арзамас и арзамасские очеркиhttps://arzemas.ru/assets/images/logo.png
Пятница - 27/05/2022 21:45
Выявлен уникальный исторический документ, написанный Иваном IV 31 января 1546 года по Республике Мордовия, будущему Арзамасскому району
Указная Грамота Ивана Грозного
Арзамас, Григорий Щетинин и грамота Ивана IV
Выявлен документ, письмо Ивана Грозного о мордве от 31 января 1546 года, в Государственном архиве Ульяновской области в 2017 году, затем его удалось расшифровать.
- Выявление уникальных документов осуществляется по целому комплексу определенных критериев. Уникальный документ должен обладать самостоятельным культурно-историческим значением, единством материального носителя документа, его содержания, автографичности (авторства), соотнесенным с конкретным историческим временем, - объяснили в Государственном архиве Ульяновской области.
Это письмо, датируемое 31 января 1546, – «Указная грамота царя Ивана IV подьячему г. Темникова (Республика Мордовия) Григорию Щетинину с требованием разрешить спор между князем Тенишем Кугушевым с братьями и темниковской и енговатовской мордвой о владении бортными угодьями по реке Мокша».
В указанной грамоте Иван Васильевич требует, чтобы подьячий (помощник дьяка, канцелярский служащий) рассудил спор между князем Тенишем Кугушевым и жителями мордовских поселений о владении бортными угодьями. Братья из мордовских поселений уверяли, что купили вотчину, но не могли предъявить соответствующий документ – купчую. Князь Кугушев же, очевидно, был недоволен тем, что братья заходят за медом на его сторону угодий. Подьячий должен был ознакомиться с купчими, если они в самом деле есть, и определить границы участков вотчины.
Указную грамоту расшифровывал руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов, после за перевод взялись эксперты из федерального агентства Росархива.
На пожелтевшей бумаге – каллиграфия, непривычное для современного человека написание слов. К сожалению, многие буквы в Указной грамоте не сохранились, стали нечитаемыми. Но они заслуживают более чем пристального внимания.
Указная грамота царя Ивана IV подьячему г. Темникова
«От великого князя Ивана Васильевича всея Русии в Темников подьячему Грише Щетинину, или кто по тебе иной наш подьячей в Темникове будет, да мордве [далее полторы строки не читаются: текст угасает, лакуна примерно в 6-7 букв; предположительно прочитываются отдельные фрагменты: «Мелтикаю Вел[конапину] да Утешу [Можарову]ис Темников…»]… князь Тенишов да Биговат мырза да Кикеймырза Кугушевы да Еникей мырза Шекаев на темниковскую мордву на окупленые холопи на янговатовские: на Алюва на Кичемирева да на Тыряся на Вячкисева да на Каргашу на Полунгина. А сказывают, что-де тот Алюв с своими товары [так! видимо, не дописано: «товарыщи»]въступают[ся][далее не удалось прочитать 5 букв из-за повреждения листа и угасания текста, «сильны»?]в их ухожей в Палжа[к]урской сильно, а называют его своим ухожеем. А тот-де Палжакурской изстари их вотчина купля, да и купчюю на ту вотчину перед нами положили. Да тот же де Алюв Кичемирев с товарыщи в их вотчине в тарханной в служилой в Мокшанском лугу в Келеверском ухожее старые их знамена стесывают, а свои накладывают. Да перелезчи за Палжу межу, старые их дели многие деревья поделали; да выдрали-де у них в том ухожеи татем тритцатеры пчелы старых и молодых. Да слались в том на книги.
И в книгах Ивана Микулина сына Ярого написано: князь Тениш Кугушев да его братья Биговат да Кикей да братонич их Янай Кикеев ходят лес бортной луг Мокшинской Келеверки одну сторону полскую бес сумеси; а межи тому ухожею в книгах не написано.
Да взяли у нас судей – тобя, подьячего Гришу Щетинина, или кто по тебе иной наш под[далее разрыв листа]ячей в Темникове будет, да мордву Меситя Веконапина да Утеша Можарова. А мордва Алюв Кичемирев с товарыщи взяли у нас судей против тех судей – тобя ж, подьячего Гришу Щетинина, или кто по тебе иной наш подьячей в Темникове будет, и мордву Сеска[«а» или «и»?]тя Коломасова да КапаскуТулонгина.
И вы б все, свестяся вместе, да к ним бы есте в их спорные ухожеи ехали, взем с собою сотцких и десятцких и людей добрых старожилцев с обе стороны, да того б есте досмотрили и обыском обыскали, кто те ухожеи изстари ходят, и пока места тем ухожеем межа. А в чем ся сопрут, и вы б их в том судили и управу им учинили безволокитно. А в чем сопрет [и] вам управы им учинити немочно, и вы б суд свой и обыски написав на список подлинно, да и на чертеже их спорные ухожеи вычертив, сказали мне, великому князю, поставя передо мною обоих истцев с очи в той же день по Крещенье Христове лета 705-пятого [в оригинале буквенная цифирь: «земля» со знаком тысяч-«н»-далее словом «пятого»]. А ни один от вас ни без одного в те их спорные ухожеи не ездил. А на суде б у вас были сотцкие и люди добрые. А что положили перед нами Биговат мырза с товарыщи на свою вотчину купчюю грамоту, и мордва Алюв Кичемирев с товарыщи тое купчюю оживил, и вы б о том обыскивали ж. Да скажют, что та купчея прямая, и вы б им по той кучей и межю тому ухожею пометили да к нам бы есте о том отписали подлинно, да и на чертеж вычертили.
Писан на Москве лета 7054 генваря 31»
Примечание: Текст письма и перевод указной грамоты предоставлены Государственным архивом Ульяновской области.
Вот опять, увижу за углом я детский сад,
Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят.
Ну а я, шагаю смело по земной тверди –
Пусть она, откроет тайны мне своей любви.
Я смотрю, как всходит солнце и растет трава
И хочу, понять зачем же светит мне луна.
Буду я, учиться все это понять...