамасская типография, 2006.- С.317.
6. 63.3(2)522 П16 ЧЗ. Владимирский, Ф.И. Речь на заседании II Государственной Думы
// Панкратов, В.М. Россия: выбор пути / В.М. Панкратов.- Арзамас: АГПИ, 2003.- С. 59-63.
7. К92 К87 ЧЗ. Владимирский Фёдор Иванович // Кто есть кто в Нижегородской
области. Вып. 2 / гл. ред. Т. Е. Яровикова.- Н. Новгород: Комсомольская правда-Форпост, 2000.- С.349.
8. К92 Н60 ЧЗ. Владимирский Фёдор Иванович // Нижегородская элита- ХХ век: энцикл.
словарь / под ред. О.А. Колобова.- Н. Новгород: Вектор- ТиС, 2001.- С.11.
9. 63.3(2Р-4НН) В74 ЧЗ. Горина, Е.В. Обзор личных фондов, хранящихся в ГУ ГАНО
№2, г. Арзамас // Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе. Вып.5 / под ред. В.И. Грубова.- Арзамас: АГПИ, 2009.- С.21.
10. 63.3(2Р-4НН-2Арз) Г70 АБ, ЧЗ. Город Арзамас. Люди. События. Факты / сост. и ред. И.А. Гордеевцев.- Арзамас: Арзамасская типография, 2006.- 262с.- О Ф.И.
Владимирском см. с 52-53, 60, 67, 76, 77, 78, 80, 82, 83, 109.
11. К5г (2Р-4НН) Д53 АБ, ЧЗ. Дмитриева, В.И. Михаил Фёдорович Владимирский (нижегородский период жизни) // Дмитриева, В.И. Врачи- нижегородцы / В.И. Дмитриева.- Горький: Горьковское кн. изд-во, 1960.- С.111-123.- О Ф.И. Владимирском см. с.37.
12. Доброхотов, Г.Г. Из семьи Доброхотовых: [автобиография] // Арзамас. правда.- 1978.4 мая.- С.4.
13. Ерофеева, З.Е. Революционер ленинской школы // Арзамас. правда.- 1964.- 4 марта.-С.2.
14. 63.3(2Р-4НН-2Арз) Е70 ЧЗ, АБ, ОХ, ДБ, №№ 2,5,6,7,8. Еремеев, П.В. Отец Фёдор // Еремеев, П.В. Арзамас-городок / П.В. Еремеев.- Арзамас: Юпитер, 1998.- С.525-575.
15. 63.3(2Р-4НН-2Арз) Г70 АБ, ЧЗ, ОХ, ДБ, №№ 2,5,6,7,8. Зимова, Г.А. Золотой век Арзамаса / Г.А. Зимова, И.А. Гордеевцев // Город Арзамас / сост. Г.А. Зимова, И.А. Гордеевцев.- Н. Новгород: Штрих, 1999.- С.38.
16. Из истории Пушкинской рощи: [документы] / подготовил В. Булыгин // Арзамас. новости.- 2005.- 13 сент.- С.2.
17. К Сб Р21 АБ, ЧЗ. Казнина, Т.В. Из рода Раевских // Рамзай-10: альманах / АГПИ.-Арзамас: АГПИ, 2011.- С.424-426. О родственных связях Ф.И. Владимирского.
18. Калинин, А.И. Ректор,учёный // Нижегородский музей.- 2011.- №22.- С.84-87. О внуке Ф.И. Владимирского Илье Алексеевиче Коршунове.
19. Каплун, М. Человек и гражданин // Арзамас. правда.- 1978.- 2 июня.- С.3,4.
20. 63.3(2Р-4НН-2Арз) О-95 АБ, ЧЗ, ОХ, ДБ, №№2,5,6,7,8. Квасницын, Ю.М. Арзамас в условиях капитализма (60-е г.г. ХІХ в.- нач.ХХ в.) // Очерки истории Арзамаса / науч. ред. Б.П. Голованов.- Горький: Волго- Вятское кн. изд-во ,1981.- С.64-84.- О строительстве водопровода см. с.76-78.
21. Кирилюк, С.Ф. Дом, в котором жил М.Ф. Владимирский // Памятники истории и культуры Горьковской области: справочник / сост. А.В. Кессель.- Горький: ВолгоВятское кн. изд-во,1987.- С.158.
22. Кирсанов, Г.С. Отец Фёдор // Арзамас. ведомости.- 2003.- 17 янв.- С.11.
23. 63.3(2Р-4НН) С11 АБ, ЧЗ, №№ 2,5,6,8. Киселёв, А. Фёдор Владимирский // С крестом и звездой. Нижегородские страницы / ред. совет: Н.Г. Смирнов [и др.].- Н.Новгород: Литера, 2008.- С.58-59.
24. Корнилов, П. Поправки Ф. Владимирского к книгам Щеголькова «Арзамасский Воскресенский собор» и «Исторические сведения о городе Арзамасе» // Арзамас. правда.- 1963.- 24 дек.- С.3.
25. Коршунов, А.М. Воспоминания // Нижегородский музей.- 2011.- №22.- С.88-91.-О дочери Ф.И. Владимирского Софье Фёдоровне см. с. 91.
26. Коршунов, И.А. Автобиография // Нижегородский музей.- 2011.- №22.- С.92-108.- О дочери Ф.И. Владимирского Елене Фёдоровне см. с. 93.
27. 26.89 (2Р-4НН-2Арз) К71 АБ, ЧЗ, ДБ, №№ 2,5,6,7,8. Косенкова, И.Н. Выдающиеся арзамасцы. Ф.И. Владимирский // Косенкова, И.Н. География Арзамаса и Арзамасского района / И.Н. Косенкова, В.А. Шеманаев.- Арзамас: Арзамаскомплект-пневматика, 2000.- С.140.
28. Кузнецов, А. Водолей- знак воды // Арзамас. новости.- 2003.- 8 фев.- С. 13.
29. Курячьева,Е. Дорогие сердцу воспоминания. Беседа с Ф.И. Владимирским // Арзамас. правда.- 1972.- 6 сент.- С.4.
30. Ниякий, В. Отец Фёдор // Нижегор. рабочий.- 1994.- 23 апр.
31. 63.3 (2Р-4НН-2Арз) О-95 АБ, ЧЗ,ОХ,ДБ,№№ 2,5,6,7,8. Одинцов, А.Д. Выдающиеся арзамасцы. Ф.И. Владимирский // Очерки истории Арзамаса / науч. ред. Б.П. Голованов.- Горький: Волго- Вятское кн. изд-во, 1981.- С.218-219.
32. Одинцов, А.Д. Наш выдающийся земляк // Арзамас. правда.- 1972.- 20 дек.- С.3,4.
33. Панкратов, В.М. Арзамасский Моисей // Арзамас. правда.- 1993.- 16 окт.- С.7 ; 19 окт.- С.2 ; 22 окт.- С.3.
34. Панкратов, В.М. Дом в Рождественском // Арзамас. новости.- 2011.- 10 фев.- С.18
35. Панкратов, В.М. Отец Фёдор // Арзамас. вести.- 2013.- 14-20 фев. (№7).- С.7.
36. 63.3(2Р-4НН-2Арз) П16 ЧЗ, АБ, ОХ, ДБ, №№ 2,5,6,7,8. Панкратов, В.М.
Свет во тьме светит...: док. очерк / В.М. Панкратов.- Арзамас: Арзамасская типография, 1998.- 42с.
37. Панкратов, В.М. Под дланью 58-ой статьи // Арзамас. новости.- 2011.- 5 мая.- С.17.
38. Панкратов, В.М. Что скрывала особая папка // Арзамас. правда.- 2003.- 11 фев.- С.3.-В содерж.: Отец Фёдор спешит к Горькому; Владимирские и Рюриковы; Похороны Бориса [Рюрикова].
39. Перетрутов, А. Видный учёный- металлург // Арзамас. правда.- 1989.- 4 июня.- С.4.
40. Перетрутов, А. Учёный геолог // Арзамас. правда.- 1977.- 5 авг.- С.4.
41. 66.61(2Р-4НН)8 С60 ЧЗ, ОХ, №№ 5,6. Плеханов, А. Видный деятель партии: [Михаил Фёдорович Владимирский] // Солдаты ленинской гвардии / сост. и науч. ред. В.А. Казаков, В.П. Фадеев.- Горький: Волго- Вятское кн. изд-во, 1974.- С.36-43.- О Ф.И. Владимирском см. с. 37.
42. Потанин, С. «Кто же должен сделать первый шаг к примирению»: штрихи к портрету отца Фёдора- Ф.И. Владимирского (1843-1932) // Арзамас. новости.- 1995.- 16 дек.-С.6
43. Потапова, Л. Две любви доктора Калиновского // Арзамас. новости.- 1996.- 7 дек.-С.6.
44. Потапова, Л. Цепь поколений // Арзамас. новости.- 1997.- 18 дек.- С.2.
45. Потанин, С. «Кто же должен сделать первый шаг к примирению»: штрихи к портрету отца Фёдора- Ф.И. Владимирского (1843-1932) // Арзамас. новости.- 1995.- 16 дек.-С.6.
46. Потапова, Л. Две любви доктора Калиновского // Арзамас. новости.- 1996.- 7 дек.-С.6.
47. Потапова, Л. Цепь поколений // Арзамас. новости.- 1997.- 18 дек.- С.2.
48. О решении гор. Думы присвоить звание «Почётный гражданин» В.П. Вахтерову, Ф.И. Владимирскому, М.П. Коринфскому, А.В. Ступину, Н.М. Щеголькову.
Интернет-ресурсы:
1. Протоиерей Фёдор Владимирский [Электронный ресурс] / Арзамасское благочиние //
2. Селезнёв, Ф.А. Владимирский Фёдор Иванович (Общественный деятель)
Авторы: Вязовова Анна, Марчус Николай, учащиеся 5 «А» класса,
НОУ РО «Арзамасская православная гимназия имени святых мучениц
Веры, Надежды,Любови и матери их Софии»
адрес-календарь нижегородской епархии на 1904 год:
Троицкая Ц. камен. (1824), хол.; престолы: гл. св. Троицы, прд. пр. ик. Казанскія Б. М., лв. св. Іоанна Предт. ІІ-й хр. камен. (1801), тепл.; престолы: гл. Знаменія Б. М., прд. пр. св. Гурія и Варсонофія, Казан. Чуд., лв. прп. Ѳеодосія Тотем. Земли 1 д.; у протоіер. д. соб., у діак. церк.; % 91 р. 15 к.; въ прих. прв. 136 м. 158 ж.
Протоіерей Ѳед. Ив. Владимірскій, 60 л., ок. сем. по 1 разр., въ прих. съ 1879 г., законоуч. 4-хкл. гор. уч., благочинный, им. орд. св. Анны 3 ст. (1895). Діак. на псал. вак. В. И. Веселовскій, 66 л., изъ высш. отд. д. уч., въ прих. съ 1898 г. Ц. ст. С. Н. Вандыіпевъ (1899).
Пожертвования:
В Канцелярию Епископа Нижегородского поступило с 12 по 23 декабря 1904 года
На нужды Красного креста
от благочинного протоиерея Федора Владимирского - 21 руб. 41 коп.
Высочайшія награды.
Въ 6-й день текущаго Мая 1905 года Всемилостивѣйше пожалованы за отлично усердную службу слѣдующія лица:
II. По епархiальному вѣдомству.
а) Орденомъ св. Анны 2-й ст.— гор. Арзамаса Троицкой церкви — прот. Ѳеодоръ Владимірскій.
(Нижегородские епархиальные ведомости. 1905 #10)
Епархіальныя распоряжения и извѣстія.
Увольненіе отъ должностей Благочинныхъ и назначеніе на эти должности.
3) Благочинный 1-го округа Арзамасскаго уѣзда Протоіерей Ѳеодоръ Владимірскій, согласно прошенію, резолюціею Его Преосвященства, отъ Февраля 1905 года, уволенъ отъ занимаемой имъ должности, а вмѣсто него, 2-го Марта 1905 года, назначенъ и. д. Благочиннаго означеннаго округа священникъ Благовѣщенской церкви г. Арзамаса Іоаннъ Троицкiй.
(Нижегородские епархиальные ведомости. 1905 № 6)
Пожертвованія на военныя нужды.
А. Въ Духовную Консисторію поступилъ въ теченіе Февраля мѣсяца и въ Хозяйственное Управленіе
при Святѣйшемъ Синодѣ отосланъ церковно-кружечный сборъ въ пользу больныхъ и раненныхъ воиновъ на Дальнемъ Востокѣ отъ:
протоіерея Ѳеодора Владимірскаго 49 р 47 коп
(Нижегородские епархиальные ведомости. 1905 № 6