Имя Арземас в свою очередь связано с эрзянским отглагольным существительным
«арсема» — мысль, желание, мечта; заключительная буква -с может быть (I) искажением притяжательного суффикса -зо («арсемазо» — его мысль, желание, мечта), либо же (II) окончанием -сь указательного склонения именительного падежа единственного числа («арсемась» — эта мысль, желание, мечта), либо (III) аффиксом -с вносительного падежа, или, наконец, (IV) аффиксом -со местного падежа.
Наиболее вероятным можно считать II вариант объяснения. Присвоение названий населённым пунктам по антропонимической модели (от личных имён первопоселенцев, наиболее влиятельных жителей, глав родов) весьма распространено на землях мордвы (сравните — Атемасово, Водоватово, Кичанзино, Сыресево — от имён Атемас, Водоват, Кичанза, Сыресь, таких примеров огромное множество). Следует учитывать, что на месте города в самом начале 70-х гг. XVI века было Арземасово городище, то есть заброшенный эрзянский населённый пункт (не обязательно крупный), названный в честь некоего Арземаса. Уже в первой четверти XVII века название Арземас приобретает современную форму Арзамас."Доктор филологических наук А. И. Попов в 1968 году обосновывал: «Название происходит, по-видимому, от мордовского личного имени Арземас или Орземас, которое неоднократно встречается в писцовых книгах и других источниках истории Среднего Поволжья, особенно в XVII веке. Среди мордвы того времени бытовало много подобных имен: Инемас, Вячкомас, Полдомас и т. п. Можно предположить, что город был назван по имени владельца или первого поселенца. Использование собственных имен в названиях населенных пунктов — вообще явление нередкое. В той же Мордовии, например, есть села Полдомасово, Арземасово и другие. Собственное имя Арзамас имеет в основе эрзянское арсемс, мокшанское арьсемс: думать, желать, пожелать, и, следовательно, может быть переведено на русский язык как желанный. С племенным именем Эрзя оно не имеет ничего общего».
Итак, точных сведений о дате возникновения Арзамаса пока не найдено. Не упоминается о закладке Арзамасской крепости и в «Царственной книге», что повествует о походе Ивана Грозного на Казань.
Большая Советская энциклопедия 1980 года издания отнесла появление Арзамаса к 1578 году.
Обнаружен, однако, документ от 16 марта 1562 года — жалованная грамота Е. Д. Бахметеву. В ней оный Бахметев жаловал «… в Орзамасе волостью Собакиною». Тут дано знать не только о существовании волости, как таковой, но и пишется «Орзамас». Эта грамота не подлинная, она дошла до нашего времени в копии XVII века и потому подвергается сомнению, возможно и необоснованному.
В 1556 году основан Спасский мужской монастырь в Арзамасе, как повествует «История Русской церкви» митрополита московского Макария. В средневековой Руси основание города всегда начиналось с закладки храма, а вскоре появлялся и мужской монастырь.
1572 год.
Духовная грамота Ивана Грозного:
«Да сына ж своего., благословляю великим княжеством нижегородским, даю ему Нижний Новгород с волостьми и путьми, и селы и со всеми пошлинами, и с мордвами и черемисами… Да город Арзамас с мордвами и черемисами и со всем тем, как было при мне».
Эта духовная грамота поначалу определена учеными под 1572–1578 годами. В другой, современной публикации, сей документ подан под июнем-августом 1572 года. К этой духовной невольно прикладывается вопрос: если царь диктует «как было при мне», то понятно же, что имеется в виду время более раннее, чем 1572 год.
И еще один документ.
1574 год, 12 декабря. Иван Грозный дает грамоту вдове Марье Абрамовой: «… в Арзамасский уезд в Ыржинский стан в село Березову усаду в Михайлов жеребей… А Михайла на нашей службе убили немецкие люди».
В 1966 году опубликована «Разрядная книга» 1475–1598 годов. Из нее узнаем, что «Того ж 84 (1576) году, месяца мая послал царь и Великий князь Иван Васильевич всея Руси бояр… в Арзамас Григорей Бобров Шетнев». И далее в 1577 году — Иван Хохлов. В 1578 году — Степан Волынский. В 1579 году двое воевод: Добыча Лачинов и Василий Левашов. В 1583 году князь Солнцев-Засекин и т. д.
Итак, вначале явлена территория — 1562 год, затем в 1572 году уже город Арзамас, а затем и Арзамасский уезд со станами…
Упоминаемое здесь предание записал от старожилов в начале семисотых годов купец Шлейников. В конце XVIII века торговый человек Мерлушкин — грамотный, читающий, дополнил его опять же рассказами старожилов и составил уже сводное повествование о начальной истории города Арзамаса. Серьезность намерений Мерлушкина объясняет уже то, что он пользовался сочинением князя Хилкова «Ядро Российской Империи». Позже рукописью краеведа воспользовался известный этнограф Александр Терещенко, который опубликовал в середине прошлого века в журнале «Москвитянин» свои «Заметки об Арзамасе».
Уже в 1560–1561 годах его описал «с товарищи» дозорщих Григорий Сукин.
Рукописью Мерлушкина пользовался также историк города Н. М. Щегольков.
Отдельные краеведы советского периода истории комментировали опубликованное Н. М. Щегольковым как измышления церковников, как материал малоправдоподобный, не заслуживающий доверия.
Да, отдельные штрихи предания и вызывают сомнения, но в целом-то не являются досужими измышлениями церковников.
… Мордва знает, что их землями идет русский царь воевать Казань. Эрзяне, как и русские, тяжело пережили татарское иго, они понимают, что Иван Грозный снимет и с них оковы рабства и что мордве, как и другим народам Поволжья, отныне навсегда вязать свою судьбу с судьбой России. Нет, не лишними были мордовские дары русским. Кстати. подношения даров, а это знак не только поклонения, но и уважения, — извечная форма начала дружбы между народами — что в этом церковного?
Далее. Эрзяне просят, чтобы к ним пришли торговые люди. Материальная культура русских, конечно же, была выше мордовской, разнообразие товаров соседей всегда желанно — что в этом осудительного, церковного?
Мордва просит, чтобы царь выслал татар с захваченных ими эрзянских и мокшанских земель. Царь внял, исполнил и эту вполне законную просьбу — какая тут церковность?
Освящение закладки крепости, храма — русские частенько ставили обыденные церкви, построенные до захода солнца, крещение эрзянских старшин, наречение их православными именами — и это все согласуется с обычаями того времени.
Было бы странно, если бы народная память о возникновении Арзамаса лишила подлинные события замеченной «церковности». Вот тогда она действительно вызвала бы сомнения в правдивости предания у каждого вдумчивого любителя истории."