СледующееПредстоящее событие

Село Выездная Слобода находится в одной версте от Арзамаса

Понедельник - 18/04/2022 13:12
Село Выездная Слобода находится в одной версте от Арзамаса, за рекою Тёшей, через которую перекинутый деревянный мост на сваях доходит до него и соединяет село с городом.

Село Выездная Слобода находится в одной версте от Арзамаса

 
Историко-этнографическое описание 1850 года
   Из актов 20-х годов XVII столетия видно, что оно называлось Казачья Выездная Слобода. Изустное предание объясняет, что название это произошло от того, что первоначальное население ему положили 600 казаков, присланных вскоре после покорения Казани, с луками и рогатинами, царем Иоанном Васильевичем Грозным, для бдительного присмотра за мордвой и татарами. По водворении их на месте, покрытом густым лесом, частью же остававшимся под лугами и болотом, они расчистили порожние земли, выжгли и высекли леса на дрова и строение домов [1]; с течением времени они сделались сельскими обывателями, дворцового ведомства, и только в имени села сохраняли свои названия. В межевой выписи [2] с арзамасских книг писца Василия Жукова, 1633 года, они названы просто крестьянами, обязанными платить государевы столовые запасы, денежные и всякие другие доходы наравне с крестьянами всех дворцовых сёл и волостей.

   Поместье боярина Бориса Михайловича Салтыкова, село Выездная Слобода, в 1635 году было пожаловано ему в вотчину царём Михаилом Фёдоровичем за то, что он во 127 (1619) году, против королевича Владислава, польских, литовских и немецких людей и черкас стоял крепко и мужественно; на боях и на приступах бился, не щадя головы своей, и ни на какие королевичевы прелести не прельстился, многую свою службу и правду ко всему Московскому государству показал; а будучи в осаде, во всём оскуденье и нужду терпел [3]. В 1647 году боярин Борис Михайлович отказал село Выездную Слободу брату своему - боярину Петру Михайловичу Салтыкову, от которого оно перешло, по третейскому полюбовному разделу, мимо детей его - стольников Алексея и Петра, к внукам его - стольникам Алексею и Василию Фёдоровичам, братьям царицы Прасковьи Фёдоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича [4]. В 1702 году Василий и Алексей Фёдоровичи все находящиеся в их владении вотчины разделили меж собой, и по разделу село Выездная Слобода досталось в единственное владение стольнику Алексею. В 1712 году Алексея Салтыкова не стало, а после его осталась жена его бездетная. Почему лейб-гвардии Преображенского полка капитан-поручик Василий Фёдорович Салтыков бил челом царю Петру Алексеевичу, чтоб родовые вотчины и поместья, которые остаются за прожитком невестки его, были бы по указу отданы ему [5]. Таким образом, полученное им село Выездная Слобода, по смерти его, перешло к сыну его - Петру Васильевичу, а от Петра к сыну его - Василию Петровичу, после Василия наследовал село сын его - Сергей Васильевич, скончавшийся в 1807 году. Нынешние владельцы села: супруга Сергея Васильевича, сын её и три дочери.

   Расположенное на ровном месте, прорезанном в разных направлениях живописными протоками реки Тёши и выстроенное по плану прямыми линиями и правильными квадратами, село Выездная Слобода весьма много придаёт красоты очаровательному виду Арзамаса, преимущественно с Московской и Тамбовской дороги, откуда и само оно представляется глазам цветущим, многолюдным, каково действительно и есть.

   В нём считается: 726 домов, в том числе зданий и домов каменных - 14; крестьян мужского пола - 1824, женского - 2074 души; лавок с сельскими предметами продажи - 6; земли пахотной, усадебной, огородной, сенокосной и выгонной, удобной и неудобной - 4826 квадр. десятин. Грунт земли черноземный, и, по местам, песчаный. Степень урожая вообще хорошая. Как малоземельные, крестьяне почти все занимаются разными промыслами, именно: 2 дома производят торг пригонкой из Оренбурга и др. мест около 4000 голов мелкого скота; 4 дома содержат кожевенные заводы, 2 дома - свечно-сальные; 2 - свечно-восковые, 5 домов - клееварные, 5 - валеношляпные. На всех заводах ежегодно приготовляется на сумму свыше 30000 руб. серебром. Вся производительность этих заводов потребляется в Арзамасе и его уезде, исключая делаемых на свечно-восковых заводах свеч, которые вывозятся в большом количестве на ярмарки Нижегородскую и Маровскую (Макарьевского уезда). Около 600 человек занимается сапожным мастерством, из них 300 постоянно работают в Астрахани и в городах Астраханской губернии, 100 - в Саратове, 150 - в Уральске, Самаре и Нижнем, остальные - в разных селениях и городах. Плотников считается в селе 10 человек, маляров и железнокровельщиков - около 30, столяров - 2, портных - 4, кузнецов - 4, поденьщиков, занимающихся извозом в Арзамасе и уезде - около 100 человек. Сверх того, большая часть крестьян возделывает огороды, с которых капуста, лук, морковь и другие огородные овощи продаются в Арзамасе.

   Состоятельность крестьян села Выездной Слободы доказывают две богатейшие каменные готические церкви с отдельными высокими колокольнями: напольная - однопрестольная, посвящённая преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу, и внутри села находящаяся - в честь Смоленской Божией Матери, построенная усердием их. Смоленская церковь воздвигнута в 1815 году столько же усердием крестьян, сколько благочестным усердием одного их них - богатого крестьянина Ивана Васильевича Госькова, весь свой капитал положившего на создание её и 26 лет служившего при ней старостой. Она расположена на ровной, широкой площади, в каменной с деревянной решёткой ограде, имеющей 1600 кв. саж. земли. Её украшают три крыльца с фронтонами, опирающимися на 16 колонн, 5 куполов, освещающих вместе с окнами внутренность её. Пространства от горняго места до западных дверей она имеет 27 саженей, в вышину - 24 саж.; настоящая церковь имеет ширины - 17 1/2 саж., а трапезная - 20 саж. Эта церковь есть одна из лучших и великолепнейших в Арзамасском уезде. В ней 5 алтарей: главный - во имя Смоленской Богоматери, рядом с ним с правой стороны - в честь пр. Илии, с левой - Флора и Лавра; в трапезе на правой стороне придел посвящён Рождеству Божией Матери, а на левой - святителю Николаю чудотворцу. Крестьяне всемирно стараются о благолепии этой церкви и делают для неё значительные пожертвования. Нынешний церковный староста Будылин употребил для украшения её более 3000 рублей серебром. В ризнице 80 священнических риз и столько же стихарей. Вся церковь расписана клеевой бирюзовой краской и событиями Нового Завета; образа в иконостасах отличной живописи и почти все писаны в Москве, в Строгановской школе; на Спасителе и Божией Матери, стоящих на поклоне, среброкованные вызолоченные ризы, весят более 2 пуд, а во всей церкви считается серебра около 9 пуд. Замечательны в церкви:

1) в главном алтаре, на горнем месте, икона Распятый Спаситель, итальянской кисти, привезённая в 1790 году бывшим посланником при дворе Людовика XVI - Василием Петровичем Салтыковым, которому он подарен был в Саксонии дочерью короля Фридриха Августа - Марией Августой;

2) серебряная овальная дека с частями св. мощей, данных В. П. Салтыкову, сопровождавшему Екатерину II в Тавриду, киевским митрополитом Самуилом;

3) чудотворный образ Смоленской Божией Матери, бывающий во всех крестных ходах, совершаемых в Арзамасе, принесённый усердием боярина Михаила Михайловича Салтыкова в 1655 году, во время мора, из Семиезерской Пустыни, Казанской губернии. Ежегодно 20 июля, в день пророка Божия Илии, совершается в эту церковь крестный ход из Арзамасского Воскресенского собора.

   И в этот же день и предыдущий бывает исстари учреждённая в селе ярмарка, располагающаяся вне церковной ограды, на площади. Эта ярмарка подобна всякой другой сельской или деревенской, и если имеет свою особенность, то, конечно, она заключается в месте для ярмарочных сцен, известном под именем Утешное.

   Утешным называется берёзовая роща, находящаяся в конце села, окружённая валом, густо осенённым акациями, а с западной стороны окаймлённая некогда нарочно вырытым озером, а ныне во многих местах уже заросшим осокой. В этой роще, при жизни помещика села - Сергея Васильевича Салтыкова, были аллеи из берёз и орешника, насыпные возвышения, увенчанные липами, зелёные поляны, куртины с пышными цветами, беседки, башни, канавы и проч. Но теперь там, где были наполненные водой пруды и канавы, растёт мелкий лес; аллеи заросли, дорожек почти не видно, большие поляны засеяны хлебом и огородными овощами, а на некоторых стоят душистые скирды сена; от больших беседок остались две пустые, от башен - одна, до половины развалившаяся, на огромной насыпи, в густоте высоких акаций. Как при жизни помещика веселились в этой роще арзамасцы, так и теперь, по старой памяти, для многих Утешное имеет ещё особенную прелесть. В Троицын день бывает здесь гулянье, которое, без преувеличения можно сказать, посещается всем городом. Оно начинается с 2-х часов пополудни и оканчивается перед утром. Любопытно видеть крестьянок, гуляющих по 10 и более - вместе, одетых в богатые костюмы, большей частью - в парчовые, с завёрнутыми в платки руками. На конце Выездной Слободы, в сторону от Московской дороги направо - к деревне Стрелке (населённой ссыльными стрельцами), стоит на широкой луговине столб с образами в киоте. Предание говорит, что на этом месте была виселица, на которой были повешены стрельцы, присланные для казни в Арзамас. На каждой родительской неделе, в четверг, служат здесь Панихиды.

Примечания:

1) "В прошлом де в 98 (1590) году ту полянку к селу Казачьей Выездной Слободе приписал писец - князь Фёдор Болховской, для животинного выпуску со всеми угодьи и Казачьи Слободы казачьи крестьяне от большого мосту на низ реки Тёши до мельничной плотины ту поляну чистили, лес секли, а та полянка подошла к Выездной к Казачьей Слободе". Грамота 16 июня 1622 года об отказе к Выездной Слободе полянки, что от устья реки Авша, по Тёше, до стрелецких покосов, адресованная в дворцовые арзамасские сёла Григорию Ивановичу Квашнину. Подлинная грамота написана столбцом, на 3 листках, и по склейкам скреплена дьяком Семёнкой Самсоновым;

2) Подлинной выписи, писанной на 6 склеенных листках, "писец Яков Иванович Жуков печать свою приложил", а на обороте, по склейкам, подписал "подъячей Иван Блудов";

3) Подлинная царская жалованная грамота, 22 июля 1635 года, писана на александрийском листе, за красной печатью, на шёлковом шнуре, с изображением Георгия Победоносца и след. надписью кругом: "Царь и великий князь Михайло Фёдорович, всея Русии самодержец". Такая ж надпись находится на обороте грамоты;

4) Ввозная грамота 1693 года, писанная на 3 склеенных листках, за скрепой дьяка Ивана Обрутина. Ещё выпись с отказных книг, на 4 листках, данная арзамасским воеводой Иваном Леонтьевичем Монастыревым в 1683 году. И царская жалованная грамота 1 июня 1688 года боярину Фёдору Петровичу Салтыкову на село Кимру, 71 деревню, 154 пустоши и разные угодья, в Кашинском уезде, за службу его царям Алексею Михайловичу, Фёдору, Иоанну и Петру Алексеевичам и царевне Софии Алексеевне, и за то, что дочь его - Прасковья Фёдоровна, супруга царя Иоанна Алексеевича, и проч. На подлинной жалованной грамоте, писанной на большом александрийском листе, за красной вислой печатью, обложенной глазетом, имеется следующая надпись: "Справил диак Григорий Посников", ниже: "В книгу записано, сентября в двадцеть осмы день", а на обороте: "Великие государи, царии и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня, благоверная царевна и великая княжна, София Алексеевна, всея великия и малыя и белыя России самодержцы";

5) Копия с дела, на 47 листах, 1713 года, декабря в 12 день, закрепленная диаком Иваном Позняковым.
 

© "Нижегородские губернские ведомости", неофициальная часть, № 26, 28 за 1850 г.
© Арзамас.
© OCR - В.Щавлев. 2022

Автор: В. Щавлев

Всего оценок этой новости: 5 из 1 голосов

Ранжирование: 5 - 1 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии Читателей

Код   
подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Арзамас ты дорог мне и я тебя люблю!

Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...

Опрос

Сколько раз А.С. Пушкин был в Арзамасе?

Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд