СледующееПредстоящее событие

о самосожжениях старообрядцев в деревнях Коваксе и Пасьяны Арзамасского уезда

Суббота - 09/04/2022 04:36
Выявленные сведения о самосожжениях старообрядцев в 1675 году в деревнях Коваксе и Пасьяны Арзамасского уезда содержат редкие по исторической значимости данные о народном движении в Нижегородское крае, а также о процессе государственных расследований подобных трагедий.
   В XVII веке появляется старообрядческое движение, после поражения крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В те времена прокатились жесточайшие репрессии против повстанцев, в том числе в Поволжье на кострищах сгорали целыми семьями разуверившиеся в возможности счастливой жизни на земле старообрядцы. В литературе можно встретить указания на такую крайнюю форму протеста старообрядцев против социально-религиозного гнета, как самосожжение, однако конкретных фактов с указанием дат, мест событий, имен  участников и источников информации обычно не приводится. История старообрядчества приобретает от этого назывную форму и теряет научную достоверность. Так об этих фактах встречаем сведения в Ковакса Арзамасский уезд Нижегородской губернии история села.
 

1675 г.
Донесение из Арзамаса о самосожжениях старообрядцев
в деревнях Коваксе и Пасьяны Арзамасского уезда

л. 25
   Государю царю и Великому князю Алексею Михайловичу1) всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, холопи твои Тимошка Булгаков2), Васка Мордвинов3) челом бьют: в нынешнем, Государь, во 183-м году, майя в 14 день бил челом тебе, Великому Государю царю и Великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу полковник Василей Челюскин, в Арзамасе, в приказной избе подал нам, холопем твоим, челобитную, а в той челобитной ево написано: в нынешнем во 183-м году, майя против третьяго на десять число в ночи огорели ево, Васильевы, крестьяня Арзамаского уезду деревни Коваксы Александрко Васильев з женою и з детми, да у Мамошки Сергеева шестеро детей на овинах самохотно. А он де, Мамошка, взят был к нему, Василью, на двор и, услышав де он, Мамошка, что те крестьяне погорели, и он де, Мамошка, сам себя ножем поколол.

   И, чтоб ты, Великий Государь, пожаловал ево, Василья, велел из Арзамаса послать дозорщика и тех погорелых крестьян дозрить и Мамошку роспросить и взять в Арзамас.

   И против ево, Васильева, челобитья посылали мы, холопи твои, арзамаские приказные избы подьячего Василья Шумилова для дос-
л. 26

мотру и допросу, и для прелесников, хто их тому прелесному делу учил и на овинах жетца. И арзамаские избы подьячей Василей Шумилов подал нам, холопем твоим, в приказной избе доезду своего память, а в доездной памяти и в росписи самозгорело деревни Коваксы розных помещиков крестьян на двух овинах 73 человека. Да полковника ж Василья крестьян Челюскина, тое ж деревни Коваксы Мамошка Сергеев перед нами, холопами твоими, в приказной избе в допросе сказал: детей де у него Мамошкиных згорело три сына да три дочери лет по семнадцати и по десяти и менши, и от чего они згорели, от какой прелести, и он, Мамошка, того не ведает, в то число был у помещика своего в селе Туманове, а ножом де поколол он, Самошка, себя сам только услышал то, что дети ево пожглись. Да той же деревни вдовы Орины, Гавриловской жены Козлянинова, крестьянская вдова Палашка, Офонасьева дочь, в роспросе сказала: муж де ее Емелка от какой прелести на овине згорел, и она де того не ведает, а ушел у нее с постели ночью, у сонной, а прелесников де она, Палашка, в той деревне никово не видала.

   Да в нынешнем же, Государь, во 183-м году, июня в 10 день бил челом тебе, Великому Государю, стольника Петров крестьянин Матюшина Арзамаского уезду деревни Пасьяновы Петрушка Иванов
л. 27

с товарыщи в Арзамасе, в приказной избе нам, холопем твоим, подал челобитную, а в челобитной ево написано: в нынешнем во 183-м году, июня против десятого числа стольника Петров крестьянин Матюшина деревни Пасьяновы Мишка Ильин згорел в бане з дочерми своими и со внучаты, сам шесть, неведомо каким умыслом и чтоб ты, Великий Государь, ево, Петрушку, пожал овал, вел ел те горелые тела дозрить и челобитье ево записать,а иных крестьян в том пожеге допросить. И июня ж в 10 день для досмотру тех погорелых крестьян посылали мы, холопи твои, приказные избы подьячего Афонасья Попова, и подьячей Афонасей Попов, приехав в Арзамас, подал нам, холопем твоим, в приказной избе доезду своего память за руками, а в доездной памяти написано: стольника Петра Матюшина крестьянин деревни Пасьяновы Мишка Ильин з дочерьми своими и со внучаты згорели шесть человек. Да стольника ж Петра Матюшина деревни Пасьяновы крестьяня Фетка Марков, Кирюшка Лукьянов перед нами, холопи твоими, в Арзамасе, в приказной избе в допросе сказали: крестьянин Мишка Ильин з детми своими и со внучата каким умыслом и какою
л. 28

прелестию згорели и хто их в бане зажигал, и они де тово не ведают, и прелесников де у себя в той деревне Пасьянове никаких не видали. И мы, холопи твои, тех деревень приказщикам и старостам и крестьяном заказ о прелесниках учинили крепкой — буде где объявятца прелесники, и тех прелесников велели мы, холопи твои, имать и приводить их в приказную избу4).

Примечания:
1) Алексей Михайлович (1629—1676) — русский царь с 1645 г.
2) Булгаков Тимофей Богданович — воевода Арзамаса в 1678 году(описываемые события от 1675 года? Примечание В. Щавлева)
3) Мордвинов Василий — государев подьячий.
4) На л. 25 об. имеется припись: «Подал арзамаской пушкарь Матюшка Пусков 184-го, октября в 12 день».

РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 448. Л. 25-28.

Литература:
(Текст воспроизведен по изданию: “Огорели ево, Васильевы, крестьяня”. Сведения о самосожжениях старообрядцев в Нижегородском Поволжье. 1675 г. Публикацию подготовил доктор исторических наук Н.Ф.ФИЛАТОВ.// Исторический архив, № 6. 1999)
 

Хронологический перечень старообрядческих самосожжений
(XVII–XIX в.)

? 1666 г., март. Сожглись крестьяне из деревни Мишутиной Вологодского уезда. Непосредственным поводом для самосожжения стал царский указ о розысках «капитонов» (радикальных старообрядцев), в соответствии с которым началось следствие. Предводитель неизвестен, погибло четыре человека (Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. С. 186).

? 1672 г., январь. Дер. Вармалей Нижегородского уезда. Сгорело 67 человек (крестьян-бортников) на глазах у стрельцов, которые намеревались взять штурмом построенный ими для «гари» дом. Перед самосожжением, впервые в истории старообрядчества, они написали и представили осаждающим их стрельцам и представителям духовенства «сказку», в которой излагали причины, подтолкнувшие их к трагическому шагу (Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. С. 173).

? 1679 г., январь. В 1678 г. старец Даниил (бывший тюменский поп Деметиан) организовал в 12 верстах от Ялуторовской слободы Тобольского уезда собственную пустынь. В ней он занялся пострижением всех желающих в монашество, проповедовал учение о близком конце света. В ночь на 6 января 1679 г. пустынножители подожгли свои дома и сгорели. Во время этого массового самосожжения погибло около 1700 человек (Шашков А.Т. Старообрядческие самосожжения на Урале и в Сибири в XVII начале XVIII в. // Сургут, Сибирь, Россия: Докл. и сообщ. междунар. науч. – практич. конф. Екатеринбург, 1995. С. 136–138).

? 1683 г., февраль. Первая «дорская» гарь в Каргопольском уезде, положившая начало целой цепи аналогичных самоубийств. Сгорело, по приблизительным данным, 70 человек. Наставник неизвестен. (Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей. С. 77; Юхименко Е.М. Каргопольские «гари» 1683–1684 гг. (К проблеме самосожжений в русском старообрядчестве) // Старообрядчество в России. С. 67).

? 1684 г., февраль. Берег р. Пормы, Каргопольский уезд. Сгорело 47 человек, 153 человека, намеревавшиеся сжечься, взяты стрельцами «за боем из огня» и отосланы на покаяние в монастыри. (Юхименко Е.М. Каргопольские «гари» 1683–1684 гг. (К проблеме самосожжений в русском расколе) // Старообрядчество в России (XVII–XVIII вв.). С. 64–119).

? 1686 г., сентябрь. Шведская Финляндия, близ дер. Боранова Гора. Совершили самосожжение пятеро крестьян-старообрядцев во главе с наставником Пеккой Ляпери. Еще пятеро местных жителей, намеревавшихся совершить самосожжение, в последний момент выбросились из «згорелого дома» (Катаяла К. Дымом в царствие Небесное // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. СПб., 2003. С. 25–26).

? 1687 г., август. Дер. Березов наволок Кольского присуда. Самосожжение совершила группа крестьян под руководством соловецкого монаха Пимена (Отписка олонецкого воеводы князя Долгорукова // Карелия в XVII в. Петрозаводск, 1948. С. 308–309).

? 1688 г., март. Первое самосожжение в Палеостровском Рождественском монастыре. Самое крупное самосожжение в истории старообрядчества. Сгорело, по данным старообрядческих авторов, 2700 человек. Выбор Палеостровского монастыря обусловлен памятью о епископе Павле Коломенском, по преданию казненном в этой обители. Предводитель самосожжения бывший соловецкий иеродиакон Игнатий (Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. С. 220; История Выговской старообрядческой пустыни. Издана по рукописи Ивана Филиппова. С. 36; Мюллер Р.Б. Из истории раскола на севере России: самосожжения в Палеострове // Ежегодник музея истории религии и атеизма. М., Л., 1958. Т. 2. С. 172–182.).

? 1689 г., сентябрь. Второе самосожжение в Палеостровском Рождественском монастыре, Олонецкий уезд. Предводитель соловецкий монах Герман и ученик соловецкого дьякона, организатора предыдущей «гари» Игнатия Емельян. Вооруженные старообрядцы вторглись в монастырь, захватили игумена и десять иноков. После отчаянного вооруженного сопротивления присланной из Олонца воинской «команде» сгорело, по разным данным, от 500 до 1500 человек (Донесение новгородского митрополита Корнилия о расколоучителе Емельке Иванове, вторично засевшем в Палеостровском монастыре со своими единомышленниками, готовыми к самосожжению. 1688 г. // Новые материалы для истории старообрядства XVII–XVIII вв., собранные Е.В. Барсовым. М., 1890. С. 30–31).

? 1693 г., август. Дер. Строкина Пудожского погоста. Совершили самосожжение несколько сотен местных и пришлых старообрядцев. Перед самосожжением старообрядцы ограбили ряд местных церквей, забрав с собой их имущество и, в частности, чудотворную икону, оказали вооруженное сопротивление присланным к ним стрельцам. Сгорело около 800 человек (Дело о пудожских раскольниках // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1842. С. 378–394).

? 1693 г. Томский уезд. Предводитель местный житель Василий Шапошников. Число сгоревших неизвестно. (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 86).

? Начало XVIII в. Дер. Терехова, в устье реки Туксы Олонецкого уезда. Предводитель и число сгоревших неизвестны. (Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу СПб., 1877. С. 69).

? 1723 г. Устюжская епархия. Сгорело 25 человек (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1724 г. Тюменский уезд. Собралось для самосожжения около 190 человек с детьми, из них 145 человек сожглось, но остальные разошлись (Есипов Г. Самосожигатели // Отечественные записки. 1863. № 2. С. 605–627).

? 1725 г. В Устюжской волости произошло, судя по доношению в Синод епископа Боголепа, самосожжение 25-ти старообрядцев. Прибывшему с царским указом отряду они объявили, что «помянутого указа слушать, и церкви святой повиноваться, и к священникам на исповедь ходить не будут, и за сложение де перстное, как они слагают ко изображению креста, они умрут». После этих слов произошло самосожжение (Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. C. 354–355).

? 1726 г. Никольская пустынь Важецкого уезда Двинской области. Сожглось 70 человек во главе с наставниками Исакием Каргопольцем и Максимом Нечаевым (Есипов Г. Самосожигатели // Отечественные записки. 1863. № 2. С. 628).

? 1734 г. Поромский скит Каргопольского уезда. Сожглось около 200 человек, в основном старых и малолетних. Наставник неизвестен. (Пулькин М.В. Самосожжения в Каргопольском уезде // Историко-культурное наследие Русского Севера: Проблемы изучения, сохранения и использования. М-лы IX Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2006. С. 65–74).

? 1739 г. В лесах по рекам Чумыш и Лосиха на Алтае сгорели около 300 человек. Перед самосожжением ими были построены несколько изб и острог. Руководили самосожжением крестьянин Бердского острога Семен Шадрин, расстриженный иеромонах из Каргополя и старцы Манасий и Каллистрат «После долгих переговоров и увещеваний разойтись против собравшихся была выслана большая воинская команда во главе с самим воеводой Шапошниковым и майором де Гравве. Когда отряд начал штурм укрепленного поселения, староверы подожгли свои дома и часовню» (Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII – ХХ вв. М., 2002. С. 116–117).

? 1742 г. Олонецкий уезд. Сожглось около 50 последователей старца Филиппа, основателя филипповского толка, на глазах у чиновников из следственной комиссии О.Т. Квашнина-Самарина (Макарий. История русского раскола, известного под именем старообрядства. С. 275).

? 1742 г., октябрь. На р. Пойла, в Устюжском уезде, обнаружилось поселение старообрядцев. К поселенцам отправились священник, подьячий и некоторое количество солдат. После нескольких выстрелов с обеих сторон все старообрядцы сожглись (Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе. С. 91).

? 1743 г. Скит на Великих Лугах в Мезенском уезде. Сожглось 75 старообрядцев на глазах у воинской команды (Есипов Г. Самосожигатели // Отечественные записки. 1863. № 2. С. 623).

? 1743 г., декабрь. Самосожжение в Великопоженском ските на р. Пижме. По доносу мезенского крестьянина Артемия Ванюкова стало известно о существовании скита. На р. Пижму был отправлен отряд для обращения старообрядцев к господствующей церкви. Насельники скита, 86 (по другим сведениям 75) человек во главе с наставником Иоанном Анкидиновичем, отвергли требования властей, заперлись в моленной и приняли «огненную смерть». (Рассказы из истории старообрядчества по раскольничьим рукописям, переданные СВ. Максимовым. СПб., 1861. С. 162; Есипов Г. Самосожигатели // Отечественные записки. 1863. № 10. С. 620–623).

? 1744 г. Местечко Езевцы Мезенского уезда. Сожглось 17 старообрядцев на глазах воинской команды. Наставник беглый крестьянин Алексей Бродягин. Перед самосожжением крестьяне передали присланному для увещевания прапорщику Бородину подробное письмо, в котором излагали причины, побудившие их предпринять роковой шаг (Есипов Г. Самосожигатели // Отечественные записки. 1863. № 10. С. 619–627).

? 1745 г. Каргопольский уезд. Сожглось 57 крестьян, предварительно построивших избы в лесу. Наставники, погибшие вместе с ними, крестьяне Зайков и Климов (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1745 г. Лимская волость Каргопольского уезда. Сгорело неизвестное количество крестьян. Наставник их, Ефим Иванов, скрылся (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1746 г. Повенецкий уезд. Самосожжение по неясным причинам совершил один крестьянин Герасим Иванов Васильев.

? 1747 г. Берег р. Умбы. Самосожжение группы старообрядцев во главе с учеником старца Филиппа Терентием (Демкова Н.С., Ярошенко Л.В. Малоизвестное старообрядческое сочинение середины XVIII в. «История пострадавших отец Филиппа и Терентия» // Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1972. С. 174–209).

? 1748 г. Устюжская провинция. Сгорело в скиту 70 черносошных крестьян, собравшихся из разных деревень, в том числе не записанных в раскол. Свовременно принятые местной властью меры не принесли успеха (Сенатский указ «О недопущении раскольников в Устюжской провинции до сборищ, побегов и самосожжения» // ПСЗ. Т. XIII. № 9 579).

? 1750 г. Берег р. Умбы, Повенецкий уезд. Сгорело неизвестное число старообрядцев. Наставник старец Матвей, последователь ранее сгоревшего «с протчими» старца Филиппа (Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868–1869 гг. С. 195).

? 1750 г., февраль. Несколько крестьянских семейств собралось в дер. Бурмистовой Ишимской провинции. Сразу после появления солдат они сгорели. (Сырцов И.Я. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII вв. Тобольск, 1888. С. 63).

? 1750 г. Тюменский уезд. Сгорело неизвестное число старообрядцев в дер. Зайковой (Загоскин Н. Самосожигатели. Очерк из истории русского раскола // Литературный сборник «Волжского вестника». 1883. Т. 1. Вып. 1. С. 192).

? 1751 г. Дер. Толсти Озеревской волости Новгородской губернии. Самосожжение совершили около 30 крестьян; 15 из числа намеревавшихся сгореть передумали и разошлись по домам. (Дело по доношению Конторы собственной Ее Императорского Величества Канцелярии о появлении и самосожжении раскольников в деревне Толсти Озеревской волости Новгородской вотчины // Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1913. Т. XIII. С. 3–5).

? 1753 г. Дер. Лучинкина и Гилева Тюменского уезда. Сожглось около 200 старообрядцев в доме разночинца Григория Серкова (Загоскин Н. Самосожигатели. Очерк из истории русского раскола // Литературный сборник «Волжского вестника». 1883. Т. 1. Вып. 1. С. 192).

? 1753 г., октябрь. Самосожжение на реке Ентале в Устюжской волости. Перед самосожжением старообрядцы построили избы с прочными решетками и оградой. Присланным из Устюжской канцелярии сержанту и отставным солдатам они угрожали оружием. Самосожжение совершилось на глазах у воинской команды. Погибло около 170 человек во главе с наставником Якимом Федоровым Вороховым (Щипин В.И. Старообрядчество в верхнем течении Северной Двины. М., 2003. С. 10–11).

? 1754 г., декабрь. Нименская волость Каргопольского уезда. В нарочно построенной избе сгорело около 220 человек крестьян, собравшихся из разных деревень. Наставник неизвестен. (Дело по ведению правительствующего Сената о сгоревших в Каргопольском уезде раскольниках // Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1912. Т. XXXIV. С. 502).

? 1755 г. Ладожский погост Повенецкого уезда. «Огнем скончашася старец Серапион».

? 1756 г. Дер. Мальцева Томского округа. Произошло одно из наиболее заметных самосожжений XVIII в.: погибло 172 человека в 9 избах. Старцы, специально приглашенные для организации «гари», «указали место горения». Они предусмотрительно «благословили его в лесу среди топей и болот». Здесь, под их руководством, старообрядцы возвели избы, «из которых две, поставленные тесно одна к другой без внутренней между ними перегородки, представляли что-то вроде моленной. Под избами, в подвальных помещениях, были сложены смолье и солома» (Беликов Д.Н. Старинный раскол в пределах Томского края. С. 38).

? 1757 г. Архангельская епархия. Сожглось 27 человек. Обстоятельства происшествия неизвестны (ПСЗ. Т. XV. № 11147).

? 1761 г., февраль. Дер. Кузьмина, Исетского острога. Сожглось в доме одного из крестьян 150 человек. Предводитель неизвестен. (ПСЗ. Т. XV. № 11 277).

? 1764 г., декабрь. Дер. Шибенец Новгородской губернии. Сгорело 18 старообрядцев.

? 1765 г. Старообрядцы-филипповцы захватили Зеленецкий монастырь Новгородской епархии, выгнали из него монахов и сожглись в нем. Причина выбора именно этой обители для самосожжения и имя наставника неизвестны. Перед самосожжением единственный раз в истории предпринималась попытка отправить к самосожигателям менее радикальных старообрядцев, однако их миссия не увенчалась успехом (РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Д. 453).

? 1772 г. В пустынном месте на границе Пошехонского и Вологодского уездов сожглись 17 человек (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1784 г, май. В деревне Фофановской Ребольского погоста Олонецкой губернии сгорело около 50 человек. Непосредственный повод для самосожжения неизвестен: по распоряжению Синода насильственные меры в отношении собравшихся не применялись. Предводителем собравшихся для «гари» старообрядцев стал некий неизвестный старец. Материалы следственного дела показывают, что далеко не все, кто погиб в огне, добровольно предпочли «самогубительную смерть» (РГИА. Ф. 796. Оп. 65. Д. 107).

? 1812 г. Хутор Кастенка Воронежской губернии. Предводитель старец Филатий. Непосредственным поводом к самосожжению послужил приезд мелкого чиновника, пытавшегося выяснить, что за люди скрываются близ хутора. Однако материалы следствия показали, что самосожжению предшествовала длительная (около 5 лет) подготовка, включающая рытье пещеры, совершение в ней богослужений по старообрядческим правилам, пропагандистскую работу среди потенциальных жертв. В итоге в момент появления чиновника старцу-наставнику достаточно просто удалось организовать самосожжение. Точное число погибших осталось неизвестным (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1860 г., май. Дер. Валуек, Волоколамского уезда. Сожглась в бане крестьянская девка Анна Алексеева (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1860 г. Каргопольский уезд Олонецкой губернии. В лесу сожглось 15 старообрядцев, предположительно так называемых бегунов, мотивы их поступка и предводитель неизвестны (НА РК. Ф. 33. Оп. 2. Д. 7/198. Лл. 1-20; См. также Приложение 3 к данной работе).

? 1860 г., декабрь. Дер. Буркова, Можайского уезда, Московской губернии. Попытка самосожжения на костре предпринята крестьянином Яковом Григорьевым, который был спасен соседями (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1883 г. Дер. Велимча, Ковельского уезда. Крестьянин Давид Жудрук совершил попытку самосожжения в собственной избе. Будучи спасен из огня соседями, он умер через три дня (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

Автор: В. Щавлев

Всего оценок этой новости: 10 из 2 голосов

Ранжирование: 5 - 2 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии Читателей

Код   

Новые статьи

Более старые статьи

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Арзамас ты дорог мне и я тебя люблю!

Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...

Опрос

В каком году образовался город Арзамас

Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд