I Первые известия о Мордве и мордовской земле

Среда - 03/11/2021 00:55
1000 лет назад. Местность, где ныне Арзамас. Её природа и обилие. Безлюдье. Мордва. Первые известия о ней. Её характерные черты. Религия.
I Первые известия о Мордве и мордовской земле

Первые известия о Мордве и мордовской земле

   1000 лет назад, когда лишь только возникло Русское Государство и первые князья наши, утвердившись сначала в Новгороде, потом в Киеве; распространили свою власть на все пределы тогдашней Русской Земли, самым крайним русским городом на востоке считался Муром, далее которого за рекой Окой уже начиналась страна, независимая от русских князей.

   Страна эта, составляющая ныне южную половину Нижегородской губернии, а также и северные части губерний Тамбовской и Пензенской, в те времена сплошь была покрыта непроходимыми дремучими лесами, в которых гигантские сосны и ели, местами, сменялись вековыми дубами и липами, а березовые и осиновые рощи как бы чередовались с громадными пространствами, поросшими орешником. На полянах и тучных лугах сочные травы пестрели цветами, а в летнюю пору спели и переспевали разныя ягоды. При обилии лесов реки и речки этого края обиловали водой, а кроме их, среди лесов, было не мало озер и болот, богатых рыбою. В лесах было не мало зверей и птиц всякаго рода. И в наши дни, когда этот край густо заселен, а от лесов остались лишь жалкие остатки, в арзамасском уезде еще попадаются и лоси и медведи, и лисицы, и куницы, не говоря уже о белке и зайцах, а летом в окрестностях Арзамаса встречаются представители пернатого царства самых разнообразных пород. Можно себе представить как богата была природа этих мест 1000 лет назад!

   При всем этом обилии, описываемый край представлялся непроходимой пустыней, в которой почти незаметно было следов человека.

   Вся страна эта заселена была народом финского племени, именуемым Мордвою, в свою очередь разделявшихся на Эрзян, Мокшан и Каратаев (терюхане).

   Древнейшим летописцем, упоминающем о мордве, был Иорнанд,[1] называющий это племя самым миролюбивым из жителей Европейскаго севера.

   В Арабских летописях X века также есть известие о мордве, как о народе живущем, в местах, находящихся к югу от теперешнего Нижнего Новгорода.[2] Арабские писатели называли мордву именем «буртас» а меха зверей водившихся в их лесах, были известны на Востоке под именем «буртасских». В X же веке византийский император Константин Порфирородный в своих писаниях упоминает о стране Мордии.[3] св. Нестор Печерский, первый русский летописец, перечисляя финския племена, говорил и о мордве, жившей по соседству с исчезнувшей теперь Мерею, на пространстве между Окой, Волгой и Сурой.[4]

   Кроме ныненего Горбатовскаго уезда, где жили Мещеряки, всю эту местность заселяло племя Эрзян, Мокшаны же жили от них к югу, ближе к реке Мокше, получившей от них свое имя.[5]

   Племя Эрзян было самым многочисленным и даже управлялось собственными князьями, но при всем этом отличалось миролюбием, было чуждо завоевательных стремлений и бралось за оружие лишь по нужде, в защиту себя от врагов, при чем и тут предпочитало скорее скрыться в лесах, чем вступать в бой. 

   Основанием такого миролюбиваго настроения было то, что мордва жила, как бы отдельно от всего остального мира, в привольных местах, где, при самом малом труде, можно было иметь с избытком все необходимое для тогдашней крайне простой, не предъявлявшей никаких особых требований, жизни полудикого народа. Сама природа, среди обширных лесов и болот, не располагала мордву жить большими поселениями, а чуть не каждая семья избирала себе особое место для житья на просторе и приволье, что еще более способствовало укреплению мира между отдельными семьями. 

   Сношений с соседними народами у мордвы почти не существовало, ибо, хотя русские люди издавна имели торговые сношения через Муром с Волжскими болгарами, богатым народом, жившим по среднему течению Волги, между реками Камой и Самарой, но путь в болгарскую землю предпочитался водою, по Оке и Волге, минуя мордовскую землю с её непроходимыми лесами и болотами. 

   Лес был родной необходимой стихией для мордвы: лес кормил и одевал мордвина, доставлял ему жилище и топливо, скрывал его от врагов; в глуши лесов мордвин проводил всю свою жизнь и под сенью лесов хоронил своих покойников. Доселе в глубине лесов, а там, где леса уже вырублены и на полях, можно встретить небольшие курганы, в глубине которых находили глиняные горшки с прахом умерших и остатки каменных орудий употреблявшихся мордвой в X и XI веках.[6] 

   Мордва, не имевшая сношений с более культурными народами, довольствовавшаяся лишь самыми необходимыми деревянными постройками и находившаяся на самой низкой степени развития, не оставила о себе никаких памятников и сооружений. 

   Религией мордвы, местами до самаго ХVIII столетия, было идолопоклонство. Мордва боготворила видимую природу: воду, деревья, лес, но миролюбивый и кроткий характер этого племени отразился и тут: не было кровопролитных жертвоприношений, их заменяли яства, пиво, мед, которые тут же и истреблялись самими приносящими, среди общего веселья. Когда же озарил мордву Свет истинной Веры Христовой, то она приняла Ее почти без сопротивления.[7] Потомки новообращенной мордвы всегда делались ревностными чадами Православной Церкви. В захолустьях Арзамасскаго уезда, где мордва до наших дней еще сохранила свой язык, одежду и обычаи предков, Православная Вера процветает и хранится не менее твердо, чем в соседних русских селениях.

© Источник:  Н. М. Щегольков. Историческия сведения о городе арзамасе, собранныя николаем щегольковым с видами и портретами
© Арзамас. Глава I Первые известия о Мордве и мордовской земле
© OCR  и перевод - В.Щавлев. 2021

Автор: Н. М. Щегольков

Всего оценок этой новости: 5 из 1 голосов

Ранжирование: 5 - 1 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии Читателей

Код   
подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь, Набросьтесь вы На раба Божьего (имя), Чтоб он обо мне Яро томился, Со всех троп и дорог Ко мне бы стремился, Часа без меня жить не мог И любви бы своей Ко мне не превозмог. Не мог ни жить, ни быть, ни дневать, Ни минуты,...

Опрос

Сколько раз А.С. Пушкин был в Арзамасе?

Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд