V События, относящияся к истории Арзамаса, совершившияся во второй половине XVI столетия

Среда - 03/11/2021 01:11
Основание Спасскаго монастыря. Пожалование ему царских вотчин. Обращение ко Христу мордвы. Крещение их в Спасском озере. Игумен Сергий. Кончина святителя Филиппа. Усмирение Новгорода и поселение в Арзамасе опальных новгородцев. Следы и памятники их. Феофилакт Яковлев. Основание им Никольской церкви и при ней монастыря. Чудотворная икона святителя Николая. Царь Феодор Иоаннович и его заботы об Арзамасе. Представление об Арзамасе в конце XVI столетия. Пределы городской земли в то время.
V События, относящияся к истории Арзамаса, совершившияся во второй половине XVI столетия

  В 1556 году положено основание Арзамасскому Спасскому мужскому монастырю.[33]

   В древней Руси основание новаго города всегда начиналось построением храма, затем, обыкновенно, в нем в скором временни возникал и мужской монастырь, считавшийся настолько необходимой принадлежностью каждаго города, что построение подобных монастырей производилось с помощию правительства, а иногда и прямо на счет казны, почему монастыри эти и назывались «строение Государево» или «Царское богомолье». Так было и в Арзамасе: если принять за достоверное, что Арзамас основан Иваном Грозным во время Казанскаго похода в 1552 г., то вскоре, всего чрез 4 года, основан был в нем и монастырь Спасский, который в самом начале своего существования приобрел благоволение царя Иоанна Грознаго и, по просьбе игумена Сергия с братиею, получил от него жалованную грамоту на владение мордовскими царскими вотчинами: с. Ивановским с деревнями, Чернухою и Ореховцем с пустошью Блякином, со всеми угодьями, полями, лесами и покосами.[34]

   Построение мужскаго монастыря в Арзамасе было тем более необходимо, что окрестности города заселены были язычниками, а в самом городе жила новокрещенная мордва, нужно было одних обращать ко Христу и крестить, а других учить и утверждать в истинах Веры, поэтому главнейшей обязанностью иноков Спасскаго монастыря была проповедь Слова Божия — миссионерские труды. Летописи не сохранили нам имен лиц, потрудившихся в этом святом деле и воспоминаний о выдающихся событиях их спасительной деятельности, но явным свидетельством успешности их трудов служит то, что в Арзамасе, основанном среди жилищ языческих, св. Вера Христова распространилась и укрепилась очень быстро. Некоторым памятником обращения язычников ко Христу может служить находящееся по соседству с монастырем, запущенное ныне, Спасское болото. В прежния времена оно называлось Святым озером и даже названо так на плане города Арзамаса, составленном в 1830 году и хранящемся в городской управе, а это название и указывает именно на то, что в этом озере совершалось крещение язычников. (По той же причине получили то же название озера, находившиеся около монастырей: Соловечкаго, Макариева-Желтоводскаго и даже в самом Арзамасск. уезде близ с. Пустыни, где в древности также был монастырь. В Арзамасском же уезде близ мордовскаго села Вечкусова есть котловина уже пересохшаго озера, в котором по преданию, живо сохранившемуся среди окрестной мордвы, были крещены их предки).

   Спасский монастырь был построен вне арзамасской крепости, на восток от города, за глубоким оврагом, по которому протекала речка Сорока, на горе, что весьма приличествовало воспоминанию о Преображении Господнем на Фаворе, во имя котораго освящен был первый монастырский храм. В течении более чем 50 лет все церкви и здания монастыря были деревянныя. Каменныя церкви воздвигнуты в нем в царствование Михаила Феодоровича, о чем мы скажем в свое время.

   Если не первоначальником и основателем, то во всяком случае одним из первых настоятелей и устроителем Спасскаго монастыря должно почитать вышеупомянутаго игумена Сергия. Сей достопамятный муж, кроме устроения Спасскаго монастыря, оставил по себе память в Арзамасе еще тем, что по его совету положено основание Николаевскому женскому монастырю и им самим пожертвована в церковь этого монастыря резная икона св. Николая Чудотворца, впоследствии прославившаяся чудотворениями и составляющая ныне древнейшую святыню Арзамаса.[35] Скончался иг. Сергий в 1588 г.[36]

   Заброшенное и загрязненное ныне «Спасское болото» в прежнее время не только называлось «святым озером», но и считалось целебным. В народе хранилось поверье, что вода его исцеляет от слепоты и болезни глаз. Поэтому больные глазами приходили сюда умываться обыкновенно на заре, по три зари подряд. Поверье это основано на том, что вода св. Крещения исцеляет от слепоты, что в свою очередь, вероятно имело основанием события при крещении св. апостола Павла и св. равноапостольнаго князя Владимира, исцелившихся от слепоты при крещении их.

   1569 г. 23 декабря преставился святитель Филипп, Митрополит Московский и всея России, умерщвленный в заточении в Тверском Отроче-монастыре любимцем Ивана Грознаго Малютой Скуратовым. Здесь воспоминается об этом событии потому, что в управление св. Филиппа Московской митрополиею город Арзамас находился под непосредственным ведением Митрополита и, таким образом, сей святый угодник Божий был его епархиальным Архиереем.[37]

   В 1576 году 26 июня по повелению Иоанна Грознаго, в память покорения Казани основан в Арзамасском уезде (ныне в Сергачском) на р. Пьяне Троицкий мужской монастырь, ныне уже не существующий.[38]

   В 1580 году Царь Иоанн Грозный, усмирил или вернее сказать, опустошил Великий Новгород за мнимую его измену. Желая нанести как можно более тяжелый удар самостоятельности этого древняго торговаго города, он перевел множество жителей его на новые места, в другие города. Между прочим, многие Новгородцы были поселены и в новоустроенном городе Арзамасе и его окрестностях. Переселение их в эти места не было таким тяжелым бедствием, как они полагали. Удаленные из пределов Новгородских, они не видали тех бедствий, которыя постигли их родину чрез 30 лет, во времена междуцарствия и нашествия шведов, а на местах новаго жительства для их торговой деятельности открылось широкое поле и они вскоре зажили здесь безбедно. Для Арзамаса же эти новые жители были большой находкой: они принесли сюда с собою дух благочестия, который во все времена был достоянием великаго Новгорода, исконные русские обычаи, издревле присущую новгородцам предприимчивость и знакомство с процветавшими в пределах новгородских ремеслами: кожевенным, мыловаренным и скорнячным. Эти отрасли промышленности так привились в Арзамасе, что кожевенные заводы считались первыми в России и процветали почти 300 лет, а скорнячное ремесло, изменяясь и совершенствуясь, существует со славою доселе. Памятниками переселенцев Новгородских остались наименования некоторых арзамасских церквей, например: Софийской, с именем которой неразрывно связано воспоминание о величайшей святыне Новгорода, Софийском Соборе; Знамения (теплой при Троицкой церкви), посвященной также великой Новгородской святыне образу Знамения Пресвятой Богородицы, спасшей Новгород от Суздальцев и союзных им князей; Зосимской, посвященной имени урожденцев Новгородских Зосимы и Савватия. Очевидно, что, воздвигая эти храмы, бывшие новгородцы старались соединить с ними благоговение к святыням своей родины.

   Некоторыя фамилии арзамасских купцов долго хранили воспоминание о происхождении своих предков от Новгородцев, даже в 1840 г.г. А. Терещенко, говоря об этом в своих «заметках» называет фамилию Трушениковых (известных более под прозванием Полоусовых). Из устных разсказов старожилов мне приходилось слышать, что от новгородцев же происходили Шилкины (носящие книжныя фамилии Суворовых[39] и Курьяновых) и Бебещины (при чем замечалось, что правильно следовало бы писать Бебешины от коренных славянских слов бе бе шен), впрочем сами Бебешины говорят, что род их происходит от татарина Бебеша, от имени котораго и произошла фамилия столь многочисленная и распространенная в Арзамасе. То же говорили и о фамилиях Шишкиных и Суриных[40] Главным несомненным памятником этого переселения осталось новогородское нариъчие весьма распространенное в Арзамасском уезде.

   Около того же времени т. е. 1580 г.[41] в городе Арзамасе построен был храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, в котором прославилась чудотворениями его икона, а вскоре потом при этом храме устроен девичий Николаевский монастырь.

   Повествование об основании Николаевскаго монастыря нераздельно соединено с воспоминанием о светлой личности основателя его, иерея Феофилакта Яковлева.

   Благоговея пред памятью сего достославного арзамасца XVI столетия, пишущий эти строки, собрав и тщательно разсмотрев все дошедшия до нас известия о нем,[42] нашел возможным составить следующее сказание:

   Около 1580 г. один из жителей г. Арзамаса Феофилакт Яковлев, по своему усердию и на собственный счет построил деревянную церковь во имя св. Николая Чудотворца. Так-как в те времена священники, обыкновенно, избирались прихожанами, а не назначались епархиальным начальством, то и здеся во священника, вероятно по выбору прихожан, посвящен был сам храмоздатель.

   Вскоре, известный уже нам, игумен Спасскаго монастыря Сергий принес в дар этому храму резной образ святителя Николая, именуемый Можайским, а потом уговорил Феофилакта устроить при этом храме девичий монастырь, каковаго дотоле в Арзамасе еще не было. Это был ни единственный на Руси пример, что игумен мужскаго монастыря заботился об основании монастыря женскаго, а почти во всех новых русских городах, обыкновенно, так и было, что чрез несколько лет по устроении мужскаго монастыря возникал и монастырь женский, устроению котораго всегда помогали иноки мужского.

   Вследствие этого Феофилакт, кроме первозданной Николаевской церкви, имевшей придел во имя св. безсребренников Космы и Дамиана, выстроил еще другую деревянную церковь теплую, во имя Богоявления с приделом св. Георгия Победоносца, с жилыми подклетами, деревянными папертями и колокольней, до 30 отдельно стоящих деревянных келий и обнес все это деревянной оградой. Первоначальный монастырь устроен был на 30 монашествующих сестер.

   Время кончины Феофилакта осталось неизвестным, но супруга его Пелагия еще была жива в 1650 году, когда после пожара, истребившаго весь монастырь, ею, вместе с сыновями Григорием и Афанасием, построена была новая деревянная церковь.

   На первый взгляд очень трудно согласить два известия: 1) что Феофилакт построил церковь в 1580 г. и 2), что жена его была еще жива в 1650 г., т. е. чрез 70 лет, но это можно объяснить двояким образом: или 1), что Феофилакт построил церковь в самых молодых летах, или 2), что он женился пред самым посвящением на очень молодой девице (тогда дозволялось жениться даже на 13-тилетних, но не допускалось посвящать холостых, хотя бы и отличавшихся высокой нравственностью, людей). В таком случае могло быть, что жена его прожила после брака более 70 лет и в глубокой старости, когда ей было около 85 лет, принимала участие в постройке новаго храма.

   С течением времени память о Феофилакте изгладилась было не только в Арзамасе, но и в основанном им Николаевском монастыре и возобновилась как-бы случайно в 1870 годах. Управлявшая в то время монастырем игумения Мария, разбирая в ризнице старыя иконы, нашла древнюю икону Владимирской Божией Матери, на которой оказалась надпись, что она дана на благословение Николаевскому монастырю основателем его иереем Феофилактом. Знакомая с историей монастыря, игумения обрадовалась этой находке и, благолепно украсив св. икону, поставила ее в церкви, а при поминовении усопших во время богослужения в монастыре с того времени ежедневно начали поминать основателя святыя обители сея Иерея Феофилакта.

   Вышеупомянутая икона св. и чудотворца Николая, пожертвованная игуменом Сергием, прославилась в начале XVII столетия многими чудесными исцелениями, от которых даже самый монастырь получил тогда наименование Николая Чудотворца Новыя Прощи (от слова проща, прощать, прощение грехов, без котораго не может быть и телеснаго исцеления.[43]

   При игумении Марии (в 1870 г.) икона эта украшена новою богатою сребро-позлащенною ризою, с камнями и жемчугом[44] и на зимнее время стала переноситься в теплую церковь, тогда как до того времени постоянно находилась в холодной церкви в иконостасе. Пишущему эти строки пришлось видеть эту икону без ризы: она представляет чудно сохранившийся памятник четырехсотлетней старины и без ризы даже внушает еще более благоговейное чувство.

i 003

   1584 г. 18 марта скончался царь Иоанн Васильевич Грозный.

   1589 года 23 января при царе Феодоре Иоанновиче учреждено патриаршество в Россиие. При всех 10-ти Всероссийских патриархах Арзамас принадлежал к их области, но, кажется, ни однажды не был удостоен патриаршаго посещения. Во многих церквах Арзамаса имелись и доселе хранятся патриаршия грамоты. Многие антиминсы арзамасских церквей были освящаемы митрополитами Сарскими и Подонскими, или Крутицкими, которые в те времена были как-бы викариями патриархов и жили в Москве на Крутицах. Царь Феодор Иоаннович пекся об утверждении в Арзамасе Православной Веры и благочестия. Из древней описи Арзамасскаго собора видно, что он присылал в собор свои царские дары.

   В 1600 году составлена книга большаго чертежа (изданная в Москве в 1846 г. Г. И. Спасским), в которой упомянут и Арзамас такими словами: «А на реке, на Теше, от Мурома 120 верст град Арзамас. А Теша река вытекла с верху реки Алатыри и от реки от Пьяны»…

   На основании вышеприведенных сведений, современные нам Арзамасцы могут представить в своем воображении Арзамас в том виде, каким он был на рубеже ХVІ и ХVІІ столетий, лет чрез 50 после своего основания.

   Среди дремучих лесов на правом гористом берегу реки Теши стояла небольшая деревянная крепость, которая занимала пространство от теперешняго собора до церкви св. Духа, оттуда городская стена шла к тому месту, где ныне церковь Спаса Нерукотвореннаго Образа, а от нея поворачивала обратно к собору. В крепости находился соборный храм во имя Воскресения Христова, с 2-мя приделами: Вознесения Господня и св. великомуч. Феодора Стратилата. Как говорится в описи 1643 г., храм этот был деревянный клеть, верх шатром, паперти и на стрелех. В крепости же жил воевода, были дома простых обывателей, а служилые люди занимали целую улицу, которая проходила по самой средине города и называлась, как и ныне, Стрелецкой. В крепости вели несколько ворот, доселе сохранились названия двух из них, одне назывались Настасьинскими, а другия Кузнечными. Николаевский женский монастырь с двумя деревянными церквами, обнесенный деревянной оградой, стоял там-же, где и теперь, но это место было уже не в крепости, хотя и было также укреплено, укрепление это называлось Средним малым Острогом. Принимая во внимание, что горы в настоящее время значительно срыты, съезды улучшены и овраги засыпаны, можно составить понятие о том, что тогдашняя арзамасская крепость занимала довольно выгодное место, была неудобоприступной для неприятелей и, по тому времени, была значительно укреплена. На восток от города за оврагом, которым протекала речка Сорока, стоял Спасский монастырь, весь деревянный, а около него, вырубая росший там лес, уже селились жители и заводился посад. Церковь, стоявшая в те времена на месте нынешней Ильинской, именовалась «Никола Чудотворец, что за острогом»[45] селились посадские люди, а на северо-запад от крепости там, где, вероятно около того же времени построена была Софиийская церковь. Нижняя часть нынешняго города тогда почти сплошь была покрыта болотами, чрез нее протекала речка Шамка, русло которой было тогда гораздо ближе к городской горе, чем теперь, и Сорока. Святое озеро, именуемое теперь Спасским болотом, было несравненно шире и глубже, а вода в нем была настолько чиста, что в ней совершали крещение язычников и больные глазами приходили на заре умываться этой водой в надежде получить исцеление. На юг от Святого озера по берегу Шамки расположились кожевенные заводы, почему в XVII столетии эта часть города и именовалась Кожевенной слободой. Путь из крепости к Москве шел теперешним Никольским монастырем и назывались именно Настасьинскими. По выезде из города, за рекой Тешей жили казаки, которые в числе 600 человек оставлены были Иоанном Грозным для защиты от мордвы и татар[46] поэтому и селение их получило название «Выездной казачьей слободы». По соседству с ними поселились пушкари и деревня их получила название «Пушкарки». На юг от города на р. Теше, около мельницы Спасскаго монастыря расположена была деревня Мельничная, переименованная потом в село Ивановское, которое, вместе с деревнею Березовкой и с. Кирилловкой, принадлежало Спасскому монастырю.

   Границы городской земли в грамоте царя Михаила Феодоровича, данной арзамасскому воеводе Илье Афанасьевичу Стрешневу 25 сентября 1629 года, список с которой сохранился в арзамасском соборе, определяются так:

…«в арзамасских писцовых книгах Тимофея Измайлова с товарищи[47] написано: дано арзамасским посадским людям на выпуск и на сено селище и поля, что была деревня мордовская Михалева[48] по обе стороны реки Теши, промеж города Арзамаса и Красною села[49] и после письма и меры Игнатия Зубова с товарищи за рекою Тешею Михалевския поля взяты и отданы Арзамасским стрельцам в пашню, а за ними[50] осталось селище Михалевское, да к тому ж селищу долгая поляна[51] и арзамасским посадским людям велено против[52] тоя взятыя земли около города разчищать леса и арзамасские посадские люди для животиннаго выпуску леса разсекали и погари разчищали, а межа тому их выпуску и сенным покосам… чистаго от земли Спасскаго монастыря деревни Кирилловки и деревни Березовки и Мельничной[53] под черным лесом берега, а на ней грани, да через стрелецкий враг[54] на косой дуб, а на дубу грани, и стрелецкой враг к убожному врагу суховиловаты, что у Кирилловской пашни, да на дуб суховерхой, что на горе, а на нем грани, а с того дубу через Шамку речку на столб дубовой к котловине через дорожку на котловину, что у озерка у Кирилловской дороги, да на вяз виловат, что стоить у ями дорожки, а на нем грани, а с вязу через вражек и через дорожку на березу суховерху, а на ней грани, а от березы середнею дорожкою на столб дубовый, а на нем грани, а от того столба через гать, что было загатили насильством Выездные слободчики крестьяне на монастырской и на посадской на вопчей (общей) земле до новой мельнишной заимки, что было тоя-ж Выездной слободы крестьяне заплотили заплоту к посадской и монастырской земле насильством и по нашему указу и по челобитью Спасскаго игумена Ионы с братиею мельнишную заплотку велено разломать и впредь тут мельнице быть не велено[55]. А от мельнишной заплоты вниз по реке по Теше тем Тешным протоком, а тот проток течет позадь посадских дворов кожевенные слободы[56] до большого мосту, которым ездят в Выездную слободку и к Москве, и от большого мосту тем протоком, который течеть от мосту и в Выездную слободу до стрелецких сенных покосов и от того протоку через большое болото, а от стрелецких сенных покосов ниже Воскресенской соборной мельницы[57] вниз по Теше на столб, а на нем грань, а от того столба вниз до устья речки Соловейки, правая сторона посадских людей, а левая сторона земля и сенные покосы стрелецкия да дворцоваго Краснаго села, а от устья речки Соловейки вверх по Соловейке до Нижегородския до верхния дороги, что ездят из Арзамаса в Нижний, правая сторона земля и росчисти и погари посадских людей, что они разчищали для выпуску, а левая сторона от реки от Теши вверх по Соловейке кулига с болоты для мельничнаго заплоту и на выпуск написано к Никольской мельнице, а та мельница дана[58] к Николе Чудотворцу в руги место, вверх по Соловейке по земли и по погари боярина князя Бориса Михайловича Лыкова, а от тех граней вверх по Соловейке по Нижегородскую дорогу, на Лубяной враг и по черный лес и до граней монастырския земли деревни Кирилловки розчисти и животинной выпуск и сенные покосы посадских людей»… Вот каким были Арзамас и его окрестности около 1600 года!

© Источник:  Н. М. Щегольков. Историческия сведения о городе арзамасе, собранныя николаем щегольковым с видами и портретами
© Арзамас. Глава V События, относящияся к истории Арзамаса, совершившияся во второй половине XVI столетия
© OCR  и перевод - В.Щавлев. 2021

Автор: Н. М. Щегольков

Всего оценок этой новости: 5 из 1 голосов

Ранжирование: 5 - 1 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии читателей премодерируются

Код   

Перед записью комментария, вы обязаны выразить свое согласие:


"Нажимая кнопку 'Записать', я даю согласие на обработку предоставленных мной персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ."


"Нажимая кнопку 'Записать', я предупрежден, что распространение рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается (ч.1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ."

Новые статьи

Более старые статьи

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь, Набросьтесь вы На раба Божьего (имя), Чтоб он обо мне Яро томился, Со всех троп и дорог Ко мне бы стремился, Часа без меня жить не мог И любви бы своей Ко мне не превозмог. Не мог ни жить, ни быть, ни дневать, Ни минуты,...

Опрос

Какой поэт написал стихотворение Наш Арзамас?


 
Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд