СледующееПредстоящее событие

Памятники истории и архитектуры Арзамаса

Четверг - 10/02/2022 06:23
Немного сохранилось до наших дней памятников истории и архитектуры от седой старины Арзамаса. В 1726 году сгорели деревянная крепость, десятки домов. Еще через 100 лет пожар уничтожил в нижней части города 120 домов и большинство кожевенных заводиков.
Фото С.А. Яворского. Здание магистрата на пл. Ленина. Середина XVIII в. Арзамас
Фото С.А. Яворского. Здание магистрата на пл. Ленина. Середина XVIII в. Арзамас

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И АРХИТЕКТУРЫ АРЗАМАСА

   Немного сохранилось до наших дней памятников истории и архитектуры от седой старины Арзамаса. В 1726 году сгорели деревянная крепость, десятки домов. Еще через 100 лет пожар уничтожил в нижней части города 120 домов и большинство кожевенных заводиков.

Город Орземас в 1779 году

Город Орземас в 1680 году

   И все же, несмотря на это, Арзамас и ныне выглядит как город-музей. Он хорошо сохранил старую планировку и застройку, сложившуюся в ХVIII веке, отдельные дворянские и купеческие особняки, целые ансамбли, дома городского мещанства. Каждый из них — дань времени и вкусам заказчика: дома каменные и деревянные, украшенные колоннами, полуналичниками, пилястрами и кружевной резьбой по камню и дереву. Все они построены местными мастерами, в том числе и крепостными. Многие из них являются памятниками общесоюзного, другие — местного значения и охраняются государством.

   В книге «Исторические сведения о городе Арзамасе» Николая Щеголькова (Арзамас, типография Н. Доброхотова, 1911) и справочнике «Музеи и архитектурные памятники Горьковской области» (Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1968) названы наиболее примечательные памятники истории и архитектуры Арзамаса. Чтобы познакомиться с ними, мы и предлагаем пройти пешком по центральным улицам старого города.

ГОРЬКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
Исполнительный комитет
РЕШЕНИЕ от 3 ноября 1983 г. N 559
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ОБЛАСТИ
(в ред. постановлений Администрации Нижегородской области от 30.05.1997 N 127, от 11.12.1998 N 330)

Начнем с площади В. И. Ленина. В прошлом она называлась Базарной.

   Центральная площадь города. Мысленно перенесемся в прошлое. За деревянной крепостной стеной, которая венчала холм, находились дом воеводы, приказная изба, Никольский женский монастырь, домишки служилых людей разного чина и званий, деревянный собор. От площади веером разбегались городские улочки, застроенные обывательскими домами.

   На этой площади дьяки и подьячие выкрикивали царские указы, творили суд и расправу, взыскивали налоги и недоимки. В приказной избе толкались челобитчики, скрипели гусиные перья писцов...

   Шли годы. Изменился облик площади. Исчезли деревянные домики, следом за ними приказная изба, деревянный собор. Грязь упрятали под булыжные мостовые. Наступил период «золотого века» Арзамаса, начало развиваться каменное зодчество.

   Большинство зданий, расположенных на площади, построено в XVIII и первой половине XIX века. Тогдашние зодчие соорудили здесь довольно крупные каменные и деревянные здания и ансамбли.

   Подойдем к так называемым домам-близнецам. Это образец архитектуры уездного классицизма. Построены в 1790—1796 годах. Интересно, что у каждого из них каменными являются только фасадные стены, боковые же — деревянные, обшиты досками, карнизы также деревянные. Арзамасские зодчие умели гармонично сочетать дерево и камень и даже деревянным постройкам придавали монументальность каменных палат.

Arzamas Foto S A IAVORSKOGO 44

Фото С.А. Яворского Дома-близнецы на пл. Ленина, построенные в конце ХѴШ в. 
Арзамас

   Основание зданий (цоколь) изрезано рустом. Это создает впечатление прочных камней, положенных в основание здания. Верхняя часть цоколя имеет еще добавочные украшения — лепные арочные замки. Фасады особняков украшены пилястрами-полуколоннами. Окна между пилястрами с лепными выступами. Значительная часть стен гладкая, что придает домам некоторую монументальность. В верхних этажах расположены ныне квартиры, а внизу магазин и кухня ресторана «Колос».

   От домов Будылина отправимся к еще одному уникальному зданию — магистрату (площадь Ленина, 3). Построено оно в 1740 — 1750 годах. С южной стороны была встроена церковь, в которой приводили к присяге чиновников суда и обвиняемых.
 

Арзамасский магистрат, построенный, кроме каланчи, в XVIII столетии. Иллюстрация из книги Щеголькова

 Арзамасский магистрат, построенный, кроме каланчи, в XVIII столетии. Иллюстрация из книги Щеголькова

 Здание магистрата—выборного органа городского управления — каменное, со сводами в обоих этажах. У него скромный фасад и украшения, но абсида (выступ) богато украшена архитектурными деталями. В дореволюционное время здесь размещался городской магистрат, а сейчас — центральная городская сберегательная касса и магазины.

Фото С.А. Яворского. Здание магистрата на пл. Ленина. Середина XVIII в.

Фото С.А. Яворского. Здание магистрата на пл. Ленина. Середина XVIII в.
Арзамас

   По соседству со зданием магистрата возвышается Воскресенский собор — уникальный памятник архитектуры, охраняемый государством.

   Поставленное на верху холма, над рекой Тешей, здание собора возвышается над старой частью города. Оно видно за многие километры подъезжающим со всех сторон к городу. Прежде всего открываются взору большой купол, окруженный четырьмя маленькими, высокие фронтоны и восьмиколонные портики древнеионического ордена. Единый ансамбль с собором представляет стоящая рядом теплая церковь, построенная в 1794 году.

   Александр Васильевич Ступин в рапорте от 12 августа 1814 года сообщал в Академию художеств: «В минувшем же июне, по его же г. Коринфского, Академиею сей одобренному прожекту, заложена в здешнем городе крестообразная и как по пространству, так и по вкусу своему, по здешнему месту, редкая соборная церковь в длину и ширину 30 саженях, вышиной в 20 с украшением 48-ми колонн, сверх сего художник сей к славе Академии занимается и прочими зданиями к удовольствию публики».

Фото С.А. Яворского. Воскресенский собор. 1814—1842 гг.

Фото С.А. Яворского. Воскресенский собор. 1814—1842 гг. Арзамас

      Воскресенский собор строился с 1814 по 1842 год. На его постройку пошло около 5,5 миллиона кирпичей (для чего около Тихвинского кладбища были построены кирпичные заводы), до 1000 кубометров камня, до 10 тысяч пудов железа. На возведении этого величественного здания трудились сотни различных мастеров, руками которых вырезались затейливые узоры иконостасов, осуществлялась лепка архитектурных форм и богатая роспись стен. История оставила нам имена многих строителей и художников.

   Исполнителями замечательной стенной живописи на сводах собора были ученики А. В. Ступина — Осип Семенович Серебряков и его сын Александр. Росписи внутри храма были начаты в мае 1834 года и закончены в июне 1837 года. В это же время росписью стен занимался и другой живописец — Егор Федоров. Работал здесь и один из первых учеников А. В. Ступина Иван Алексеевич Лебедев (им написано самое большое количество икон). Непосредственное участие в росписи наружных стен собора принимал А. В. Ступин (ему было тогда 62 года).

   В одной из внутренних стен собора вмонтирована большая мраморная доска с надписью, свидетельствующей, что храм воздвигнут «усердием всех жителей г. Арзамаса» в благодарность за избавление России «и града сего» от нашествия французов в 1812 году.

   Поднимемся на ступени западного портика собора. Отсюда хорошо видно село Выездное, а левее — так называемые Ивановские бугры, место казни участников разинского восстания. Улицы Арзамаса, расположенные в этом районе, носят имена Болотникова, Разина, Пугачева. Примечательны Ивановские бугры и тем, что в бурные 1905 — 1907 годы в роще собирались революционно настроенные горожане на конспиративные собрания и маевки. В июле 1906 года здесь состоялся нелегальный съезд крестьянских революционных комитетов Арзамасского уезда.

   Теперь можно пройти на Кооперативную улицу, торговый центр Арзамаса. Торговые, или Красные, ряды начали застраиваться в первой половине XVIII века и вытянулись в сплошную линию, без каких-либо интервалов между домами. Тут располагались различные магазины и лавки, а в подвалах — складские помещения. П. И. Мельников (Андрей Печерский), побывав в 1839 году в Арзамасе, писал, что в городе в то время было 161 торговая лавка и 305 купеческих домов.

   Фасады всех домов, выходивших на улицу Кооперативную, неоднократно переделывались. Сохранились в прежнем виде только фасады, выходящие во двор.

   Теперь в этих зданиях располагаются различные магазины, школа рабочей молодежи, техническое училище, учреждения, квартиры.

   Обращает на себя внимание на Кооперативной улице жилой дом под № 13/7. Интересен тем, что построен он в начале XVIII века. Двухэтажный фасад, выходящий на улицу Кооперативную, изменен. Восточная часть здания имеет три этажа с подвалом. Эта стена стоит без изменений с XVIII века. Оконные проемы ее обрамлены лепными наличниками, над которыми сохранились два цветных изразца с изображением всадника с копьем.

   На улице Урицкого, д. № 15, расположено еще одно общественное здание старого купеческого Арзамаса — биржа. Построено оно в 1780—1800 годах. Это двух этажное каменное здание с массивными сводами. Над центром фасада возвышается фронтон, поддерживаемый шестью пилястрами. Здание несколько раз перестраивалось. Сейчас в нем располагается музыкальное училище.

  Проведенные архивные изыскания позволяют предложить следующую датировку здания: «Биржа. 1846-1853 гг., на фундаментах конца XVIII века». Примечание В. Щавлева.
Фото С.А. Яворского. Здание биржи (ул. Урицкого, 15). Конец XVIII — начало XIX в.

Фото С.А. Яворского. Здание биржи (ул. Урицкого, 15). Конец XVIII — начало XIX в. Арзамас

   Отсюда направимся к Спасо-Преображенскому собору, старейшему памятнику архитектуры Арзамаса, имеющему союзное значение. Он построен в 1638 — 1643 годах как главный храм Спасского мужского монастыря, основанного по велению Ивана Грозного в 1556 году. Это самое старое в городе каменное здание. В нем воплощены традиции русской храмовой архитектуры.

   В последний раз интерьер собора расписывали ученики Ступинской школы в 1867—1887 годах. Живопись сохранилась, но требует вмешательства реставраторов.

   План здания очень прост: прямоугольник с тремя алтарными абсидами. В храм вели три входа, с западной стороны — главный, с высокой папертью. Четыре столпа внутри собора поддерживают своды, на которых покоятся пять глав, увенчанных позолоченными крестами. Храм освещался двумя ярусами окон в стенах и окнами в барабанах всех его глав. Шатровая колокольня и зимняя церковь разобраны в 1929 году.

Фото С.А. Яворского. Жилой дом на ул. Коммунистов, № 2. Конец XVIII — начало XIX в.

Фото С.А. Яворского. Жилой дом на ул. Коммунистов, № 2. Конец XVIII — начало XIX в. Арзамас

   

   От целого комплекса монастырских сооружений сохранились собор, деревянный одноэтажный дом, каменные двухэтажные игуменские палаты и часовенка, вделанная в остаток монастырской стены. Сейчас в соборе размещается филиал Государственного архива Горьковской области.

   От Спасо-Преображенского собора наш путь пройдет по нынешней улице Коммунистов к дому № 2. В прошлом это жилой дом одного из арзамасских богачей Будылина. Построен в конце XVIII —начале XIX века и представляет собой целый комплекс: три здания, расположенные за каменной оградой с массивными воротами. Бросается в глаза замечательная скульптурная обработка капителей и пилястров фасада, богата внутренняя отделка. Стены и потолки дома были расписаны учениками Ступинской школы живописи. К сожалению, роспись закрашена в 1934 году при ремонтных работах. Сейчас в доме расположены службы телеграфной и телефонной связи.

   Здесь же, на улице Коммунистов, стоит дом под № 21 бывшего фабриканта Вязовова. Этот комплекс зданий построен в 1846—1850 годах. Каменный дом по уличному фасаду двухэтажный с высоким фронтоном, украшен четырьмя старинными полуколоннами; с дворовой стороны дом четырехэтажный, остроумно завершен деревянной обсервационной башней с подвижным раздвигающимся куполом для телескопа.
 

Фото С.А. Яворского. Жилой дом на ул. Коммунистов, № 21. Середина XIX в.
Фото С.А. Яворского. Жилой дом на ул. Коммунистов, № 21. Середина XIX в. Арзамас
   

   На первом и втором этажах потолки массивные, сводчатые, на третьем — интересная художественная отделка, четвертый этаж — мансарда из четырех комнат. В архитектурный ансамбль дома, располагающего двумя флигелями, входят массивные каменные ворота, в нишах которых были когда-то установлены скульптурные фигуры античных персонажей.

   В этом памятнике, как и в ряде других, находят яркое выражение архитектурные формы русского классицизма, которые всемерно поддерживала Арзамасская школа живописи.

   С улицы Коммунистов пройдем по улице Владимирского и выйдем на Верхнюю Набережную. Это одно из красивейших мест Арзамаса, о чем уже говорилось. На откосе в свое время бывали А. С. Пушкин, А. В. Ступин, В. Г. Короленко, А. М. Горький, А. П. Гайдар... Отсюда хорошо видно село Выездное, о котором писал В. И. Ленин в своем труде «Развитие капитализма в России». Достопримечательностью села являются Смоленский собор (1815 г.) и стоящая неподалеку от церкви высокая шатровая колокольня, построенная в первой половине XVIII века. Вправо видна Высокая гора с могучими дубами и липами, с карстовыми пещерами. Там был один из арзамасских монастырей, основанный в XVIII веке.

   Верхняя Набережная — одна из старинных улиц Арзамаса. Здесь в основном деревянные дома, украшенные затейливой резьбой. Особо выделяется большой деревянный одноэтажный дом — здание бывшей земской управы. Построено оно в 1800—1805 годах. Деревянный фронтон дома поддерживается шестью колоннами, опирающимися на каменное полуподвальное помещение. Ранее существовавшие два входа в здание ныне заделаны, чем нарушена первоначальная архитектура. Теперь в доме находится городская поликлиника № 1.

   Следующий архитектурный памятник — дом Твердовых (Верхняя Набережная, 12). Этот деревянный одноэтажный дом с мезонином построен в 1822—1825 годах. Фронтон здания поддерживают четыре массивные деревянные колонны из цельных стволов, покоящихся на каменном основании. В 1970 году дом капитально отремонтирован.

Фото С.А. Яворского. Смоленский собор в селе Выездном
Фото С.А. Яворского. Смоленский собор в селе Выездном
 
Фото С.А. Яворского. Жилой дом на Верхней Набережной, № 12. Начало XIX в.
 Фото С.А. Яворского. Жилой дом на Верхней Набережной, № 12. Начало XIX в. Арзамас
   А вот еще один памятник арзамасской старины — дом Бессонова (Верхняя Набережная, 14). Это деревянные рубленые барские хоромы (начало XIX века). С восточной стороны фасад здания одноэтажный, с южной — двухэтажный, а с западной — трехэтажный. Арочный фронтон поддерживают деревянные колонны. На первом этаже раньше был круглый танцевальный зал, а над ним — светелка со стенной росписью. Ныне здание пришло в ветхость и нуждается в реставрации. По преданию, в этом доме бывал А. С. Пушкин, когда проезжал в болдинское имение.

   С Верхней Набережной наш путь лежит к так называемому дома Ханыкова (ул. Советская, 21), построенному в 1805 — 1815 годах. Оригинальный фасад придает ему монументальность. Своеобразно решение верхней конструкции: ее прорезает арка, в глубине которой виднеется световое окно. Конструкция опирается на четыре большие деревянные колонны. Этот дом в Арзамасе уникальный. В нем смело использовано дерево для создания выразительных архитектурных форм, составляющих богатое убранство особняков.

Фото С.А. Яворского. Жилой дом на ул. Советской, 21. Начало XIX в.
Фото С.А. Яворского. Жилой дом на ул. Советской, 21. Начало XIX в. Арзамас

   В конце XIX века в здании размещались женская прогимназия, с 1925 года дом снова передан под жилье.

   По улице Советской, мимо Дома Советов (раньше здесь располагалось реальное училище, в котором учился А. П. Гайдар), мы выходим на улицу Ступина. Здесь, на перекрестке с нынешней улицей Советской, находилась Ступинская школа живописи. Здание не сохранилось.

На улице Ступина обратим внимание на так называемые дома Попова. Двухэтажное каменное здание выходит торцом на улицу, а фасадом во двор. Портик с фронтоном поддерживают массивные столбы с арочными проемами. Сохранился украшенный рустами арочный вход в складские помещения. Раньше здесь был трактир «Рожок». Второй дом деревянный, с мезонином, на каменном подвале, с массивными сводами. Портик здания поддерживают четыре каменные колонны, покоящиеся на цоколе подвала. Оба эти здания занимает детский сад № 1.

   На этом мы заканчиваем знакомство с архитектурными и историческими достопримечательностями Арзамаса, олицетворяющими «век минувший».. То, что мы увидели: здания храмов, особняков, простых домов, примечательную планировку улиц и площадей — все это является свидетельством талантливости трудовых людей, местных зодчих, живописцев, замечательных умельцев.

Фото С.А. Яворского. Жилой дом на ул. Володарского, № 9

Фото С.А. Яворского.  Жилой дом на ул. Володарского, № 9. Арзамас

   Традиции зодчих прошлого и прежде всего знаменитого земляка М. П. Коринфского получают ныне дальнейшее развитие. В этом может убедиться каждый, кто пройдется по улице Калинина и внимательно всмотрится в архитектурное лицо размещенных на ней зданий.

   Широкая магистраль этой улицы стала своеобразной архитектурной осью, к которой, с одной стороны, примыкает исторически сложившийся центр Арзамаса, а с другой — кварталы нового города. Построенные здесь дома — в основном результат замечательного труда рабочих строительно-монтажного треста «Арзамасский».

   Среди массива современных многоэтажных зданий заметно выделяются своей архитектурой три комплекса.

   Первый — городской Дом культуры (1961 г.) и мемориал в честь Борцов за Советскую власть (1967 г.).

Фото С.А. Яворского. Здание городского Дома культуры на ул. Калинина

Фото С.А. Яворского. Здание городского Дома культуры на ул. Калинина. Арзамас

Фото С.А. Яворского. Здание 2-й областной больницы им. М. Ф. Владимирского

Фото С.А. Яворского. Здание 2-й областной больницы им. М. Ф. Владимирского. Арзамас

    Второй комплекс — областная больница № 2 им. М. Ф. Владимирского (1956 г.). Здание четырехэтажное. Первый этаж архитектурно оформлен в виде массивного рустованного основания для всей остальной конструкции здания. Правая часть украшена портиком с колоннадою, а левую гладкую стену фасада прорезают две арки, опирающиеся на одну колонну. Здание красиво вписывается в зеленое обрамление улицы Калинина и площади 1-го Мая.

   Третий комплекс включает в себя сквер площади 1-го Мая с фонтаном и здание учебно-производственного комбината (1964 г.). В трех этажах УПК размещены учебные кабинеты и лаборатории филиала Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе. В пристрое находится самый большой в Арзамасе актовый зал на 900 мест, а рядом с ним сооружен учебный корпус приборостроительного техникума площадью более 8000 квадратных метров.

   Отсюда по Комсомольскому бульвару можно пройти в обжитые и вновь сооружаемые микрорайоны нового Арзамаса. Здесь, на Комсомольском бульваре, на пересечении аллей городского парка культуры и отдыха, установлен монумент Славы арзамасского комсомола.

   Проспект В. И. Ленина, улицы Мира, Нижегородская, Кольцова, Парковая и другие — это новые магистрали, объединяющие город в единое целое.
 

Горький
Волго-Вятское

книжное издательство

1978

© Книга АРЗАМАС ПУТЕВОДИТЕЛЬ, Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1978
© Глава Памятники истории и архитектуры АрзамасаЛ. Д. ОДИНЦОВ
© сетевая версия - arzemas. 2022
© Арзамас. С дополнениями В. Щавлева
© OCR - В.Щавлев. 2022

Автор: Автор: Л. Д. ОДИНЦОВ

Всего оценок этой новости: 10 из 2 голосов

Ранжирование: 5 - 2 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии Читателей

Код   

Новые статьи

Более старые статьи

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Арзамас ты дорог мне и я тебя люблю!

Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...

Опрос

Сколько раз А.С. Пушкин был в Арзамасе?

Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд