Родился Николай Михайлович в Арзамасе в купеческой семье 17 апреля 1856 года по старому стилю (29 апреля 1856 года по григорианскому календарю). Окончил городское училище.
Фото Щегольков Н М , общественный деятель, краевед г. Арзамас
Фото Н. Сажина
Местонахождение: МБУ культуры историко-художественный музей
г. Арзамаса Нижегородской области
Свой первый исторический очерк опубликовал в 1895 году в нижегородской газете «Волгарь». Далее регулярно печатался как в этой газете, так и в «Нижегородских епархиальных ведомостях» и «Нижегородских губернских ведомостях». За свои исторические работы в 1901 г. был избран членом Нижегородской архивной комиссии. В 1903 г. издал подробный путеводитель по Сарову с жизнеописанием преподобного Серафима, в 1909 — большой труд «Арзамасский Воскресенский собор», в 1911 — «Исторические сведения о г. Арзамасе». Материалы для последней книги Щегольков собирал более 40 лет. Николай Михайлович не только описывал арзамасскую жизнь, но и принимал в ней активное участие: был гласным городской думы, городским головой, делопроизводителем общества хоругвеносцев.
Рабочие скорняки у дома Н.М. Щеголькова.
Местонахождение: МБУ культуры историко-художественный музей
г. Арзамаса Нижегородской области
Своей деятельностью на благо города Н. М. Щегольков, как никто, заслужил уважение современников и потомков, отметивших эти заслуги званием почетного гражданина.
Скончался Николай Михайлович в 1919 г.
В июне 2023 года, работая с архивными документами, мне удалось обнаружить любопытное письмо с автографом арзамасского краеведа Николая Щеголькова, оригинал которого бережно хранится в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении культуры "Государственный мемориальный музей А.В. Суворова".
В аннотации к указанному автографу имеется следующая пояснительная надпись:
Чистовой автограф черно-коричневых чернил на двойном листе мелованной бумаги, с горизонтальной линовкой. Текст на русском языке, в старой орфографии, с переходом на последующие страницы:
"Ваше Превосходительство / Иван Владимирович! / Из письма С.И. Потехина..".
Внизу четвертой страницы подпись автора:
"Ваш покорный слуга / Николай Щегольков", ниже:
"Арзамас 8 сентября 1904".
Письмо содержит сообщение о шпаге А.В. Суворова, подаренной им сыну арзамасского купца И.И. Цыбашева, информацию о литературных источниках, касающихся шпаги, предложение не спешить с даром в отношении Суворовского музея. Пагинация отсутствует: [4] с.
Местонахождение письма:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный музей А.В. Суворова"
* Возможную дату пребывания Суворова в арзамасе расчитал В. Климов в своем научно-историческом изысканиии " ПРЕБЫВАНИЕ А.В. СУВОРОВА В АРЗАМАСЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"
Указанная находка подтверждает исторический факт. Суворов в Арзамасе был.
Потомок, Иван Владимирович Штевен, спустя много лет, разбирая старые сундуки, нашел старую шпагу, которая была в очень жалком состоянии. В ноябре 1904 г. Иван Владимирович решает подарить эту шпагу в Суворовский музей, сопроводив дар письмом, в котором, в частности, писал, что «если доставленная вам шпага действительно по наружным признакам относится к годам жизни Суворова, то она несомненно ему и принадлежала, ибо других шпаг в вещах моих не оказалось».
Неизвестно, в каком виде шпага прибыла в Суворовский музей, но ее клинок действительно соответствует времени, описанному в легенде – стальной прямой обоюдоострый шестигранный, на основании клинка с обеих сторон – пята. Правда, латунный эфес шпаги относится, по всей видимости ко второй половине XIX в. Вероятно кто-то из владельцев шпаги решил ее отреставрировать по своему предпочтению, установив на клинок последней трети XVIII в. эфес, который больше соответствует чиновничьим шпагам середины/конца XIX в.
В ноябре 1909 г. в Суворовский музей пришло письмо от фрау Либинг, жены майора Либинга, жительницы Бланкенбурга на Герце в герцогстве Брауншвейг. В своем письме она сообщила, что у ее мужа есть сабля, принадлежавшая А.В. Суворову. Эту саблю он готов продать Суворовскому музею. В своем повторном письме в декабре 1909 г. она уточняет, что готова продать саблю за 10 000 немецких марок. Суворовский музей не торопился с ответом и лишь в апреле 1912 г. направил письмо военному агенту в Берлине с просьбой содействовать в приобретении предлагаемой сабли. В июне от того был получен ответ, что сабля вручена ему для пересылки в Музей Суворова, и что фрау Либинг согласна на цену в 500 рублей. Вместе с саблей фрау Либинг предоставила в 1912 г. доказательства, каким образом сабля Суворова оказалась у ее мужа. В 1792–1794 гг. сабля принадлежала А.В. Суворову, который «выменял ее у одного донского казака (за его храбрость и исправность в службе) за драгоценную саблю, к которой Суворов дал в придачу еще золотые дукаты». В 1794 г. под началом А.В. Суворова служил прусский гусарский ротмистр Хейлингенштадт, который участвовал в штурме Праги и был послан курьером к Фридриху Вильгельму II сообщить о победе под Варшавой. По возвращении от короля он еще некоторое время служил у Суворова и получил от него саблю на память. В 1873 г. сын Хейлингенштадта передал саблю майору Либингу, «которому дороги исторические воспоминания». Наконец, в июле 1912 г. Фрау Либинг были переведены 500 рублей, а сабля стала собственностью Суворовского музея. Казачья сабля, принадлежавшая А.В. Суворову, согласно архивным документам музея, была последним предметом, поступившим в Суворовский музей в дореволюционный период.*
*Источник: Фонд документов и рукописей Музея Суворова. Инв. № МС-2464. Л. 6.
В. Щавлев
Оказывается, книгу "Исторические сведения о городе Арзамасе, собр. Николаем Щегольковым. С видами и портретами. Арзамас, 1911" написал Алекса́ндр Алекса́ндрович Саве́льев, (10 ноября 1848, Нижний Новгород — 29 мая 1916, Нижний Новгород).
Предлагаемые «сведения» собраны с единственной целью сохранить в памяти арзамасцев воспоминания о достопримечательных событиях, совершившихся в их родном городе и его окрестностях, а также о лицах, послуживших в разные времена к созиданию, украшению и прославлению г. Арзамаса, развитию и сохранению в нем просвещения и добрых нравов и способствовавших благосостоянию местнаго края своими трудами, предприимчивостью и благотворительностью. — На собирание этих «сведений» посвящен досуг целой жизни автора, более 40 лет, и собрано всё, что только можно было собрать и, если собранного оказалось очень мало, то причиной тому были недостаток и разбросанность печатных материалов по этому предмету, тем более рукописных. Из устных рассказов и преданий помещены здесь только вполне достоверные, тщательно проверенные автором, а о легендарных он позволил себе выразить свое мнение и приводить их лишь в виду их широкой распространенности. Несмотря на всю ограниченность собранных «сведений», автор решился поделиться ими, посредством напечатания, со своими согражданами и внести свою малую лепту в общую сокровищницу истории. Побуждением к скорейшему напечатанию «сведений» с одной стороны служило полнейшее незнание арзамасцами прошлого своего города, а с другой опасение, что в случае смерти автора и эти малые «сведения» могут быть затеряны и никому не принесут никакой пользы, вследствие чего все труды его остались бы напрасными и он был бы подобен человеку, скрывшему данный ему талант в земле.
Указ Её императорского величества самодержицы Всероссийской из Правительственного сената. Её императорское величеством дан Сенату минувшим августом 16 дня, подписанный ей собственноручно, указ Всемилостивейшей повелеть изволила дать уездному городу Арзамасу, Нижегородского наместничества герб состоящий из щита, на золотом его поле два стропила одно из которых красное, другое зеленое. Рисунок оного герба прилагается к данному указу. Об этом всемилостивейшем Её Императорского Величества повелении через чего и публикуется. Подлинный за подписанием Правительственным сенатом. (М: П:) Отпечатан в Санкт-Петербурге при Сенате Августа 26 дня 1781 года.
Приступая к составлению летописи г. Арзамаса и его окрестностей, неудобно было начать её со времени основания города и требовалось сказать, хотя бы несколько слов, о том, что было в этих местах в отдаленные времена. Поэтому в начале повествования и помещаются сведения о мордве и мордовской земле.
Равным образом ход исторических событий не позволил ограничиться узкими рамками теперешнего арзамасского уезда, а потому здесь и считается окрестностями Арзамаса вся южная половина Нижегородской губернии, принимая за естественные границы Арзамасскаго края с севера р. Волгу, с востока р. Суру, с юга речки Алатырь и Сатис, а с запада р. Оку, т. е. местность, населенную в древности мордовским племенем Эрзян, от которых и сам город получил свое имя.
Посвящаю этот мой труд памяти достойных Арзамасцев, способствовавших созиданию, прославлению и украшению моего родного города, и приношу его в дар современным и будущим поколениям арзамасцев с искренним желанием, чтобы добрые примеры предков воодушевляли и потомков к подражанию им и соревнованию. Лучшей для меня наградой будет, если тогда, когда меня уже не будет на этом свете, мои любезные сограждане, прочтя эту книгу, помянут в св. храмах арзамасских раба Божия Никалая Щеголькова.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Главы. Исторические сведения о городе арзамасе. Стр.
I. Первые известия о мордве и мордовской земле 3
II. Исторические сведения о мордовской земле до основания Арзамаса (1221—1552 г.г.) 5
III. Легенды о первоначальном основании Арзамаса и посещении его Александром Невским. 9
IV. Сказание об основании Арзамаса Иоанном Грозным в 1552 г. и памятники, сохранившиеся от его Казанского похода в Арзамасском уезде. Общий вывод из всех этих сведений 11
V. События, относящиеся к истории Арзамаса, совершившиеся во второй пол. XVI столетия 17
VI. Арзамас в смутное время 24
VII. Арзамас при царе Михаиле Федоровиче 28
VIII. Арзамас при царе Алексее Михайловиче 34
IX. Арзамас во время бунта Стеньки Разина (1670 г.) 39
X. Арзамас в конце XVII века 42
XI. Великий Арзамасец XII стол. Иеромонах Исаакий в схиме Иоанн, пострижениик и настоятель Введенного монастыря, пустынножитель. перво начальник и основатель Саровской пустыни и первый просветитель А заволжск. раскольников 45
XII. Сказание о честном и животворящем Кресте Господнем, находящемся в церкви Илии пророка в г. Арзамасе 68
ХIII. Арзамас во дни Петра Великого 73
XIV. Арзамас при преемниках Петра I (1725—1767 г.г.) 82
XV. Посещение Арзамаса Императрицей Екатериной II 95
XVI. Арзамас во время Пугачевщины 99
XVII. Устройство кладбищ в Арзамасе 101
ХVIII. Золотой век Арзамаса (1775—1850 г.г.) 104
От автора к читателям 124
XIX. Арзамасская жизнь от "Пугача до француза" (1775—1812 г.г.) 125
XX. Арзамас в 1812 году 151
XXI. Построение нынешнего Воскресенского собора (в 1814—1842 г.г.) 154
XXII. Арзамасская жизнь от "француза до пожара" 161
XXIII. Арзамас во дни Императора Николая I 174
XXIV. Серебряный век Арзамаса (1851 — 1885 г.г.) 217
XXV. Александр Васильевич Ступин и основанная им Арзамасская школа живописи 232
XXVI. Арзамасская летопись за вторую половину XIX стол. (1856—1900) 238
XXVII. Арзамас во дни упадка (1885—1900 г.г.) 269
XXVIII. Важнейшие события, совершившиеся в Арзамасе в течении первого десятилетия XX века 272
© Источник: Исторические сведения о городе Арзамас собранные Николаем Щегольковым
© Arzemas. Н. М. Щегольков.
© Арзамас. Введение. Оглавление
© OCR и перевод - В.Щавлев. 2022
Автор: Н. М. Щегольков
Комментарии читателей премодерируются
Новые статьи
Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл
Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь, Набросьтесь вы На раба Божьего (имя), Чтоб он обо мне Яро томился, Со всех троп и дорог Ко мне бы стремился, Часа без меня жить не мог И любви бы своей Ко мне не превозмог. Не мог ни жить, ни быть, ни дневать, Ни минуты,...