Всякому русскому человеку, хотя немного знакомому с историей своего Отечества, известно, сколько великих бедствий пережила Русская Земля, в так называемое смутное время, началом котораго можно считать 15 мая 1591 года, когда неповинно убит был в Угличе злодейскою рукою юный св. царевич Димитрий, а концом тот благословенный день 21 февраля 1613 года, когда единогласным решением выборных людей ото всех городов русских на царский престол был избран Михаил Феодорович Романов.
Отдаленный от Москвы, юный еще тогда и малолюдный Арзамас не видал под стенами своими ни врагов поляков, ни самозванцев, ни буйных донских казаков, но и до него, как отдаленные раскаты грома доносились страшныя вести из Москвы, где верховная царская власть то и дело переходила из одних рук в другия, одни враги сменялись другими и, казалось, гибли Отечество и Вера. Отдаленные от Москвы, не постигавшие московских событий, не подозревавшие тамошних интриг, Арзамасцы терялись в догадках, не знали кого считать законным Царем, чьей стороны держаться. Лишь сердцем чуяли они, что Отечество гибнеть и Православию грозит опасность, и душой стремились к Москве, чтобы спасти там и Отечество и Веру или положить за них свои души и кости.
Неизвестно, как встречена была в Арзамасе весть о кончине царя Феодора Иоанновича и о вступлении на царский престол новаго царя Бориса Годунова в 1598 году и как отразилось здесь народное бедствие страшнаго голода, бывшаго при царе Борисе, но нужно полагать, что в 1605 году весть о появлении в пределах России и о вступлении в Москву Лжедимитрия, котораго все считали тогда истинным Димитрием, сыном Грознаго царя, встречена была с радостью и Арзамассцы, незнавшие о том, как он вел себя в Москве, оставались верны ему до самой его смерти. На следующий год не успели они опомниться от страшной вести, что он был Самозванец и убит, как пришла к ним новая весть, что он жив и снова стоит с войском, осаждая возмутившуюся против него Москву… Было тут над чем задуматься!.. и в результате, арзамасцы признали Тушинскаго вора истинным царем.
В 1606 году шайки передовых посланцев Лжедимитрия II (Тушинскаго царька) наводнили окрестности Арзамаса. Состоя большею частию из оборваннаго сброда беглых, нищих, бродяг, людей без чести и совести, эта толпа «воров» волновала народ, то, суля ему несбыточныя блага за присоединение к возстанию, то грозя пытками и истязаниями. Они жгли села, грабили проезжавших по дорогам, угоняли скот. Беглые холопы и крестьяне, недовольные отменой Юрьева дня, громадными толпами присоединились к бунтовщикам. Давно уже успокоившаяся мордва также возстала.[60]
Вся эта голыдьба шла к Арзамасу, откуда под начальством мордвинов Варкодина и Москова двинулась на Нижний, но намерение бунтовщиков овладеть этим городом не удалось. Князь Иван Михайлович Воротынский, посланный царем Василием Шуйским разбил у Арзамаса полчище бунтовщиков. Часть их разбежалась и ушла в стан Тушинскаго вора, а другая часть засела в Арзамасе, Алатыре и Ядрине.[61]
В 1607 году Лжедимитрий II, подкрепляемый поляками, двинулся на Москву. Вся южная Русь подчинилась ему. За ней последовало все Поволжье, кроме Нижняго Новгорода. Арзамас признавал его истинным Дмитрием, или, как выражались летописцы «был в измене», вследствие чего был взят войсками царя Василия Ивановича Шуйскаго.
Никоновская летопись свидетельствует, что царь Василий послал под Арзамас боярина князя Ивана Михайловича Воротынскаго, который град Арзамас взял. В других летописях говорится, что под Арзамас велено было идти воеводам Григорию Григорьевичу Пушкину и Сергею Григорьевичу Ададурову с ратными людьми Владимирскими, Суздальскими и Муромскими.[62] Может быть во взятии Арзамаса участвовали все эти соединенныя силы: мятежников было много, а войска царя Василья Шуйскаго, как известно, большой храбростью не отличались.
На успокоение Арзамаса потребовалось не много времени: вскоре после того в Арзамасе было собрано ополчение, которое и отправлено к Москве, на подкрепление царским войскам. 30 марта 1608 г. ополчение Арзамасское вместе с рязанцами, предводимое князем Хованским и Захаром Ляпуновым билось с поляками, предводимыми Лисовским, под городом Зарайском, при чем побито 300 человек арзамасцев. Эти храбрые воины погребены в г. Зарайске рядом с церковью Благовещения и над общею могилою их доселе возвышается большой курган.[63]
Сказание о битве под Зарайском представляет самую горестную и вместе славную страницу в истории Арзамаса. Слабое перо мое не в силах описать это событие и потому привожу здесь повествования летописцев, почти современников. Столяровская летопись говорит: «В Переславле Резанском[64] были воеводы князь Иван Андреевич Хованской да думный дворянин Прокопий Петров сын Ляпунов, а с ними были Резанцы всех станов, да с одним князем И. А. Хованским было Арзамасцев дворян и детей баярских по списку лучших людей 250 человек. Из Переславля Резанскаго с весны ходили воеводы под Пронск, а Пронск был в измене, и у Пронска острог взяли и в остроге дворы выжгли и к городу Пронску подступали и немного городу не взяли. Из города ранили из пищали воеводу Прокопия Ляпунова по ноге. И от города воеводы и ратные люди отошли прочь и пошли в Переславль Резанский. И в Переславле, собрався с ратными людьми воевода князь И. А. Хованской, дав Прокопьево место брать его Захар Ляпунов с ратными людьми, с резанцы и с Арзамасцы пошли под город под Заразской. А в городе в Заразском сидел полковник Александр Лисовский и с ним литовские ратные люди, и черкасы, и русские всякие воры. И как Московские люди пришли под город под Заразской, на поле, и Лисовской со всеми людьми из города вышел на бой, и с резанцев и с Арзамасцы был у него бой, и резанцев и Арзамасцев побил и много живых поймал»…[65]
Никоновская летопись повествует о том же так: «В Переславле Резанском, слыша воеводы, что Зарайской город литовские люди взяли, и послаша под Зарайской город ратных людей; воевода с ними бысть Захарий Ляпунов, и приидоша под Зарайской город не промыслом, со пьяна. Лисовский же видев из Зарайскова, Московских людей побил на голову и многих живых поимали: единых Арзамасцов убита на том бою триста человек; трупы же их Лисовский повеле похоронити в одно место, в яму, и содела ту над ними для своей славы курган великий: той курган стоит и до ныне»…[66]
Но слава Лисовскаго скоро увяла: через год он стоял уже под стенами обители преподобнаго Сергия, защищаемой видимо только горстью монахов да малоискусных ратных людей, а незримо молитвами своего святого основателя… Стоял Лисовский ни один, а с Сапегою и многочисленным войском, стоял около обители много-много месяцев, томил осажденных голодом, и жаждой, и осадой, и приступами, не жалел и ядер для стрельбы, но взять святой обители не мог… Бродил он и после того, был и в Кинешме и в Дунилове и много-много еще где: пролил много русской крови, еще более заставил пролить слез, но славы не нашел и теперь даже сами поляки не знают где его могила, а высокий курган его сделался памятником убитых им Арзамасцев. Прошло уже слишком 300 лет, а на кургане еще не умолкает пение панихид о лежащих здесь приснопамятных Арзамасцах!
Вскоре после несчастной битвы, как только успокоилась от смуты Русская земля, царь Михаил Феодорович повелел построить близ кургана храм Благовещения для поминовения лежащих под курганом… И доселе возносится в этом храме о упокоении их Безкровныя Жертвы.[67]
Тяжело было маленькому, еще едва просуществовавшему 50 лет городу Арзамасу перенести такую утрату: не годы, а десятки лет проливали в Арзамасе слезы об убитых под Зарайском.
По свидетельству Зарайских старожилов, в старину раз в год жители Арзамаса приезжали в Зарайск и служили панихиды над телами убитых своих предков и сограждан.
Между тем полнаго спокойствия в окрестностях Арзамаса не было. В конце 1608 года князь Семен Вяземский во главе мятежников, состоявших из жителей Нижегородских окрестностей, арзамасцев, татар, черемис и поляков подступил к Нижнему и 5 декабря осадил его, но был разбит Нижегородским воеводой Алябьевым и обращен в бегство, при чем многие мятежники были захвачены в плен и приведены в Нижний.
Около того же времени, верные царю Василию Шуйскому, нижегородцы разбили мятежных жителей Балахны, державших сторону самозванца. При этом Балахнинский воевода Голенищев и 6 других главных мятежников были повешены в Нижнем, на нижнем базаре.
Через месяц, 16 января 1609 г. Алябьев, разсеяв мятежныя шайки приверженцев самозванца в окрестностях Нижнего, явился с тою же целью под Муром.
Такия успешныя действия против мятежников и бунтовщиков приобрели Алябьеву благоволение и признательность царя Василия Шуйского, который и дал ему похвальную грамоту от 27 мая 1609 г.[68]
После этого в окрестносях Арзамаса все как будто-бы успокоилось. Здесь даже нашли себе приют жители Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа, бежавшие из своих мест от военных ужасов и разорения, которое нанесли им поляки и приверженцы самозванцев. Памятником этого осталось наименование речки Смолянки, протекающей чрез с. Выездную Слободу, составлявшую тогда часть города. Название свое речка получила оттого, что смоленские пришельцы жили по ея берегам.[69]
Но главное бедствие нашего Отечества было еще впереди, когда в 1612 г, царь Василий Шуйский лишен был престола и насильно пострижен, сердце России — Москва досталась в руки поляков, а великий святитель, патриарх Гермоген умерщвлен был голодной смертию. Наступил 1612 год, когда на Руси не было ни царя, ни патриарха, а Москва, разграбленная, оскверненная и поруганная находилась в руках поляков. Но Бог помиловал Русскую Землю и воздвиг спасителя ей в лице доблестнаго Нижегородскаго гражданина Козьмы Минина, которому дал и не менее доблестнаго помощника князя Пожарского.
О, как счастлив летописец Арзамаса, когда он ссылаясь на целый сонм свидетелей, может поведать, что на призыв Минина идти к Москве, чтобы спасти Отечество и Веру, первые явились дети боярские из Арзамаса и с ними Смоляне, Вязьмичи и Дорогобужане, поселившиеся в Арзамасе![70]
20 августа 1612 г. князь Пожарский и Минин с своею ратью подошли к Москве, 22 октября взяли Китай-город, а 27 торжественно вступили в Кремль.
Москва была освобождена, а в феврале 1613 года собрались в нее выборные люди от всех городов русских для избрания царя и 21 февраля единодушно избрали Михаила Федоровича Романова. Выборным человеком от города Арзамаса был игумен Спасского Монастыря Иов.
© Источник: Н. М. Щегольков. Историческия сведения о городе арзамасе, собранныя николаем щегольковым с видами и портретами
© Арзамас. Глава VI Арзамас в смутное время.
© OCR и перевод - В.Щавлев. 2021
Автор: Н. М. Щегольков
Комментарии читателей премодерируются
Новые статьи
Более старые статьи
Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл
Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...