Выдающияся события, быстро сменяющияся в столицах и больших городах, скорее выходят там из памяти, чем в захолустьях, где они глубоко врезываются в памяти народной. Так было и в Арзамасе, где разсказы о посещении Императрицы Екатерины сохранились более ста лет, но, между тем, можно сказать, по свежим следам Ея триумфальнаго шествия, пронеслась волна мятежа, страшных зверств, совершенно подобно тем, которыя произведены были полчищами Разина. В 1773 и 1774 годах весь восток европейской России и часть западной Сибири взволнованы и потрясены были бунтом Емельяна Пугачева, выдававшаго себя за Императора Петра III. Волнение началось на Урале реке, носившей тогда имя Яиока, среди яицких казаков с помощью киргизов, башкиров и взбунтовавшихся помещичьих крестьян. После продолжительной осады Оренбурга, пламя мятежа охватило всю страну от Тюмени до Казани, мало было таких городов, которые дали отпор Пугачеву и остались верны Правительству. Ничтожные гарнизоны в городах и маленьких крепостях ничего не могли поделать с громадными полчищами Пугачева. Подкрепления из центра России не могли поспеть во время, а на помощь местных жителей нельзя было разсчитывать. Крепостные крестьяне, замученные и выведенные из терпения тягостью барщины, немедленно приставали к Пугачеву, тем более охотно, что он обещал всем волю и свободу и клялся перевешать и истребить всех дворян и помещиков… Слову отвечало дело: все дворяне, чиновники и даже просто грамотные люди, попадавшиеся в руки Пугачеву, немедленно вешались и убивались.
В июле 1774 года Пугачев подступил с своими полчищами к Казани, выжег ее, разорил, перебил множество жителей и не успел лишь взять кремля, в котором заперлись архиепископ Вениамин с горстью верных защитников Казани… На помощь им явился полковнике Михельсон. Нестройныя полчища бунтовщиков не могли бороться с небольшим, но стройным его отрядом и отступили. Пугачев перебрался за Волгу, шайки его разсеялись по всему бассейну Суры.
Михельсон тоже не дремал и быстро двинулся назад к Чебоксарам, а оттуда устремился к Арзамасу, чтобы заградить путь к Москве, а с дороги отрядил Хардина к Ядрину.[207]
Между тем шайки Пугачева с берегов Суры проникли и в Арзамасский уезд. Оне ограбили и осквернили церковь в с. Черновском на р. Пьяне, где 7 лет назад Екатерина крестила дочь помещика ермолова. В Арзамасском уезде убиты пугачевцами до смерти:
1) Священник этой церкви Василий Алексеев,
2) капитана Петра Ермолова дворовый человек, Егор Васильев,
3) его же приказчик Парфен,
4) Гвардии коннаго полка секунд-ротмистр Иван Исупов,
5) жена его Ирина Петровна и дочери:
6) девица Елена и
7) вдова Настасья,
8) Титулярнаго советника Ивана Бахметова дочь,
9) Поручика Николая Языкова служитель Сергей Борисов.
10) Секунд-маиора князя Кольцова-Мосальскаго земский Семен Алексеев,
11) Прапорщика Алексея Дубенскаго приказчик Кондратий Андреев и
12) служитель Иван Гуняев.
В соседних местностях нижегородскаго уезда убито 11 человек. Эти лица поименно перечислены А. С. Пушкиным в примечаниях к его истории Пугачевскаго бунта, но могли быть и другия жертвы.
Сам Пугачев намеревался после отступления от Казани напасть на Макарьевскую ярмарку, но, когда один из отрядов его был разбит под Курмышевым, а Михельсон загородил ему путь чрез Арзамас в Москву, метнулся к югу.
27 июля ему, — как бы в насмешку, улыбнулось счастье: доселе его встречали с честью только в деревнях и крепостцах, а в этот день его встретило с крестным ходом духовенство целаго города Саранска, с архимандритом во главе. Купцы саранские поднесли ему хлеб-соль. Крестьяне и дворовые люди стекались к нему толпами, а несчастным дворянам саранским пришел черный день: он повесил их в Саранске 300 человек, всякаго пола и возраста. 30 июля он двинулся из Саранска к Пензе… События эти имели разительное сходство с тем, что было при Стеньке Разине. Арзамас, как и тогда, был крайним оплотом государства, и Михельсон, как и тогда Долгорукий, был в Арзамасе. Узнав о саранских событиях, он двинулся за Пугачевым к Пензе, туда же спешил Муфель из Симбирска, а Меллин шел по пятам Пугачева.
Жители Арзамаса, не посвященные в тайны полководцев и не знавшие о движении Пугачева к югу, а лишь слышавшие о зверствах его шаек в Черновском и даже в Починках, ждали его с часу-начас и в Арзамас. Одни собирались бежать, другие зарывали свои деньги и драгоценности в землю.
29 июля Екатерина для усмирения бунта назначила графа Петра Ивановича Панина, а потом был вызван с турецкой войны великий полководец Александр Васильевич Суворов. Он ехал чрез Арзамас. Для ночлега отведена ему была квартира в доме именитаго купца Ив. Ив. Цыбышева, у котораго были в то время два маленьких сына: Андрей и Александр. С детским любопытством они разсматривали великаго гостя. Добрый Суворов приласкал их, взял младшаго, Александра, на руки, усадил на колени и сняв с себя кортик, подарил ему. Этот подарок хранился у Цыбышевых около 60 лет и лишь крайняя нужда заставила их продать его помещику Штевену за 100 рублей ассигнациями.[208]
14 сентября, наконец, Пугачев был выдан казаками. Его сковали и повезли в Москву в железной клетке, которая ныне хранится в Румянцевском музее. Везли его чрез Арзамас. Жители во множестве стекались посмотреть на него, когда переменяли лошадей.
Сохранились разсказы о том, что, когда ребятишки подходили близко к клетке, Пугачев поднимал руки и гремел цепями, а испуганныя дети, да может быть и взрослые, широко разступались.
24 декабря обнародован манифест о Пугачеве, его происхождении и преступных замыслах.
К чести Екатерининскаго времени нужно сказать, что расправа с бунтовщиками была самая милостивая: о тех ужасах, какие творились в Арзамасе при расправе с разницами, не было и помину, казнены с Пугачевым только несколько главнейших его соучастников, а всего во всех местах — Москве, Уфе и Нижнем не более десяти лиц.[209]
Взволнованныя мятежом местности успокоились очень скоро, но в Арзамасе и это событие осталось в памяти народной и даже сложилась пословица, которую я слыхал и 100 лет спустя. Говоря о какой либо старинной вещи, определяли давность ея словами «она ведь бунт помнит».
© Источник: Н. М. Щегольков. Историческия сведения о городе арзамасе, собранныя николаем щегольковым с видами и портретами
© Арзамас. Глава XVI Арзамас во время пугачевщины
© OCR и перевод - В.Щавлев. 2021
Автор: Н. М. Щегольков
Комментарии Читателей
Новые статьи
Более старые статьи
Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл
Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...