Фольклор села Абрамово Арзамасского уезда

Воскресенье - 23/04/2023 12:00
Кустарные промыслы и песенный фольклор села Абрамово Арзамасского уезда в исследованиях этнографа А. В. Карпова
Село Абрамово, 1975
Село Абрамово, 1975

Фольклор села Абрамово Арзамасского уезда

  Абрамово – большое село в 10 км к западу от Арзамаса. Фольклорная традиция связывает возникновение села, как и многих других поселений юга Нижегородской области, с третьим казанским походом Ивана Грозного. Согласно преданию летом 1552 года на месте Абрамова существовало поселение, один из жителей которого проводил русского царя с войском от Ирженского стана до следующего стана на Авше (Акше).

  Первое поселение на территории Абрамова существовало уже в IV – VII веках. В начале 1960-х годов археологом Горьковского историко-архитектурного музея-заповедника В. Ф. Черниковым здесь было обнаружено первое погребение середины IV века. В 1970-1975-х годах на восточной окраине села проводились масштабные раскопки археологами из Саранска под руководством М. Ф. Жиганова. В настоящее время Абрамовский могильник имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, это один из памятников археологии древней мордвы.

  В письменных источниках село впервые упоминается в 1592 году, и с этого же времени регулярно фигурирует в документах. Во второй половине XVI века только что вошедшая в состав Российского государства территория Арзамасского района, как и вся долина Тёши от Сакон до Лукоянова, стала «русским фронтиром». Новые земли распределялись и перераспределялись среди дворянства, сюда устремились крестьяне, казаки, духовенство, служилые люди. Этот процесс отражен в документах «Арзамасских поместных актов (1578 – 1618 гг.)», опубликованных в 1915 году С. Б. Веселовским. По всей видимости, Абрамово существовало уже в первой половине 1580-х годах, так как изначально являлось центром небольшой сельской округи с церковным приходом («село Обрамово з деревнями»). И если близлежащая деревня Мерлино в документах впервые упоминается так же, как и Абрамово, в 1592 году, то другие соседние поселения-спутники – Забелино и Веригино – в 1585 и в 1586 гг., соответственно.

  В переписях 1613 года в «Арзамасских поместных актах» и «Писцовой книге Арзамасского уезда (1621-1623 гг.)» Абрамово представлено уже большим селом с двумя храмами и водяной колесной мельницей на реке Тёше. В последующие столетия история Абрамова – это история большого села и центра сельской округи в пригороде Арзамаса.

  Летом 1875 года село Абрамово посетил молодой этнограф Андрей Васильевич Карпов. Труды этого незаслуженно забытого в советские годы нижегородского краеведа только совсем недавно обрели читателя благодаря изданиям АГПИ им. А. П. Гадйра (ныне – Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского): «Народные песни, записанные в Арзамасском уезде Нижегородской губернии А. В. Карповым летом 1875 года» в серии «Народная поэзия Арзамасского края» (2010), Карпов А. В. «Кустарные промыслы Арзамасского уезда» (2010), Карпов А. В. «Кустарные промыслы Нижегородской губернии» (2012). Интересные и ценные сведения по истории и культуре Нижегородского края стали достоянием широкого круга читателей.

  Андрей Васильевич Карпов родился 9 октября 1857 года в селе Кирилловка в пригороде Арзамаса. Окончив сельскую начальную школу и Арзамасское уездное училище, в 1873 году Андрей Карпов поступает в Нижегородскую мужскую гимназию, славившуюся своими известными выпускниками (одновременно с Андреем в гимназии учились философ В. В. Розанов, математик А. М. Ляпунов и композитор С. М. Ляпунов). В 1876 году поступает в Казанский ветеринарный институт. В разное время жил и работал в Сергаче, Казани и Орске (Оренбургская губерния). Умер от чахотки в 1885 году молодым, не дожив до 28 лет.

  Еще в Нижнем Новгороде, обучаясь в гимназии, Андрей Васильевич знакомится с известным нижегородским историком и краеведом А. С. Гациским, по предложению которого 17-летний Андрей в каникулы 1875 года пешком обошёл сёла и деревни Арзамасского уезда, записывая народные песни (всего им было собрано более 500 песен). В последующие годы Андрей Васильевич принял участие в работе созданной при Министерстве финансов комиссии по исследованию кустарной промышленности и написал ряд статей по промыслам Нижегородской губернии.

  В каком году молодой учёный посетил Абрамово и соседние сёла для изучения кустарных промыслов, достоверно неизвестно. Возможно, материал был собран во время фольклорной экспедиции 1875 года. Большая статья о ремесленниках села Абрамово и деревни Мерлино вышла в свет в 1880 году.

  Публикации А. В. Карпова представляют особенный интерес именно потому, что материал был собран в полевых условиях самим исследователем. И несмотря на наивность некоторых аналитических рассуждений молодого ученого (во время фольклорной экспедиции Андрею Карпову было всего 17 лет, а публикации по кустарным промыслам села Абрамово и соседних поселений были изданы им в 22-23-летнем возрасте), собранный и обработанный материал, равно как и авторские замечания, - ценный источник по истории культуры Арзамасского района и Нижегородской области. А для изучения истории культуры поселений, попавших в поле внимания Андрея Васильевича, переоценить их значение просто невозможно.

  Абрамовским и мерлинским (из соседней деревни Мерлино, к настоящему времени фактически сросшейся с селом Абрамово) ремесленникам А. В. Карпов посвятил большую статью «Щепной промысел в Абрамовской волости Арзамасского уезда». Экскурс в хозяйственную жизнь крестьян-кустарей исследователь сопровождает небольшим географическим описанием села, микротопонимики (как дошедшей до наших дней, так и уже не сохранившейся в обиходе), обращает внимание на степень зажиточности местного населения, нравы, отношение к старинной традиционной культуре, фонетические особенности местного говора, которые Андрей Карпов передает и в записанных в Абрамове текстах народных песен.

  Щепной промысел был представлен в Абрамове бондарным ремеслом и производством телег, а в Мерлине – производством колёс к телегам. В соседнем Забелине было развито гончарное ремесло (забелинским гончарам А. В. Карпов посвятил статью «Горшечный промысел в Забелине и Бритове»).

  В 1870-х годах в Абрамове из 1496 жителей производством бочонков занимались около 400 человек в 220 домах, а в других 30 домах 30 человек производили телеги (без колёс). Производством колёс для телег занимались около 90 человек (из 550 жителей) во всех 70 хозяйствах соседней деревни Мерлино. В Забелине из 54 дворов и 412 жителей горшечным промыслом занимались в 35 домах около 100 человек.

  Производству бочонков учились в Абрамове с 11-12-летнего возраста, а 16-17-летний обученный ремеслу мальчик был уже самостоятельным ремесленником. Обучались обычно дома, в семье. Но так рано приучали к ремеслу только в бондарном промысле. Для производства колёс и телег требовалась физическая сила, а для хорошего результата – опыт и квалификация, этим ремёслам начинали учить с 15-16 лет, а хорошим мастер получался только после многолетнего опыта.

  Изучая щепной промысел в Абрамове и Мерлине, Андрей Карпов проанализировал прибыльность и сельского хозяйства местных крестьян. Исследователя интересовал вопрос, почему здесь было так развито ремесло? Ремёсла и отхожие промыслы обычно получают распространение там, где из-за недостаточно хорошей почвы, климатических особенностей и поэтому невысокой урожайности сельское хозяйство не кормит крестьян. В Абрамове и окрестных поселениях, как определил Андрей Карпов, и почва хорошая, и крестьяне на урожайность не жалуются. Масштабно налаженный щепной промысел в Абрамове и Мерлине он считал случайностью.

  У распространения же гончарного промысла в Забелине были свои причины. Первая причина заключалась в нехватке земли у части домохозяйств поселения. Население здесь делилось на две общины, гончарным ремеслом занималась только одна из них, которую называли «горшоватой вотчиной». В Забелине до отмены крепостного права две общины крестьян принадлежали разным помещикам, одна из них отрабатывала барщину, другая – платила оброк. Гончарным промыслом занимались только платившие оброк крестьяне Толбухина-Корсикова. Они составляли почти 2/3 населения села. После отмены крепостного права оказалось, что земли на одного человека в этой общине приходится в 3,5 раза меньше, чем у отрабатывавших барщину крестьян Караулова. Урожая не хватало ни на выкуп земли, ни на то, чтобы прокормиться. Поэтому и после отмены крепостного права гончарный промысел для этой части населения Забелина продолжал быть важным источником дохода.

  Вторая причина распространения гончарного ремесла в Забелине связана с высоким качеством местной глины, удачно подходившей для горшечного производства. Глину забелинские крестьяне покупали в соседних сёлах Абрамово и Веригино. В собственном производстве она использовалась не полностью, часть глины забелинские горшечники возили в Богородское (ныне – город Богородск), где она выменивалась на готовую продукцию. Богородские горшечники были более искусными мастерами гончарного дела, но своей хорошей глины в достатке не имели. Полученную в обмен на глину готовую и более качественную продукцию богородских гончаров забелинские ремесленники продавали вместе со своей продукцией.

  В статьях по кустарным промыслам А. В. Карпов также подробно описывает весь календарный цикл работ, технологию производства и экономику ремесла, начиная от этапа заготовки сырья до продажи конечному потребителю. Правда, к экономическим расчетам молодого ученого необходимо относиться осторожно: Андрей Карпов не учитывает, что рынок сбыта – это ограниченный ресурс. Возможная прибыльность не определяется максимальным возможным объемом производства одного ремесленника или семьи, готовый товар необходимо еще и продать. В исследованиях же А. В. Карпова эта, казалось бы, очевидная особенность рыночной экономики игнорируется.
Село Абрамово, 1975
Фотография вида площади в селе Абрамово. Горьковская область, Арзамасский район. Чёрно-белая. На обороте надпись синими чернилами: «1975г. Абрамово». Местонахождение: Музейно-выставочный центр – структурное подразделение МБУК музей "Природа" им. С.И. Трофимова Арзамасского муниципального района

  Другое исследовательское направление, которым занимался А. В. Карпов, - песенный фольклор. В изданный в 2010 году сборник песен Арзамасского уезда, записанных Андреем Васильевичем, вошли тексты около 500 песен. Все песни представлены в группах: исторические, голосовые, скоморошные, игрищные, хороводные, святочные, детские, свадебные, заплачки, духовные стихи и песни-рассказы. Ноты приводятся лишь к некоторым песням. Разделы и некоторые отдельные тексты дополняются примечаниями. Особенно интересны примечания в виде небольших этнографических зарисовок, поясняющие обстоятельства исполнения песен и их текстов. 20 песен из сборника А. В. Карпова – варианты песен из сборника «Русские народные песни» М. А. Балакирева.

  В примечаниях к 35 песням сборника указано на то, что они были записаны в Абрамове от местной жительницы Прасковьи Пименовой. Тексты песен, записанные в Абрамове, передают характерное для села «цоканье» (ставшее причиной появления одного из прозвищ местных жителей – цокалки): «голосоцком», «словецко», «ноци», «тветоцки». Возможно, «абрамовских» песен было и больше, так как у многих песен сборника не указано географическое место записи. Об одной из песен, записанной без привязки к какому-либо селу, этнограф говорит как о самой популярной песне в Арзамасском уезде и всей Нижегородской губернии.

  Одна из «абрамовских» песен - «Что на свете прежестоко?» - иллюстрирует интересный этнографический феномен «обратного» движения традиций. Некоторые тексты сказок и песен, записанные этнографами и фольклористами в сельской местности, начиная с XIX века, - это не всегда аутентичные народные тексты, а случаи, когда произведения высокой (книжной, театральной, музыкальной) культуры попадают и получают распространение в сельской народной культуре. Хотя изначально и они могут иметь фольклорные корни, но становятся народными повторно уже под влиянием художественного дискурса высокой культуры.

  Два варианта вышеупомянутой песни в 1866 году публиковались М. А. Балакиревым в «Русских народных песнях». В примечании сборника А. В. Карпова уточняется, что изначально это - «протяжная лирическая городская песня», в основе текста - переработанное стихотворение поэта XVIII века Г. А. Хованского. «Что на свете прежестоко» - это также песня Мити из комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (1853). В 1854 году пьеса вошла в репертуар столичного Александрийского театра и московского Малого театра. Эта же песня была включена в оперу А. Н. Серова «Вражья сила» по мотивам другой пьесы А. Н. Островского – «Не так живи, как хочется» (1854). Серов работал над оперой в 1867-1868 годах, но закончена она была лишь после смерти композитора в 1871 году его женой. Премьера состоялась в том же году в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Заметим также, что позже по мотивам этой песни композитором А. К. Лядовым была написана Прелюдия си-минор Op. 11.

  Во второй половине XIX века песня «Что на свете прежестоко» проникает и в сельский обиход, мелодика приобретает черты протяжной песни, меняется ее текст. Летом 1875 года фольклористу и этнографу А. В. Карпову ее напевает крестьянка из села Абрамово Прасковья Пименова.

  В настоящее время Абрамовской сельской библиотекой им. А. И. Плотникова ведется работа по популяризации творческого наследия А. В. Карпова, труды которого по кустарным промыслам и песенному фольклору села Абрамово и соседних поселений обогатили наши знания по истории культуры родного края.

  Список литературы:

  1. Карпов, А. В. Кустарные промыслы Арзамасского уезда / А. В. Карпов ; ред.-сост. Е. П. Титков, Ю. А. Курдин, А. В. Пряников ; науч. ред. Е. П. Титков. – Арзамас : АГПИ, 2010. – 387 с.

  2. Карпов, А. В. Кустарные промыслы Нижегородской губернии / А. В. Карпов ; ред.-сост. Ю. А. Курдин, А. В. Пряников ; научн. ред. Е. П. Титков. – Арзамас : АГПИ, 2012. – 379 с.

  3. Народная поэзия Арзамасского края. Народные песни, записанные в Арзамасском уезде Нижегородской губернии А. В. Карповым летом 1875 года / А. В. Карпов ; авт. проекта Ю. А. Курдин ; сост. Ю. А. Курдин, Э. К. Петри, А. В. Пряников ; науч. ред. Е. П. Титков. – Арзамас : АГПИ, 2010. – 639 с.

  Источник:

  Крейзер Ю. А., Яксяргин Л. М. Кустарные промыслы и песенный фольклор села Абрамово Арзамасского уезда в исследованиях этнографа А. В. Карпова / Ю. А. Крейзер, Л. М. Яксяргин // Наследие В. Г. Короленко. Стратегии гуманизма : сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 27-28 октября 2021 г.) / Под ред. А.Н. Фортунатова. – Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2021. – С. 416 - 422.

© Арзамас. Крейзер Ю. А., Яксяргин Л. М. Кустарные промыслы и песенный фольклор села Абрамово
© Арзамас. в исследованиях этнографа А. В. Карпова
© В очерке использованы фотографии неизвестных авторов.
© OCR, примечания - В. Щавлев. 2023

Автор: А. Крейзер

Всего оценок этой новости: 5 из 1 голосов

Ранжирование: 5 - 1 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии читателей премодерируются

Код   

Перед записью комментария, вы обязаны выразить свое согласие:


"Нажимая кнопку 'Записать', я даю согласие на обработку предоставленных мной персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ."


"Нажимая кнопку 'Записать', я предупрежден, что распространение рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается (ч.1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ."

Новые статьи

Более старые статьи

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь, Набросьтесь вы На раба Божьего (имя), Чтоб он обо мне Яро томился, Со всех троп и дорог Ко мне бы стремился, Часа без меня жить не мог И любви бы своей Ко мне не превозмог. Не мог ни жить, ни быть, ни дневать, Ни минуты,...

Опрос

Сколько раз А.С. Пушкин был в Арзамасе?


 
Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд