IV Сказание об основании Арзамаса Иоанном Грозным в 1552 г.

Среда - 03/11/2021 01:09
IV Сказание об основании Арзамаса Иоанном Грозным в 1552 г. и памятники, сохранившиеся от его Казанскаго похода в Арзамасском уезде. Общий вывод из всех этих сведенийСказание об основании Арзамаса Иоанном Грозным в 1552 г. и памятники, сохранившиеся от его Казанскаго похода в Арзамасском уезде. Общий вывод из всех этих сведений. Последний Казанский поход. Основание Арзамаса по летописи Мерлушкина. Ичалка (или Ардатка). Арза и Мас. Встреча Царя и основание города. Крещение мордвы. Указание на исторические неточности этого сказания. Путь Грознаго по Царственной книге. Места его станов. — Обилие преданий о прохождении Грознаго в разных местностях Арзамасскаго края. Исторические памятники сего похода, сохранившиеся до сего времени. Общий вывод из всего этого: вероятность посещения Арзамаса Иоанном Грозным и построения им арзамасской крепости. Настасьинския ворота. Первая церковь. Икона Воскресения Христова «Государево данье». Объяснение имени «Арзамас». Вероятность расположения царскаго и воискаго стана на месте с. Ивановскаго.
IV Сказание об основании Арзамаса Иоанном Грозным в 1552 г.

Летом 1552 г. Царь Иван Васильевич Грозный совершил третий последний поход в Казань, окончившийся 2 октября взятием этого города и окончательным присоединением царства Казанскаго к державе Московской.

Царское войско, уже много раз ходившее под Казань чрез Нижний Новгород и по Волге, на этот раз, против обыкновения, шло чрез Муром и Мордовскую землю. Среди жителей города Арзамаса досель сохранилось весьма распространенное предание, что именно во время этого похода и положено основание городу Арзамасу самим Царем Иваном Васильевичем. Предание это разсказывается со многими вариантами и, конечно, за 350 лет, могло быть искажено и разукрашено вымыслами.

В летописи Мерлушкина событие это описано так: Царь Иоанн IV, идя с воинством в Казань (в 1552 г.) и имея вожатым мордвина Ичалку, достиг лесистаго жилища потомков Теша. Жители, предводимые двумя братьями Арзаем и Масаем встретили Государя с покорностью и дарами, частию собственными, а частию собранными с волостей, изъявили желание быть верноподдаными Самодержца Московскаго и проводили его в предстоящий ему поход за свое селение. На возвратном же пути Государь был встречен жителями с прежним усердием и дозволил им просить у него, чего они хотят. Мордва просила: 1) чтобы местность, занятая их поселением была предоставлена во владение им и потомству их, 2) чтобы в их обществе поселено было несколько русских торговых людей и 3) чтобы татары, поселившиеся по берегам Теши, были изгнаны. — Царь принял их просьбу, выслал татар, а дачи, занятыя ими на месте нынешняго Арзамаса утвердил за мордвою и их потомством, разослал по некоторым городам грамоты с приглашением торговых людей и ремесленников селиться на месте теперешняго города и, потом, объявил мордве свою волю: о построении города в их жительстве. Два брата — старшины Арзай и Масай повиновались царскому приказу. На другой день состоялся из воевод царских совет, к которому были приглашены и Арзай и Масай с их старейшинами: с общаго согласия было избрано место дня возведения городской крепости. В присутствии Царя совершено молебствие с освящением и кроплением воды, и в присутствии Монарха произведена немедленно работа: разсчистка леса, копание рва и основание острога. Положив начало городу, Царь предложил язычникам принять святую Веру христианскую. Ответа не было. Тогда Государь объявил им: кто первый крестится, того именем назван будет новый город. Арзай и Масай, первые выступив из толпы многочисленной, изъявили желание к принятию св. Веры и вот из двух имен, Арзая и Масая, и составилось название Арзамаса. Первенцы Православия получили во св. крещении христианския имена: Арзай наименован — Александром, а Масай — Михаилом. Вскоре примеру двух братьев последовали нетолько жители новаго города, но и обыватели волостей, переименованные в дворцовых крестьян.

При основании города заложена внутри крепости церковь во имя Архистратига Михаила, на месте нынешняго собора.

С этим письменным сказанием Мерлушкина во многом сходны и устныя предания, сохранившияся в Арзамасе и переходящия из уст в уста. Впрочем некоторыя из них говорят, что Царь останавливался на том месте, где теперь село Ивановское, в одной версте от Арзамаса и даже предполагал построить на том месте и самый город, что село Ивановское он назвал своим именем, а церковь в нем посвятил своему ангелу Иоану Богослову. Другие говорят, что первая церковь, построенная в город Арзамас, есть также храм во имя Иоанна Богослова. Село Иванцево в 35 верстах от Арзамаса и мордовское селение Ивашкино, в Арзамасском уезде, близ Казанскаго трактира, также претендуют на основание Иоанном Грозным, между тем, как ничем не могут этого доказать и основываются лишь на происхождении имени их от имени Иван. Опровержением этого может служить уже то, что: 1) как исторически известно, Ангелом Иоанна Грознаго был не Иоанн Богослов, а Иоанн Предтеча и следовательно вышеупомянутые храмы в данном случае были бы посвящены Иоанну Предтече, 2) с. Ивановское получило нынешнее свое название от церкви уже в 1678 г., а до того времени именовалось деревней Мельничною.

В самом письменном сказании Мерлушкина есть неточность: он повествует, что Царь совершил основание города на возвратном пути, а между тем, исторически известно, что Царь возвращался из под Казани по Волге, на судах, 18 октября был в Василе, а 19-го торжественно встречен в Нижнем Новгороде.

А. Терещенко приведя в своих «заметках» сказание Мерлушкина старается согласить его с Царственной книгой о походе Казанском (С. П.-Бург 1769 г.), в которой ничего не говорится об основании Арзамаса. По словам этой книги Царь шел через Мордовскую землю по весьма кривому направлению. Первый ночлег его 20 июля был в лесу, на реке Велетьма, в 30-ти верстах от Мурома: второй его стан был на р. Шиленьт, (ныне на большой дороге между Кулебаками и Ломовкой), третий под Саконсоким Городищем на р. Теше, (на той же большой дороге верстах в 40 от Арзамаса). В селе Саконах действительно до 1872 г. сущ. деревянная церковь, в которой на царских вратах была надпись, что тут был царь Иван Васильевич 24-го июля 1552 г. Четвертый — на р. Ирже (к юго-западу от Арзамаса верстах в 35-ти), пятый — на р. Авшень (ныне речка Акта, именовавшаяся в прежних письменных делах Авше, (верстах в 8-ми от Арзамаса); шестой стан на Ковш; седьмой при озер Икше; осьмой — при озере, не дошед р. Пьяны (верстах в 25-ти от Арзамаса). (Цар. кн. стр. 157–167 и 252–253).

Приведя это указание царских станов А. Терещенко говорит, что путь, намеченный летописью Мерлушкина, далеко разногласит с царственной книгой, что во всем Ардатовском уезде, Нижнегород. губ. сохранилось устное предание, что выйдя из под Саконскаго городка Царь с войськом сбился с дороги в лесах (и уклонился, добавим мы, с прямого пути вправо). Близь г. Ардатова, бывшаго до Екатерины II дворцовым селом, есть село Кунендьево. Житель этого села мордвин (по сказанию Мерлушкина) Ичалка, а по «Нижегородке» А. С. Гацисскаго Ардатка (впоследствии основатель Ардатова) взялся проводить царя лесами на степовой путь. За указание дороги ему были пожалованы многия земли в потомственное владение. По словам А. Терещенко родители известнаго арзамасскаго протоиерея И. О. Сахарова и многие старики из духовенства помнили последняго потомка этого мордвина, по прозванью Огольцова, который быль не женат, слабоумный и пьяный, бродил по окрестным селениям с кузовом на плечах для собирания милостыныни и, в пьяном виде, потерял царскую грамоту чрез что лишился и права на жалованныя его предку дачи. В Кужендееве, в церкви долго хранился серебряный ковш, пожертвованный Государем. От Кужендеева, по сказанию Мерлушкина, царский путь лежал на с. Надежина, а с Надежина на с. Сыресево с уклонением на восток. Уцелевшая до сего времени в с. Сыресеве напольная деревянная церковь во имя св. Параскевы Пятницы, по сохранившемуся в народе преданию, построена на том месте, где стоял царский шатер. От Сыресева войско шло на восток на село Ичалово, где начинается речка Акша, а отсюда по этой речке прямо на север, т. е. к Арзамасу. Тут уже нельзя было Царю миновать того места, где ныне стоит Арзамас. Далее он, по словам того же сказанья, явился близь р. Пьяны, на пути в Казань при селе Вазьяне. (Вазьян слово мордовское и значит озеро). В церкви этого села хранится большая икона св. Николая Чудотворца, пожалованная, как говорит предание, самим Царем. Близь с. Вазьяна расположено и мордовское селение Вашкино или Ивашкино. Далее от этого села, по пути к Княгинину, сохранились предания о прохождении Царя с войском в селах Ягодном, Вельдеманове и Мурашкине.

А. С. Гацисский, весь свой век занимавшиъся изследованием истории Нижегородскаго края, говорит в «Нижегородке», что в южной части Ниж. губ. об этом походе сохранилось множество преданий и всякий курган, марок, всякая старинная находка приурочиваются к этому походу, хотя-бы они, очевидно, и принадлежали к другому веку.

Архимандрит Макарий Миролюбов (вполседствии архиепископ Донской), весьма много трудившийся над изучением памятников церковной древности в разных местах России, на местах своего служения, как известно положил начало этим своим трудам в Нижегородской епархии, где Промыслом Божиим суждено было ему пребывать 4 раза: сперва профессором Семинарии (1842–1851 г.), потом викарием, первым епископом Балахнинским (1866–1867 г.), затем Епископом Нижегородским и Арзамасским (1879–1885 г.) и наконец на покое в Нижегор. Благовещенском монастыре, где он и скончался. Вечным памятником его в Нижегородском крае навсегда останется его книга: Памятники церковных древностей Нижегородской губернии. В четвертой главе этой книги перечисляются памятники последняго Казанскою похода (1552 г.) и сведения о них, собранныя приснопамятным Владыкой, представляют для истории Арзамасскаго края величайший интерес, поэтому мы и выписываем их почти целиком:

«Свидетелями этого похода в южной стороне Нижегор. губернии служат насыпные мары или курганы, насыпанные войсками Иоанна Грознаго, например: в Ардатовском уезде около селений Ичалова, Онучина и Собакина, до семи курганов; в Арзамасском уезде: между селами Хирином и Корином; в приходах, сел Бестужева, Постникова и Верхних Печерок, и в Сергачском уезде в с. Архангельском, Ветошкино тож, между селами Юриным и Гагиным близь р. Пьяны, и близь деревни Ломанихи».

По преданиям царем Иоанном Грозным построены церкви: в Ардатовском уезде в селах Моляксе, Надежине и Ичалове, в Арзамасском в Семенове, Четвертакове тож, в Скорятине-Кавлеи тож, Ивановском, Шатках и Малой Якшени и в Сергачском уезде в с. Андосове (понятно, что в течении 350 лет эти церкви не могли сохраниться и заменены новыми и предания — остаются преданиями, но как видно из дальнейшаго повествования сохранились и вещественные памятники).

Иоанн IV, не смотря на свой жестокий нрав, был религиозен и своеобразно-благочестив и, строя церкви на пути своем, в местах новоприобретенных для Русской Церкви и Державы, давал в эти храмы на память о себе св. иконы, церковную утварь и т. п.

Кроме, вышеупомянутых нами, царских врат в с. Саконах и серебряннаго ковша в церкви села Кужендеева, памятниками Царя Иоанна Грознаго и его похода были:

1) Образ св. Николая Чудотворца и Иоанна Воина, с уцелевшими остатками тонкаго серебряннаго оклада, принадлежавший в 1850 г. (время написания вышеупомянутой книги) крестьянину с. Абрамова, Арзамасскаго уезда, Максиму Сидорову. По преданию это одна из пяти икон, данных Грозным пяти окрещенным в то время мордвинам, которые жили на месте нынешняго села Абрамова.

2) В Арзамасском соборе икона Воскресения Христова.

3) В с. Архангельском-Кобылине, Арзамасскаго уезда, хранившияся (в 1850 же году) в церкви, без употребления, на стене царския врата из сломанной еще в XVIII столетии маленькой каменной церкви, построенной Иоанном Грозным. Церковь эта имела внутри длины, кроме алтаря, 8 аршин, а ширины 3 12 арш. и высоты с кровлею 7 аршин. Над трапезной возвышался на 5 12 аршин черепичный купол с главою и крестом. Село Архангельское-Кобылино пожаловано было Грозным Петру Васильевичу Левашеву, за воинские его подвиги.

Современный Арх. Макарию помещик Левашев удостоверял его, основываясь на актах, хранящихся в герольдии, что отряд царскаго войска, под предводительством П. В. Левашева, встретил здесь враждебное сопротивление татар, обитавших по обоим берегам р. Теши, и, сразившись, одержал победу, за что и пожалована Левашеву эта населенная местность с городищами и селищами татарскими.

4) В 2-х верстах от с. Дубенскаго, Арзамасскаго уезда, близь озера, царь Иоанн на память о своем пребывании поставил мраморный памятник, из местнаго камня, в виде столба вышиною в 2 аршина, а на нем икону Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии икона взята была в церковь с. Дубенскаго и доселе находится в иконостасе. Столб также перевезен в церковь и поставлен пред резным изображением Спасителя в темнице. На верхушке столба устроена чаша для постановки свечей и таким образом памятник превращен в подсвечник.

5) В с. Вазьяне предание и надписи ХVIII столетия свидетельствуют, что Грозным же пожертвованы, кроме упомянутой иконы Николая Чудотворца, еще 3 иконы и царския врата с резными изображениями Спасителя, Божией Матери, Благовещения, трех вселенских святителей, Николая Чудотворца, свящ. муч. Власия и св. муч. Флора и Лавра. Из надписи на них видно, что первым, современным Грозному владельцем с. Вазьяна был Приватарх (?) Лопатин.

6) В церкви с. Воронцова, арзам. уезда находится образ Успения, украшенный серебрянными венцами и цатами, с жемчугом, данный царем Иоанном в церковь с. Успенскаго, которая впоследствии была упразднена. В Евангелии, изображенном на этой иконе, под серебряной створкой, вложены частицы св. Мощей: Тита, Моисея и Евстратия Киево-Печерских.

7) В Сергачском (прежде Арзамасск.) уезде особенно богаты воспоминаниями о Грозном с. Ветошкино и его окрестности. Предание говорит, что Царь, остановившись в здешней местности, нашел, что она очень похожа на местность г. Тихвина и Тихвинскаго Большого монастыря, поэтому он повелел построить здесь, в местности между двух маров, церковь во имя Успения и основать при ней мужский монастырь, потом списать в Тихвине и прислать сюда копию с явленной иконы Божией Матери. Впоследствии монастырь был упразднен, обветшавшая церковь долго стояла, по ветхости, без Богослужения, а икона перенесена в Предтеченскую церковь с. Ветошкина, где особенно чествовалась окрестным населением.

8) В 5-ти верстах от Ветошкина, во время того же похода построен другой мужский монастырь, Троицкий. Предание говорит, что Царь на этом месте отдыхал, а из сохранившагося монастырскаго синодика видно, что устроителем этой обители был схимонах Мина.

9) В Казанской церкви с. Сакмы находится икона св. Николая Чудотворца, бывшая храмовою в третьем мужском, Николаевском монастыре, построенном Грозным на сем месте, почему село Сакма именуется также и Никольским погостом. Предание добавляет, что на содержание этого монастыря Грозным дано было 300 десятин земли.

Сводя в одно все эти повествования, мы приходим к тому заключению, что действительно царь Иван Васильевич Грозный, идя в Казань, был на том месте, где теперь стоит Арзамас, ибо согласно всех сказаний он шел по речке Акте, текущей прямо к Арзамасу с юга, а потом очутился на озере (по мордовски вазьян, не доходя р. Пьяны на востоке от Арзамаса, следовательно и не мог миновать этого места.

Затем в виду того, что до сего времени имя г. Арзамаса не встречалось ни в каких письменных памятниках, а потом чрез немного лет о нем стало уже известно, как о русском городе, следует полагать, что действительно город этот или основан во время похода Иоанном Грозным или существовал и прежде, как мордовское поселение, а им превращен в русски город, что вполне согласно с повествованием Мерлушкина.

Что Арзамасский острог, т. е. крепость, построен по повелению Иоанна Грознаго, косвенным образом подтверждает грамота Царей Ивана и Петра Алексеевичей, данная Никольскому монастырю в 1689 г., где приведена выписка из писцовых книг 1620, 1621 и 1622 г.г., в которой говорится, что Никольский монастырь находится в Арзамасе, в Меньшом остроге, вышед из города от Настасьинских ворот, идучи к Кузнечным воротам, на правой стороне…

Это наименование городских ворот Настасьинскими не могло произойти ни от чего другого, кроме, как от имени царицы Анастасии Романовны, первой супруги Иоанна Грознаго, а следовательно, и дано им самим, при жизни ея, а скорее всего лично во время Казанскаго похода.

Сказание, что первая церковь в Арзамасе была посвящена св. Архистратигу Мйхаилу, может подтвердиться тем, что в Арзамасском соборе до сего времени существует придел во имя Архангела Михаила, хотя в соборных документах ХVII столетия и не упоминается об этом.

Если же принять во внимание, что в соборе доселе сохранилась икона Воскресения Христова, которую всеобщее предание называет даром царя Иоанна Васильевича Грознаго, а в соборных документах она именуется «Государево данье», то вероятнее будет полагать, что первый Арзамасский храм Божий был посвящен Воскресению Христову.

Тем более вероятно, что сам Царь указал и место для этого храма, а если вспомним, как в древней Руси в один день строились обыденныя церкви, то можно допустить, что в присутствии царя и положено основание храму.

Относительно личностей Арзая и Масая можно допустить, что они были мифом, тем более, что наименование Арзамаса знатоки мордовскаго языка объясняют совершенно инача. Они говорят, что Арза или Эрзя есть собственное имя мордовскаго племени Эрзян, а Мась на мордовском языке значит добрый, хороший, прекрасный. Т. е. Эрзяне — добрый, хороший народ или же местность, занятая Арзамасом, или самое поселение есть лучшее в земле Эрзянь. Всего вероятнее, что этим именем называлось бывшее тут мордовское поселение и Иоанн Грозный, сделав его русским городом, оставил ему прежнее имя.

Впрочем урожденец с Выездной слободы Н. Н. Шипов, написавший «Историю своей жизни», которая напечатана была в «Русской Старине» за 1881 г. май пишет, что слово Арзамас — по мордовски значит «красная девушка». Такой перевод может быть объясняется незнанием мордовскаго языка и верой на слова какому нибудь мордвину.

Вещественных памятников пребывания Иоанна Грознаго в Арзамасе никаких не сохранилось, кроме упомянутой иконы Воскресения и страданий Христовых, прекраснаго стариннаго письма, но в древних описях церковнаго имущества она называется просто: «Государево данье», а потому может быть также приписана и преемникам Грознаго — царям Феодору Иоановичу, Борису Годунову, Василию Шуйскому и даже Михаилу Феодоровичу, ко времени царствования котораго относится древнейшая опись, составленная в 1643 году.

Предание о том, что царский стан расположен был на месте, где ныне село Ивановское — можно считать вероятным и даже несомненным: из вышеприведенных сведений видно, что царское войско шло с юга на север по берегу речки Акши, впадающей в Тешу против самого с. Ивановскаго, расположеннаго на горе, с которой открывается прекрасный вид на всю окрестность. Невольно представляется воображению — царский шатер, стоящий на самом возвышенном месте, вокруг него палатки воевод царских, а кругом по берегам Теши и Акши огромный воинский стан… ржание коней и гул человеческих голосов… чудная, теплая июльская ночь… а всего в версте на север мордовское сельбище Арзамас, жители котораго с трепетом ожидают, что-то скажет наступающий день?.. Если летописи и не сохранили нам повествования о пребывании Грознаго царя в Арзамасе, все же сомневаться в достоверности этого факта не приходится, ибо почти тотчас после Казанскаго похода имя Арзамаса появляется на страницах истории.

© Источник:  Н. М. Щегольков. Историческия сведения о городе арзамасе, собранныя николаем щегольковым с видами и портретами
© Арзамас. Глава IV Сказание об основании Арзамаса Иоанном Грозным в 1552 г.
© OCR  и перевод - В.Щавлев. 2021

Автор: Н. М. Щегольков

Всего оценок этой новости: 15 из 3 голосов

Ранжирование: 5 - 3 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии Читателей

Код   

Новые статьи

Более старые статьи

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь, Набросьтесь вы На раба Божьего (имя), Чтоб он обо мне Яро томился, Со всех троп и дорог Ко мне бы стремился, Часа без меня жить не мог И любви бы своей Ко мне не превозмог. Не мог ни жить, ни быть, ни дневать, Ни минуты,...

Опрос

Какой поэт написал стихотворение Наш Арзамас?

Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд