арзамасский женский алексеевский монастырь

Четверг - 23/12/2021 02:26
Арзамасский Алексеевский женский монастырь основан около 1634 года, упоминание о нём мы находим в Нижегородском епархиальном календаре за 1889 год.
Картинка Арзамасский женский Алексеевский монастырь
Картинка Арзамасский женский Алексеевский монастырь

арзамасский женский алексеевский монастырь

История Русской Церкви, Макария Митрополита Московскаго относит основание Спасскаго монастыря к 50-м годам XVI столетия.

В грамоте царя Алексея Михайловича данной 28 марта 1670 г. стольнику князю Леонтию Шайсупову, писанной на семи склеенных листах и скрепленной дьяком Иваном Степановым, сказано: «как-де тот Никольский девич монастырь построен тому лет с девяносто и больше»… (т. е. в 1580 г. или ранее).

  Арзамасский Алексеевский женский монастырь основан около 1634 года, упоминание о нём мы находим в Нижегородском епархиальном календаре за 1889 год (составитель — диакон Снежницкий),

   Летописец Нижняго Новгорода с его уездами И. Востокова. Опись дел Арзамасской земской избы во второй половине XVII столетия (в архиве город. думы) и дело Спасскаго монастыря о земле с. Ивановскаго 1738 г. (в Арзам. уезд. суде).


   Описание монастыря мы находим в «Нижегород. адрес-календарь» диакона А. Н. Снежницкаго 1889 г., «3аписки И. Н. Четыркина» (примечания его к описанию Алексеевской общины), «Памятники Церков. древностей». Арх. Макария., Нижегор. губ. ведомости за 1849 г., Московския ведомости за 1850 г., Краткое сказание об Арз. Ник. монастыре. С.-Петербург 1885 г.

Арзамасский список упоминаний женского Алексеевского монастыря

1)  История Русской Церкви, Макария Митрополита Московскаго.
2)  Летописец Нижняго Новгорода с его уездами И. Востокова.
3)  Опись дел Арзамасской земской избы во второй половине XVII столетия (в архиве город. думы.
4)  Дело Спасскаго монастыря о земле с. Ивановскаго 1738 г. (в Арзам. уезд. суде).
5)  Грамота царя Алексея Михайловича данная 28 марта 1670 г. 
6)  «Памятники Церков. древностей». Арх. Макария., Нижегор. губ. ведомости за 1849 г.
7)  Московския ведомости за 1850 г.
8)  Очерк Алексеевской общины 1866 г.
9)  Краткое сказание об Арз. Ник. монастыре. С.-Петербург 1885 г.
10) Описание Общины Ив. Ник. Четыркина. 1887 г.
11) «Нижегород. Епарх. адрес-календарь» диакона А. Н. Снежницкий. 1888 г.

  Сведения об основании монастыря приведены в книге преподавателя Нижегородской семинарии И. Н. Четыркина, который ссылается на существовавшую жалованную грамоту царя Алексея Михайловича от 15 июня 1675 года, данную арзамасскому воеводе Василию Петровичу Кошкареву, в которой сказано:

«… в 1634 году по указу блаженной памяти отца нашего государства, великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси, по грамоте из Новгороцка приказу, воеводе Никите Шаховскому указано построить в Арзамасе, на посаде, наше царское богомолье, Новодевич монастырь Алексея человека Божия».


новодевичий 7
  Поводом к основанию и названию обители послужило рождение наследника престола, впоследствии царя Алексея Михайловича, в честь которого и был посвящен монастырь имени его ангела, пресвятого Алексея, дабы монахини монастыря неустанно молили Бога о здравии и удаче в делах будущего государя.

  К сожалению, в исторических источниках не упоминается имя первой настоятельницы Алексеевской обители. Известны лишь четыре игуменьи за более чем вековой начальный период существования монастыря. С 1634 по 1764 год обитель управлялась игуменьями, из которых известны:

Анисья, управлявшая монастырем во времена царствования Алексея Михайловича,
Матрена — при царях Иоанне и Петре Алексеевичах,
Капитолина — при Петре I и
Дорофея, руководившая монастырем до середины XVIII века.


новодевичий 6
  В 1764 году при императрице Екатерине II в России произошло уложение монастырских штатов православных монастырей, в результате чего Алексеевский Новодевичий монастырь был упразднен. Монахини были переведены в Арзамасский Никольский монастырь. Все движимое и недвижимое имущество монастыря поступило под управление игуменьи Никольского монастыря, Алексеевская церковь, построенная и освященная в 1753 году, обращена в приходскую, с припиской к ней 60 дворов прихожан.

новодевичий 4
  Через 13 лет (в 1777 году) по закрытию монастыря несколько келейниц упраздненного Алексеевского монастыря, оставшихся на прежнем месте жительства из-за недостатка помещений в Никольском монастыре, а также вновь поступившие, получили благословение епископа Владимирского и Муромского Иеронима на проживание при Алексеевской церкви.

новодевичий 9
  Восстановителем общины и устроителем ее духовно-иноческой жизни являлся иеромонах Федор, из рода дворян Ушаковых. Под его руководством и опекой небольшая община стала быстро расти и благоустраиваться и со временем обрела самостоятельность.

новодевичий 5
  Первоначально община пользовалась устными советами и наставлениями своего руководителя и основателя иеромонаха Федора. В 1842 году Алексеевская община, на основании указа Правительствующего Синода от 12 июня 1842 года, перешла под покровительство духовного и гражданского начальства, наравне со штатными православными монастырями.

  С 1777 года в общине избирались свои настоятельницы — начальницы из среды сестер:



  1. Евдокия Иванова (1777-1785 годы) — дочь сержанта из Санкт-Петербурга. Была избрана и поставлена настоятельницей самим основателем общины иеромонахом Федором в 1777 году, по старости и болезни сложила в 1785 году с себя обязанности управления обителью.

  2. Мария Петровна Протасьева (1785-1813 годы, в схиномонашестве Марфа) — из дворян Костромской губернии, дочь бригадира Петра Григорьевича Протасьева. Во время ее управления общиной были построены три каменных двухэтажных корпуса и теплая Успенская церковь.
   Мария Петровна Протасьева до 15 лет проживала в г. Ростове Великом. Воспитанная богомольной бабушкой, девушка рано прониклась идеалами монашества и поступила послушницей в один костромской монастырь. Став духовной дочерью преподобного Феодора Санаксарского, Мария была послана старцем в окормляемый им Арзамасский Алексеевский монастырь, в котором спасались около 150 насельниц. В 25 лет подвижница приняла схиму с именем Марфа Арзамасская и по благословению старца стала настоятельницей обители, которой успешно управляла на протяжении 30 лет и скончалась 54-х лет 30 апреля 1813 года.

   Память схимонахини Марфы – 13 мая (по новому стилю).

(Из книги протоиерея Николая Киселева «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения», кандидата исторических наук, настоятеля Захарьинского Знаменского храма Московской епархии).
 

  3. Матрена Емельянова (1813 год) — вдова дьячка, первая из настоятельниц, утвержденная в этом звании Духовной консисторией по резолюции преосвященного Моисея, епископа Нижегородского. Скончалась в 1813 году через десять недель после ее утверждения в должности.


новодевичий 11
Арзамасский во имя свт. Николая мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. (ЦАК МДА)


  4. Ольга Васильевна Стригалева (1813-1828 годы, в монашестве Олимпиада) — дочь Костромского именитого горожанина Василия Ивановича Стригалева. При ней был расширен и украшен Вознесенскаий храм. При помощи благотворителей построены больничная церковь с помещениями для больных и престарелых сестер, три каменных корпуса, деревянные на каменном фундаменте мельница и колодец с водоподъемной машиной; приобретено несколько участков огородных земель.

  5. Марфа Павловна Пирожникова (1828-1852 годы) — дочь сержанта гвардии из Санкт-Петербурга. За время ее правления общине из Арзамасской казенной лесной дачи правительством подарен участок мелкого дровяного леса в 100 десятин; на западной стене обители построена каменная колокольня, также при помощи различных благотворителей построены каменный двухэтажный корпус, деревянный корпус на каменном фундаменте; приобретено несколько участков огородной земли.

  6. Прасковья Александровна Щетинина (1852-1866 годы, в схиномонашестве Сергия) — дочь мещанина г. Ядрин Казанской губернии. При ней в 1860 году общине был подарен второй участок дровяного леса в 50 десятин из Арзамасской казенной лесной дачи. Приобретены у разных лиц рядом с обителью несколько участков огородной земли. Построены при помощи различных благотворителей каменная часовня на восточной стене общины, двухэтажный больничный корпус, перестроен один из деревянных корпусов, колодец в виде часовни; вновь отстроены стены ограды с северной и восточной стороны обители. Купеческой дочерью Марией Семеновной Ситниковой общине была подарена каменная торговая лавка в Гостином ряду.

  7. Варвара Степановна Вальронд (1866-1879 годы, в схиномонашестве Варвара) — дочь генерал-майора. При ней был выстроен Вознесенский храм, внутреннее убранство которого: позолота иконостасов, живопись в куполе и т. д. – дело рук ее и сестер обители. Став настоятельницей общины, она продолжала развивать и расширять занятия художественными промыслами в обители, которые приносили значительную прибыль и были одной из статей дохода к благоустройству зданий и содержанию многочисленных сестер общины, которая не имела государственной дотации.

  Во время управления общиной Варварой Степановной Вальронд обители были пожертвованы и приобретены участки пахотной и луговой земли при с. Бритово Арзамасского уезда, при с. Вельдеманово Княгининского уезда, при с. Терюшево Нижегородского уезда; приобретен каменный двухэтажный дом у восточной стены обители, в котором была открыта золоточеканная мастерская; правительством подарен участок леча в Чернухинской казенной даче; вдовой титулярного советника Анной Григорьевной Поповой подарен деревянный одноэтажный дом в г. Нижний Новгород. На пожертвования разных благотворителей выстроен деревянный на каменном фундаменте двухэтажный корпус, в котором на средства наместника Свято-Троицкой Сергиевской лавры архимандрита Антония открыта живописная мастерская и с его материальной помощью пристроен к колодцу каменный коновод и проложены вместо деревянных чугунные водопроводные трубы во все хозяйственные постройки и службы общины.

  8. Евгения Ивановна Страгородская (1879-1914 годы) — родная сестра будущего патриарха Московского и всея Руси отца Сергия. При ней правительством закреплена за общиной лесная дача в 250 десятин. При помощи благотворителей был приобретен и обустроен гостиный двор. В 1884 году был совершен обмен общинной земли в Княгининском и разных местах Арзамасского уездов на землю господина Панютина, с водяной мельницей на р. Теше, находящуюся при с. Пешелань Арзамасского уезда.

  В 1898 году (29 июня) Алексеевская женская община была преобразована в первоклассный монастырь.

новодевичий 3

Литография с изображением панорамы монастыря, снятой с невысокой точки зрения. Первый неглубокий план представляет пространство мощеной площади с линией пограничных столбиков и двумя фонарными столбами. На втором плане, на фоне неба изображен ансамбль монастыря, напоминающий городок-крепость, над стеной с башенками которого поднимаются массивы храмов и служебных корпусов. В небе в облаках парит икона Богоматери Утоли моя печали с предстоящими перед ней Святым Алексеем человеком Божиим и Святителем Николаем Чудотворцем с надписями "Св. Юр. Алексiй человек божiй."; "Св. Николай Чудотворецъ."; "Образъ Божiей Матери Утоли моя печали."

  В середине XIX века в Алексеевской общине имелись следующие церковные здания:

  – каменная Вознесненская церковь первоначально построена с приделом Казанской Божьей Матери в 1777 году вместо деревянной Казанской силами прихожан Алексеевской церкви. При настоятельнице Ольге Васильевне Стригалевой была расширена;

  – деревянная холодная церковь во имя Казанской Божией Матери с четырьмя престолами построена при основании Алексеевского монастыря в 1634 году;

  – теплая трехэтажная каменная Успенская церковь с приделом во имя Алексея человека Божия построена при настоятельнице Марье Петровне Протасьевой при финансовой помощи московских купцов Афанасия Ивановича Долгова, Алексея Ивановича Кушашникова и Семена Прокофьевича Васильева, вместо прежней теплой церкви, построенной в 1753 году. Согласно историко-статистическому описанию Арзамасской Алексеевской женской общины, составленному И. Н. Четыркиным, «… церковь занимала верхний этаж здания; в среднем помещаются трапеза, келарня; в нижнем — хлебопекарня, квасоварня и несколько келий для трудящихся здесь сестер. В самом же верху под кровлею помещается разный зерновой хлеб. Здесь же в особом отделении помещается и общинская библиотека …»;

  – деревянная теплая шатровая церковь, посвященная Всем Святым;

  – каменная больничная церковь, размещавшаяся в двухэтажном каменном больничном корпусе, построенном в 1825 году при настоятельнице Ольге Васильевне Стригалевой;

  – каменная трехярусная колокольня, сооруженная на западной стене монастыря над святыми воротами;

  – деревянная колокольня.

достопримечательности арзамаса

  В общине было 19 хозяйственных корпусов, из них 9 каменных, три полукаменных, 5 деревянных на каменных фундаментах, 2 деревянных без фундаментов:

  1. настоятельский корпус каменный двухэтажный, построенный при настоятельнице М. П. Протасьевой при финансовой поддержке московских купцов Долгова, Кушашникова и Васильева. В нижнем этаже располагалось 5 келий, в верхнем — 6. В нижнем этаже размещалась настоятельница и сестры, жившие при ней, одну из келий занимала общинская аптека. В верхнем этаже помещались золотошвейные мастерские, здесь же жили и сестры, занимавшиеся золотошвейными работами.

  2. каменный двухэтажный корпус, построенный отцом настоятельницы О. В. Стригалевой, костромским купцом Василием Ивановичем Стригалевым. В нем было 5 келий в каждом этаже, в которых жили сестры, занимавшиеся оформлением икон — золотым шитьем, жемчугом, фольгой и цветами.

  3. каменный двухэтажный корпус, построенный при настоятельнице М. П. Протасьевой. В нижнем этаже была устроена прачечная, в трех кельях верхнего — швейные мастерские, в нижних — жили сестры, занимавшиеся швейным мастерством, а также сестры, работавшие в прачечной.

  4. каменный двухэтажный корпус, построенный при настоятельнице М. П. Протасьевой. В верхнем этаже жили сестры, занимавшиеся вязанием теплой обуви и чулок, и сестры, исполнявшие фольговые работы и изготовлявшие искусственные цветы. В нижнем этаже находились зимние помещения для коров и келья для сестер, трудящихся на скотном дворе.

  5. каменный двухэтажный корпус, построенный при настоятельнице М. П. Пирожниковой донским казаком Иваном Биревым. В верхнем этаже жили сестры, занимавшиеся шитьем церковных облачений, в нижнем — трудившиеся в церквах, а также занимавшиеся резанием и литьем стекол для икон, фольговыми и другими работами.

  6. каменный двухэтажный корпус с мезонином, располагавшийся на восточной стороне общины и приобретенный при настоятельнице В. С. Вальронд. В верхнем этаже помещалась золоточеканная мастерская и работавшие в ней сестры, мезонин и нижний этаж занимали сестры, исполнявшие разные послушания.

  7. каменный двухэтажный корпус, в котором помещалась больница с церковью.

  8. каменный одноэтажный корпус, построенный при настоятельнице О. В. Стригалевой при финансовой помощи одной из сестер обители Марии Андреевны из дворянского рода Прокудиных. В одной их келий происходило непрерывное чтение псалтыря об упокоении благотворителей обители. В других кельях проживали сестры, исполнявшие разные послушания.

  9. каменный одноэтажный корпус, построенный при настоятельнице О. В. Стригалевой, в котором жили сестры, работавшие на огородах и в других послушаниях.

  10. двухэтажный корпус с деревянным верхом и каменным низом, построенный при настоятельнице П. А. Щетининой. В нем размещалась больница.

  11. двухэтажный корпус с деревянным верхом и каменным низом, построенный при настоятельнице П. А. Щетининой, в котором проживали сестры, трудившиеся в разных послушаниях.

  12. двухэтажный корпус с деревянным верхом и каменным низом, в котором размещались сапожная мастерская и трудившиеся в ней сестры.

  13. деревянный двухэтажный корпус, в верхнем этаже которого размещалась живописная мастерская, в нижнем — жили сестры-художницы. Построен был при настоятельнице В. С. Вальронд.

  14. деревянный двухэтажный корпус, в котором проживали сестры, занимавшиеся прядением шерсти и льна, тканием сукна, также в одной из келий проводилось непрерывное чтение псалтыри с поминовением всего царствующего дома и всех благотворителей обители.

  15. деревянный двухэтажный корпус, в котором проживали сестры, трудившиеся в разных послушаниях.

  16. деревянный одноэтажный корпус, построенный при настоятельнице М. П. Пирожниковой, в котором проживали сестры, проходившие разные послушания. Внизу под кельями располагался холодный склад для хозяйственных принадлежностей.

  17. небольшой деревянный флигель, построенный при настоятельнице В. С. Вальронд, для проживания сестер, трудившихся на скотном дворе.

  18. такой же флигель, для летнего пребывания сестер, трудившихся на огородах.

  19. деревянный одноэтажный корпус без фундамента, в котором была поставлена машина на конной тяге для чесания шерсти.

  Кроме этого на территории общины находились и другие хозяйственные постройки: четыре каменных ледника, деревянный амбар, деревянный на каменных столбах сарай для крашения сукон и холста на одежду сестер; каменная конюшня, деревянный амбар, деревянный на каменных столбах сарай-каретник, такой же скотный двор, небольшое каменное здание для бондарных работ, небольшое каменное помещение для зимнего помещения молодых телят, деревянный склад.

  Вся территория обители была обнесена каменной стеною, выстой до 3,5 метров и длиной 850 метров, с пятью небольшими башнями и четырьмя воротами.

  Помимо этого Алексеевской обители принадлежал двухэтажный дом с каменным низом, деревянным верхом и мезонином на Голодаевской (ныне Пролетарская) улице, в котором находился странноприемный дом. Этот дом был приобретен при настоятельнице Е. И. Страгородской.

  В Нижнем Новгороде на Провиантской улице находилось подворье Алексеевской общины, расположенное в одноэтажном доме, пожертвованном в 1873 году вдовой титулярного советника А. Г. Поповой.

  В общине особо были развиты художественные рукоделия и ремесла. Сестры занимались шитьем золотом и серебром плащаниц, облачений и других церковных вещей; украшением образов золотым шитьем, жемчугом, фольгой и цветами. Золотошвейные работы в общине были настолько развиты, что она получала заказы не только со всей России, но и из-за границы, например: Молдавии, Греции, Константинополя, Иерусалима. За фольговые и мелкие золотошвейные работы комитетом Нижегородской кустарно-промышленной выставки-ярмарки в 1885 году община награждена была бронзовой медалью.

новодевичий 2

Спасо-Преображенский собор и Спасский монастырь справа
Фото Масксима Дмитриева

Советский период


  С приходом к власти большевиков монастырские земли и здания начали стихийно захватываться и разоряться, а монахини выселяться. В августе 1918 года в Арзамас прибыл Штаб Восточного фронта и занял под свои части все арзамасские монастыри. Часть зданий Алексеевского монастыря в сентябре 1918 года была занята под формирование артиллерийского дивизиона. С апреля 1919 года по март 1923 года в стенах обители располагался сыпно-тифозный лазарет, открытый по инициативе Арзамасского уездного исполкома. Монахини в это время выполняли роль сестер милосердия, сиделок и санитарок. Все они переболели тифом, многие умерли. С 1924 года здесь расположился 51-й Иваново-Вознесенский полк, который и поставил крест на 400-летней истории монастыря.

  4 августа 1925 года на заседании Президиума Арзамасского уездного исполкома (протокол № 66/30) рассматривалось ходатайство Алексеевской религиозной общины о передаче ей церквей Алекеевского монастыря для нужд общины. Президиумом было вынесено постановление: «В виду того что Алексеевский монастырь закрыт постановлением Нижгубисполкома от 30-го августа 1921 года № 83 § 1, утвержденным ВЦИКом, с вывозом оттуда всей церковной утвари, и занят 51 полком, а также принимая во внимание недопустимость оставления общины в стенах монастыря … в просьбе Алексеевской религиозной общине с возвращением ей церквей монастыря отказать …».

новодевичий 10
  В сентябре 1925 года Успенская церковь монастыря была передана под военные склады. В здании Вознесенского собора размещалось имущество ликвидируемых церквей. Предполагалось использование этого здания для размещения хранилище уездного архива. Но 9 мая 1928 года здание собора перешло в ведение 51-го полка. Таким образом, Алексеевский монастырь перестал окончательно существовать.

Фонд Арзамасского Алексеевского женского монастыря

   Фонд Арзамасского Алексеевского женского монастыря поступил на хранение в архив в 1925 году, источник поступления не установлен. Первичное описание документов и составление описи проведено в 1938 году. Документы фонда включены в 1 опись с общим количеством 275 единиц хранения за 1771-1920 годы.

  В 2015 году над описью фонда проведено усовершенствование, в ходе которого были уточнены заголовки единиц хранения, количество листов в них и крайние даты документов, составлен титульный лист и предисловие к описи.

  Документы фонда по своему составу содержат: указы Синода и Нижегородского духовного правления, сведения о строительстве при Алексеевской общине Вознесенской и Успенской церквей, паспорта, отпускные билеты и свидетельства послушниц и сестер, купчии крепости по купле-продаже имущества, сведения об отчуждении части монастырских земельных участков под строительство железнодорожной линии Ромаданово- Нижний Новгород, переписку настоятельниц с различными корреспондентами, в том числе письма иеромонаха отца Федора [Ушакова], а также другие документы. Наиболее информативны летописи и исторические описания монастыря и приходно-расходные книги за разные годы. В состав фонда также входят метрические книги (за 1778-1830, 1836, 1841-1857 годы) и исповедные росписи прихожан (за 1778-1841, 1846-1851 годы) Алексеевской приходской церкви.

  В состав фонда внесена книга записи входящей корреспонденции квартального надзирателя за 1824 год (дело № 33), не относящееся к данному фонду.

Документы фонда по своему составу содержат: указы Синода и Нижегородского духовного правления, сведения о строительстве при Алексеевской общине Вознесенской и Успенской церквей, паспорта, отпускные билеты и свидетельства послушниц и сестер, купчии крепости по купле-продаже имущества, сведения об отчуждении части монастырских земельных участков под строительство железнодорожной линии Ромаданово - Нижний Новгород, переписку настоятельниц с различными корреспондентами, в том числе письма иеромонаха отца Федора [Ушакова], а также другие документы. Наиболее информативны летописи и исторические описания монастыря и приходно-расходные книги за разные годы. В состав фонда также входят метрические книги (за 1778-1830, 1836, 1841-1857 годы) и исповедные росписи прихожан (за 1778-1841, 1846-1851 годы) Алексеевской приходской церкви.

  С архивными материалами Фонд № 11 “Алексеевский женский монастырь, г. Арзамас Нижегородская губерния” вы можете ознакомиться в ГАНО, г. Арзамас.

© Размещено: 09.12.2015
© Автор: ГАНО, г. Арзамас
© г. Арзамас. С уточнениями В. Щавлева

Автор: В. Щавлев

Всего оценок этой новости: 25 из 5 голосов

Ранжирование: 5 - 5 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость
подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Арзамас ты дорог мне и я тебя люблю!

Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...

Опрос

В каком году образовался город Арзамас


 
Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд