принципы государственного управления в XV веке

Вторник - 02/11/2021 10:19
Московское государство, в течение XV века, классифицировалось как раннефеодальная монархия. Обязанности главы государства исполнял великий князь, имеющий широкий спектр законодательных, исполнительных и судебных полномочий. Централизация Московского государства обеспечивала усиление роли великого князя в государственном управлении на всей территории страны.
принципы государственного управления в XV веке
   В Московском государстве XV века власть монарха ограничивалась органами государственного управления раннефеодального периода.
   Существенную значимость в системе государственного управления имела Боярская дума. Данный орган государственного управления брал свое начало от совета, действующего при князе, известного еще в Киевской Руси. Специалисты в области истории относят начало формирования Боярской думы именно к XV веку. В отличие от княжеского совета, Боярская дума обладала большей степенью юридической и организационной оформленности. Дума действовала на постоянной основе, имела относительно стабильный состав. В Боярскую думу включалось 5-12 бояр и примерно 12 окольничих. Дума являлась совещательным органом. На великого князя не возлагалось обязанности учета мнения думы, однако на практике все его решения требовали одобрения боярства, в ином случае они не получали практической реализации. В результате представители боярства осуществляли посредством думы угодную им политику. В деятельности думы ярко проявляются признаки раннефеодального периода монархии.

система государственного управления XV века


   В системе государственного управления XV века имелись черт предыдущих периодов развития государственного управления и признаков начала зарождения новаторского приказного управления.
   Управление осуществлялось дворцовым дворецким, в подчинении которого находились многочисленные слуги.
Учитывались особые нужды князя и его окружения, в ведении которых находились целые местности и села, средства на эти нужды собирали Пути с определенных местностей, выступали в качестве административных и судебных органов. Руководство путями осуществляли путные бояре.
   В течении XV века дворцово-вотчинные органы переживали постепенную трансформацию в органы, занятые обслуживанием не личных нужд князя, а общегосударственными делами, то есть решением важных задач государственного управления в целом. В этот период функции дворецкого включали решение таких вопросов, которые были связаны с феодальным землевладением, контролем местных органов управления. Выполнение княжеских поручений стало носить постоянную, а не временную, основу.
   Функции, выполняемые дворцовыми органами управления, с течением времени все больше усложнялись, что обусловило возникновение потребности в формировании разветвленного аппарата государственного управления. Это привело к росту численности дьяков, специализировавшихся на выполнении дел определенного характера. В самостоятельные ведомства выделили великокняжескую казну, дворцовую канцелярию, архив и иные подразделения.
   XV век следует охарактеризовать как период начала трансформации дворцово-вотчинной системы управления в приказную управленческую систему, обусловившую повышение централизации государственной власти.
   

Организация государственной власти на местах в XV веке


   Объединение земель и усиление великокняжеской власти, привело к отказу от разделения государства на уделы и осуществлению деления на уезды.
   В свою очередь, уезды разделялись на станы, которые делились на волости. Несмотря на попытки повышения единообразия административно-территориального деления, регулярные изменения границ государства обусловили некоторые разночтения – в результате при выделении уездов кое-где сохранялись земли. В рамках земель существовали разряды, то есть округа военного типа, и губы, то есть округа судебного типа.
   Во главе каждой административно-территориальной единицы находились определенное представители центральной государственной власти. В уездах это были наместники, в волостях – волостели. Финансирование деятельности указанных глав административно-территориальных единиц осуществляло местное население. При главе административно-территориальной единицы действовал собственный аппарат, военные отряды. Непродолжительный срок исполнения полномочий приводил к тотальному злоупотреблению властью и желанию набить собственный карман. Это становилось причиной народного недовольства.
   В конце XV века на муниципальном уровне стали формировать систему полицейских служителей.
   Городские поселения в XV веке не имели собственной системы управления. Главы административно-территориальных единиц осуществляли управление городами, расположенными в пределах их территорий. Однако в этот период уже предпринимались попытки формирования системы городского управления. В городах была введена должность городчика, выполнявшего обязанности военного коменданта и надзорного органа за городскими укреплениями, а также контролера исполнения возложенных на местное население повинностей в сфере обороны. Также в ведении городчиков находились земельные дела. Окончание XV столетия отмечает рост роли городчиков, их полномочия в различных сферах государственного управления были существенно расширены не только на территории города, но и в прилегающем уезде. С этого момента их стали именовать городовыми приказчиками, находившимися в подчинении великокняжеских казначеев.
   Как правило, в качестве городовых приказчиков в Московском государстве выступали представители местных землевладельцев – дворяне или бояре. Этот факт обеспечивал рост доверия местной элиты к органам государственного управления на местах и преданных проводников централизованной политики государственного управления.
   

Автор: В.Щавлев

Всего оценок этой новости: 0 из 0 голосов

Ранжирование: 0 - 0 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии читателей премодерируются

Код   

Перед записью комментария, вы обязаны выразить свое согласие:


"Нажимая кнопку 'Записать', я даю согласие на обработку предоставленных мной персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ."


"Нажимая кнопку 'Записать', я предупрежден, что распространение рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается (ч.1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ."

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь, Набросьтесь вы На раба Божьего (имя), Чтоб он обо мне Яро томился, Со всех троп и дорог Ко мне бы стремился, Часа без меня жить не мог И любви бы своей Ко мне не превозмог. Не мог ни жить, ни быть, ни дневать, Ни минуты,...

Опрос

Какой поэт написал стихотворение Наш Арзамас?


 
Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд