Мы рассказали вам, дорогие читатели, о прошлом и настоящем города Арзамаса, о его 400-летней истории. Но вы знаете сами: чтобы узнать город лучше, почувствовать его, уловить его образ, недостаточно только прочитать о нем, надо своими глазами посмотреть на него. Для этого мы предлагаем вам несколько экскурсий по Арзамасу.
Лучше всего, конечно, обратиться в экскурсионное бюро, расположенное на третьем этаже дома № 1 на Базарной площади. Можно туда позвонить по телефону 3-08-59. Бюро предложит вам разные темы экскурсий.
Одна из них — пешеходная — позволит увидеть город в разных планах. Цель этой экскурсии — краткое знакомство с прошлым и современным Арзамасом.
Пешеходную экскурсию советуем начать от памятника Борцам за Советскую власть, расположенного на улице Калинина, у главного входа в городской парк культуры и отдыха им. А. П. Гайдара.
Совсем недавно, лет двадцать назад, здесь был пустырь. Сейчас улица Калинина, застроенная многоэтажными зданиями, является самой красивой и многолюдной в городе. На ней расположены драматический театр, центральная городская библиотека имени А. М. Горького, филиал Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, областная больница № 2 имени М. Ф. Владимирского, средняя школа № 4 имени С. М. Кирова, детская художественная школа имени А. В. Ступина, актовый зал учебно-производственного комбината более чем на 900 мест, центральный книжный магазин и другие специализированные магазины.
Улица Калинина как бы олицетворяет стремительный темп развития Арзамаса в советское время, огромную отеческую заботу партии и правительства о благе народа, удовлетворении его насущных потребностей.
Памятник Борцам за Советскую власть установлен здесь не случайно. Конечно, важную роль сыграло то обстоятельство, что место это наиболее многолюдное - рядом драмтеатр, городской Дом культуры, библиотека, парк.... Но выбор определялся не только этим. Неподалеку отсюда, на окраине улицы К. Маркса, и поныне стоит небольшой деревянный дом с мезонином, в котором жила Мария Валерьяновна Гоппиус — видная деятельница революционного движения, член Коммунистической партии с 1904 года. Сюда, на квартиру М. В. Гоппиус, сходились арзамасские революционеры, чтобы обсудить планы совместных действий, ознакомиться с партийной литературой, ленинскими произведениями. Проходили здесь и занятия социал-демократического кружка, членами которого были преимущественно учащиеся реального училища и молодые учителя.
Дом обычно охраняли, чтобы избежать внезапного нападения жандармерии или полиции. Получив сигнал тревоги, подпольщики уходили через Березовую рощу в овраги и там пережидали, когда минует опасность.
Позднее, 4(17) апреля 1917 года, в этом доме № 63 по ул. К. Маркса состоялось первое организационное собрание арзамасских большевиков, на котором был избран временный комитет РСДРП (б), возглавивший борьбу трудящихся уезда за победу социалистической революции.
В добрую и вечную память о первых арзамасских революционерах, стойких борцах за ленинское дело, и решено было соорудить неподалеку от дома, где жила М. В. Гоппиус, стелу в память Борцов за Советскую власть и зажечь Вечный огонь.
И еще одно памятное историческое событие произошло на этой площади. В начале сентября 1918 года здесь состоялось торжественное вручение 5-му латышскому стрелковому советскому полку, прибывшему в Арзамас вместе со штабом Восточного фронта, Почетного Красного знамени В ЦИК. Знамя это вручил доблестному полку член Реввоенсовета Восточного фронта и Реввоенсовета Республики К. X. Данишевский в присутствии командующего фронтом И. И. Вацетиса.
Арзамасцы гордятся тем, что славные революционные героические традиции продолжают жить и приумножаться в делах и подвигах современников. Напротив Вечного огня, на другой стороне улицы, огромный стенд с портретами Героев Советского Союза — арзамасцев. Неподалеку — городская доска Почета, на которую заносятся коллективы и особо отличившиеся передовики социалистического соревнования. Тут же красочно оформленные стенды-комплексы с флагами трудовой славы, которые ежемесячно поднимаются в торжественной обстановке в честь коллективов, добившихся наилучших показателей в соревновании. В день принятия новой Конституции СССР, 7 октября 1977 года, здесь произошел многолюдный митинг тружеников города и района.
От памятника Борцам за Советскую власть и Вечного огня мы приглашаем пройти на улицу К. Маркса (в прошлом она называлась Сальниковой). Обязательно остановитесь у дома № 63, о котором мы уже упоминали. Экскурсовод многое расскажет вам о замечательной большевичке, женщине непреклонной воли и большого организаторского таланта — Марии Валерьяновне Гоппиус.
Пройдя чуть вперед, задержитесь у главного входа на стадион «Спартак». Все наиболее массовые спортивные соревнования проходят здесь; футбольное поле стадиона считается одним из лучших в области.
Фото С.А. Яворского. Педагогический институт имени А. П. Гайдара.
В этом здании в 1919 г. располагался штаб Восточного фронта.
Арзамас вырастил в своих рядах многих мастеров спорта, которые неоднократно завоевывали первенство не только в областных, но и в республиканских и союзных состязаниях. В юбилейном году 60-летия Советской власти город занял первое место в области по постановке физкультурно-спортивной работы.
На этой же улице К. Маркса ваше внимание привлекут трехоконный деревянный домик под № 38, где с начала апреля 1917 года действовал большевистский клуб, и трехэтажное здание нынешнего педагогического института им. А. П. Гайдара (д. № 36), в котором в годы гражданской войны располагался штаб Восточного фронта. На перекрестке с ул. Ступина взору предстанет небольшой сквер с памятником великому вождю и учителю международного пролетариата Карлу Марксу. На пьедестале памятника, автором которого является местный скульптор М. М. Лимонов, высечены слова: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Торжественное открытие памятника состоялось 5 мая 1970 года — в день рождения гениального мыслителя.
У дома № І'І тоже сделайте остановку. С этим домом связана память об арзамасской ссылке А. М. Горького. Писатель жил здесь с 5 мая по 3 сентября 1902 года, плодотворно работая над пьесами «На дне» и «Дачники», над другими литературными произведениями. Сейчас решается вопрос об открытии в этом доме мемориального музея Алексея Максимовича Горького.
На перекрестке улицы К. Маркса и М. Горького ваше внимание привлечет здание кинотеатра «Искра». В этом здании 2 мая 1919 года на митинге трудящихся Арзамаса выступал М. И. Калинин.
Свернув направо, на ул. Горького, вы можете подробно ознакомиться с мемориальным комплексом А. П. Гайдара. Если же проследуете дальше по ул. К. Маркса, то выйдете на площадь Ленина.
Всю центральную часть площади занял чудесный сад, созданный в середине 20-х годов горожанами и прежде всего трудом и заботами неутомимого энтузиаста-садовода Алексея Ивановича Согонова. Это ему посвятил в свое время С. Гехт теплый очерк «Фантазия» в журнале «Огонек» (1933, № 15). Горожане дали саду имя Владимира Ильича Ленина. В глубине сада установлен памятник великому вождю.
На площади Ленина — ряд выдающихся памятников истории и культуры, о которых подробнее будет рассказано в других экскурсиях.
С площади Ленина можно выйти на улицу Советскую. Сразу же за площадью открывается слева двухэтажное здание с мезонином и белой мемориальной доской, которая сообщает, что здесь родился видный деятель Коммунистической партии и Советского государства, верный соратник В. И. Ленина Михаил Федорович Владимирский. Об этом человеке рассказано на с. 90 путеводителя. Чуть подальше от этого здания — сад им. М. Горького с памятником писателю; еще далее бывшее здание реального училища, где когда-то учился Аркадий Голиков (Гайдар). Теперь здесь размещаются горком КПСС, исполком городского и районного Советов, горком ВЛКСМ, редакция газеты «Арзамасская правда». Слева—сквер с памятником Александру Васильевичу Ступину, позади памятника — здания планетария и типографии.
Дом Советов стоит на площади, которая носит имя Юрия Алексеевича Гагарина. Зимой 1970 года арзамасцы сердечно приветствовали здесь дорогого гостя, друга Гагарина, ныне дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова.
Фото С.А. Яворского. Дом Советов (бывшее реальное училище)
Советуем вам мимо садика Ступина и городской типографии выйти на Верхнюю Набережную улицу. В свое время это было любимейшее место отдыха горожан, сейчас таким местом стал парк культуры и отдыха имени А. П. Гайдара. Но недостатка в посетителях набережная не испытывает и теперь. Люди идут в поликлинику № 1, расположенную в здании бывшей земской управы. А вечерами сюда приходит молодежь — полюбоваться прекрасными видами на реку Тешу. Взору посетителей открывается дорога, соединяющая с. Выездное с Арзамасом,— бывший Московско-Симбирский тракт. Была эта дорога свидетельницей похода Ивана Грозного на Казань, по этому тракту осенью 1774 года провозили через Арзамас в Москву закованного в цепи Емельяна Пугачева. По этой дороге въезжал в город А. С. Пушкин.
Ныне эта магистраль связывает город Арзамас с наиболее экономически крепкими колхозами и совхозами района.
С Верхней Набережной мы рекомендуем возвратиться на площадь Ленина. Желающие могут ознакомиться с Кооперативной улицей (быв. Красными рядами), пройти в исторический музей. Можно также сесть в автобус, следующий маршрутом № 1, и проехать на проспект Ленина и далее — в новые микрорайоны. Перед вами тогда предстанут недавно возникшие улицы и кварталы города.
Теперь уже трудно представить, что еще несколько лет назад город от станции Арзамас II отделяли версты полевой дороги. Дом связи и автоматическая телефонная станция, кинотеатр «Заря» и самые большие магазины, профессионально-техническое училище газовиков и бытовые учреждения, гостиница и детские комбинаты... Всего не перечесть, что появилось здесь, на бывшем пустыре, за последнее время. А город продолжает расти. Вот ажурные краны — маяки строительных площадок: уже восьмой микрорайон шагает пунктирами новых домов, проектанты заканчивают работу над девятым и десятым.
В 1977 году началось высотное строительство. Первыми справили новоселье в 9-этажном доме рабочие завода автозапчастей.
Можно проехаті> и дальше и осмотреть также обновленный поселок железнодорожников, побывать на таких новостройках, как завод сборных железобетонных конструкций, газораспределительная станция и другие. А можно повернуть с проспекта Ленина вправо, на улицу Севастопольскую, и проехать на огромную строительную площадку филиала Горьковского автогиганта — завода автомобильных запасных частей.
Как уже говорилось, со строительством прежде всего этого гиганта арзамасцы связывают дальнейшее развитие своего города. Рядом с огромными производственными корпусами выросли учебные здания профессионально-технического училища № 69, которое готовит квалифицированных рабочих для самого молодого предприятия Арзамаса.
Хотя наше путешествие и было коротким, но и оно дает представление о том, что Арзамас хранит много старины, богат памятниками революционной борьбы, является городом растущей индустрии и учебных заведений, городом, перед которым раскрыты широкие перспективы для дальнейшего развития.
Арзамасский государственный исторический музей Министерства культуры РСФСР открыт 26 октября 1960 года в одном из самых старинных зданий, являющемся памятником архитектуры, — здании бывшей Ильинской церкви. Его экспозиция состоит из трех отделов: дореволюционное прошлое города и уезда, история советского периода, третий посвящен истории Арзамасской школы живописи А. В. Ступина.
Пройдемся по залам музея, чтобы нагляднее представить этапы истории города.
Археологическими экспонатами музей похвалиться не может, поскольку специальных раскопок на территории города не производилось. Тем не менее вы встретите и кое-что интересное. Это результат случайных находок в районах Высокой горы, Ивановских бугров и других местах. На стендах представлены каменные орудия труда (топоры, скребки), изделия из кости, другие предметы труда и быта первобытного человека.
Далее вы видите фотокопии первых документов об Арзамасе.
Обращает на себя внимание акварель местного художника А. Д. Иконникова «Переход войск Ивана Грозного через реку Тешу», написанная по мотивам легенд и преданий. Кисти того же художника принадлежит и другая акварель, экспонируемая музеем, — «Арзамасская крепость XVI века».
Есть в экспозиции и план города Арзамаса середины ХVIII века. По нему легко увидеть расположение тогдашней крепости, а письменные источники, дошедшие до нас, дают представление о численности арзамасского гарнизона и его вооружении. У стен военной крепости, как удостоверяют документы, селились в то время торговые и ремесленные люди; неподалеку от крепости по указу царя в 1556 году был построен Спасский мужской монастырь, одним из главных назначений которого являлось обращение местной мордвы в христианство. В фондах музея имеется картина местного художника В. И. Портных, которая так и называется «Крещение мордвы в Арзамасе».
Материалы, собранные краеведами, свидетельствуют о том, что жители Арзамаса не оставались в стороне от многих больших событий, происходивших на Руси,
Несомненный интерес представляет фотография высокого кургана. Это братская могила арзамасцев, похороненных в г. Зарайске. Как известно, в царствование В. И. Шуйского Российское государство переживало тяжелое время польской и шведской интервенции. Зарайск и его крепость были захвачены польским полковником Лисовским с 30-тысячным войском. Добровольные дружины рязанцев и арзамасцев под водительством князя Хованского двинулись на освобождение города. 30 марта 1608 года произошел кровопролитный бой. Победа досталась полякам. В бою пало 300 воинов-арзамасцев. Под фотографией кургана подпись, текст которой заимствован из Никоновской летописи: «Единых арзамасцев уби на том бою триста человек; трупы же их Лисовский повеле похоронити в одно место, в яму, и содела ту над ними для своей славы курган великий: той курган стоит до ныне...»
Памятник, установленный на вершине кургана в 1880 году, разрушился, и зарайцы, почитая мужество погибших, открыли 21 мая 1962 года новый монумент. По этому поводу сложено стихотворение, в котором, в частности, говорится:
За сей оградой под холмом Снят арзамасцы вечным сном.
В разделе, повествующем об этих событиях, демонстрируются уникальные экспонаты: кольчуга и щит — боевое снаряжение воина XVII века, и оружие — копье, наконечник дротика, рогатина.
Материалы музея отражают и события крестьянских войн XVII —XVIII веков, которые коснулись и территории Арзамасского уезда. В 1606 году арзамасцы принимают участие в восстании Болотникова. Вместе с алатыр-цами, отказавшимися признать царем Василия Шуйского, они подступили к Н. Новгороду, но были разбиты. В 1611 году восстали арзамасские государственные крестьяне, не пожелавшие отдать свои земли дворянам. Об этих событиях повествуют документы, представленные в экспозициях музея.
Во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина отличились многие арзамасцы и особенно героическая женщина, которая вошла в историю под именем Алены Арзамасской. За последнее время увидели свет ценные публикации, приоткрывшие в какой-то степени занавес над прежде неизвестным, помогли лучше увидеть внутренний мир удивительной женщины, вписавшей яркую страницу в летопись нашей Родины. Из наиболее обстоятельных и ценных публикаций, посвященных народной героине, являются повесть нашего земляка Алексея Титова и писателя из г. Первомайска Горьковской области Михаила Суетнова «Алена Арзамасская» (альманах «Дружба», № 14, Чувашское книжное издательство, 1974) и главы в книгах известной поэтессы Натальи Кончаловской — внучки великого русского живописца Василия Сурикова. В книге поэтессы «Наша древняя столица» Алене Арзамасской посвящена целая глава, названная «Вспоминаем и поныне о первой русской героине». Автор справедливо и обоснованно расценивает содеянное сподвижницей Разина как одно из важных событий, имеющих отношение к истории Москвы, а имя Алены ставит в один ряд с именами выдающихся деятелей России. Алену Арзамасскую уже издавна называют русской Жанной д’Арк.
Картина художника А. Д. Иконникова «Казнь разинцев в Арзамасе», экспонаты и письменные источники, с которыми могут ознакомиться посетители музея, рассказывают об участии арзамасцев в крестьянской войне под руководством С. Т. Разина, о расправе, учиненной над «бунтовщиками» князем Юрием Долгоруким. Хоронили казненных на так называемых Ивановских буграх. Со временем люди поставили над братскими могилами небольшие часовенки, которые назвали «божьи домики». Несколько таких «домиков» видели В. Г. Короленко и А. М. Горький. Изображение их осталось на фотографии, хранящейся в музее.
В материалах и документах представлена и крестьянская война под водительством Емельяна Пугачева. Она закончилась также трагично для ее участников. В музее можно познакомиться с акварельным рисунком, отражающим тот момент, когда Пугачева везут через Арзамас в Москву на казнь.
Музей располагает материалами, относящимися ко времени губернской реформы Екатерины II. В экспонатах представлены изображение герба Арзамаса (два сходящихся углами шеврона на золотом фоне; верхний шеврон — красного цвета, нижний — зеленого), фотография городского магистрата, интересные письменные документы.
В этом же зале демонстрируется коллекция сельскохозяйственных орудий XVIII и XIX веков: соха, борона, косы, серпы. Здесь же стоит ткацкий станок, представлены предметы домашнего обихода, одежда крестьян. Центральное место занимает макет курной крестьянской избы с домашней утварью. О том, что в конце XVIII — начале XIX века город превращается в крупный промышленный центр, сообщают диаграммы, рекламы промышленных предприятий, фотографии и разные вещи. Значительное место в развитии города занимали кустарные промыслы. В экспозиции выставлены вязаные ботинки из цветной шерсти, которые когда-то пользовались большим спросом на ярмарках России и Украины. Это ремесло городские мещанки заимствовали у местных монахинь.
Подолгу стоят посетители у витрин с одеждой зажиточных крестьян и городских мещан. Не будет преувеличением, если скажем, что эти костюмы неповторимы не только в Арзамасском уезде, но и во всей России. Шитые золотом пояса, шапочки, мышки (специальные вышивки золотом по бархату, которые пришивались на рукава кофты), лиловые шелковые сарафаны, отделанные золотым орнаментом и серебряной бахромой. Надо заметить, что изделия арзамасских мастериц были широко известны не только в России, но и в Англии, Греции. Оттуда поступало немало специальных заказов в Арзамас на шитые золотом изделия. Представленные на всероссийские и международные (в частности, Парижские) выставки, они нередко получали золотые и серебряные медали.
Насыщенной интересными экспонатами предстает экспозиция, посвященная Отечественной войне 1812 года. Как известно, в Арзамасе начиналось формирование полков народного ополчения тринадцати губерний центральной России; сюда шли добровольцы и рекруты, чтобы пройти военное обучение, а затем вступить в бой с иноземными захватчиками. О патриотическом порыве арзамасцев свидетельствует, в частности, копия заявления крестьянина Михаила Афанасьева из села Слизнева с просьбой о зачислении его добровольцем в народное ополчение. Приведено также воспоминание выездновского крестьянина Н. Н. Шипова о событиях того времени, о том, что представлял собою Арзамас в 1812 году, какие войска формировались в городе.
На стендах показано оружие того времени. В витрине выставлено французское покрывало с изображением Наполеона и датой «1812». Это покрывало пленные французы променяли на хлеб крестьянам села Красного. Приведены списки офицеров-арзамасцев, отличившихся в боях с французскими захватчиками, показан макет знамени арзамасской дружины. Никто не пройдет мимо фотографии замечательного памятника архитектуры — Воскресенского собора, который был заложен арзамас-цами в 1814 году в честь победы над врагом.
Как известно, положение крестьян после отмены крепостного права мало чем изменилось. Пример тому — село Казакове, о котором рассказывают документы. До реформы у его жителей было больше земли, чем после «освобождения». Только на одних отрезках крестьяне потеряли 434 десятины земли. Особую ценность представляет «Уставная грамота» села Казакова, «Знак волостного старшины», утвержденный после реформы. Подолгу стоят люди у репродукции с картины К. Коровина «Перед поркой», на которой запечатлено бесправие «освобожденного» русского мужика.
Совсем недавно музей открыл новый раздел, посвященный культуре дореволюционного Арзамаса. В нем экспонируются фотографии и документы деятелей культуры — выходцев из Арзамаса и близлежащих сел. Видное место отводится основателю первой в России провинциальной школы живописи академику А. В. Ступину, известному архитектору первой половины XIX века академику и профессору архитектуры М. П. Коринфскому, исследователю народных промыслов Нижегородской губернии А. В. Карпову, труды которого использовал В. И. Ленин в книге «Развитие капитализма в России», русскому педагогу В. П. Вахтерову, по «букварю которого училась вся Россия», известной писательнице М. С. Жуковой, о творчестве которой высоко отзывался В. Г. Белинский.
На стендах этого же раздела представлены фотографии первых учебных заведений, демонстрируется первая книга, выпущенная издательством «Арзамас» под названием «Запевы», автор ее — И. Д. Иконников.
К началу XX века Арзамас превратился в глухой уездный городок, место политической ссылки. Поэтому сюда и сослали великого пролетарского писателя А. М. Горького, а в годы империалистической войны здесь жило более 100 человек «политических».
Экспозиции следующего раздела музея рассказывают о временах, когда шла борьба рабочего класса и крестьянства против царизма — революции 1905—1907 годов и февральской 1917 года. Центральное место на стенде занимает нелегальная литература, найденная на чердаке дома Цыбышевых в 1954 году, когда этот дом капитально ремонтировали. Очевидно, она была там спрятана после поражения первой русской революции. Среди выставленных документов проект программы РСДРП 1903 года, «Извещение о созыве II очередного съезда РСДРП», некоторые произведения В. И. Ленина, «Сборник революционных песен», выпущенный в 1905 году Нижегородским комитетом РСДРП, первые номера ленинской газеты «Искра». Здесь же, в экспозиции, дана хроника революционных событий 1905 — 1906 годов не только по Арзамасскому уезду, но и всей Нижегородской губернии.
Материалы музея щедро рассказывают о первых арзамасских большевиках. В интерьере, посвященном М. В. Гоппиус, экспонируется рабочий стол и другая мебель из квартиры видной революционерки, принадлежащие ей книги и документы.
На одном из стендов посетители видят фотографию дома М. В. Гоппиус, где чаще всего собирались арзамасские революционеры, а также фото, на котором запечатлены члены арзамасской социал-демократической группы: М. В. Гоппиус, Н. М. Козырев, А. В. Кистанов, С. В. Грачев, С. Ф. Владимирская, Валентина и Петр Цыбышевы.
На центральном стенде третьего зала представлены документы, которые воспроизводят события Великой Октябрьской социалистической революции. В экспозиции можно увидеть фотографии активных участников установления и укрепления Советской власти в Арзамасе.
Рядом — документы, относящиеся к периоду гражданской войны и борьбы с иностранной интервенцией в 1918—1920 годах. Здесь фотографии, относящиеся ко времени пребывания в Арзамасе штаба Восточного фронта, — Й. И. Вацетиса, командующего Восточным фронтом, отважных латышских стрелков Калнина, Бало-диса, Паварса, а также личные вещи, принадлежавшие воинам-арзамасцам, в частности первому арзамасскому военному комиссару М. Е. Чувырину.
В эти героические годы вместе со многими арзамас-цами добровольно ушли на фронт Аркадий Голиков и его друг Петя Цыбышев; их документы и личные вещи привлекают внимание посетителей.
Документы рассказывают об интересных делах арзамасской комсомолии: об издании газеты «Авангард», номер которой выставлен в экспозиции, о тушении пожаров, вызванных врагами революции, о воскресниках по заготовке топлива для госпиталей и школ. В витрине фотографии первого председателя уездного комитета комсомола Николая Кондратьева, других организаторов арзамасской комсомолии — Ивана Персонова и Анатолия Ольшевского, активных членов уездной и городской комсомольских организаций Сергея Салтанова, Александра Плеско, Александра Буянова, Павла Горина-Коляды и других.
В годы первых пятилеток арзамасцы идут в ногу со всей страной, овладевают техническими знаниями, принимают участие в строительстве новых промышленных предприятий, в том числе Горьковского автозавода. В витрине — значки, удостоверения первых ударников и стахановцев.
Несколько стендов посвящено теме коллективизации сельского хозяйства в районе. Дается одно из заявлений крестьянина-единоличника о приеме в колхоз, «Устав сельскохозяйственной артели», фотография участников первого областного съезда колхозников-ударников, личные вещи первого председателя колхоза «Красный восход» А. М. Перепелова и бригадира М. И. Бурова.
В разделе «Культурная революция в крае» рассказывается о том, что Арзамас одним из первых городов областного подчинения стал городом с высшим учебным заведением. Рядом с фотографией здания педагогического института выставлены документы общества «До лой неграмотность!», которое в 30-е годы насчитывало в своих рядах свыше 65 000 человек.
Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, начинается развернутым показом железнодорожного узла, связывавшего в те грозные годы фронт с тылом и имевшего поэтому немаловажное стратегическое значение. Много боевых заслуг на счету арзамасских
железнодорожников, в том числе машиниста, члена КПСС, кавалера ордена Ленина К. И. Федоровского, личные вещи и документы которого демонстрируются в музее.
Другие многочисленные экспонаты также помогут узнать об участии арзамасцев в борьбе с ненавистным врагом, об их мужестве и героизме. С фотографий смотрят лица Героев Советского Союза — арзамасцев: В. А. Новикова, А. А. Куликова, Н. А. Осина, А. И. Захарова, А. В. Филиппова, М. П. Сазонова, А. В. Обухова, Г. М. Захарова, В. Н. Мочалова, И. С. Ваганова, кавалера трех орденов Славы Н. И. Чижкова.
Среди множества экспонатов вещи первого Героя Советского Союза — арзамасца Виктора Алексеевича Новикова: бурка, самодельная зажигалка, значки и коробка красок (он любил рисовать, и краски были всегда с ним). Специальный стенд посвящен отважному разведчику, гвардии майору И. Н. Маркееву. «Данко из Арзамаса» — так называют его в нашей стране и братской Польше. И. Н. Маркеев — почетный гражданин города Гданьска (см. о нем с. 96).
В витрине выставлены китель и компас отважного партизана М. П. Логинова, жителя села Веригино. О боевой его деятельности в партизанском отряде рассказал бывший его командир Герой Советского Союза А. П. Бринский в книгах «По ту сторону фронта» и «Боевые спутники мои».
Арзамасцы гордятся своим земляком, одним из первых комсомольских вожаков, генерал-майором авиации А. Н. Сухановым. Книги, написанные им, костюм, летные перчатки, фотографии экспонируются в музее. Всю войну работала в госпиталях врач И. И. Николаева, член КПСС с 1917 года. И всегда в кармане своей гимнастерки она носила томик В. Маяковского. Сейчас он лежит в витрине рядом с походной шинелью и полевой сумкой почетного гражданина города.
Героически работали в грозные годы те, кто оставался в тылу. Документы рассказывают о том, что арзамасцы сдали государству 2 миллиона пудов хлеба, 6500 тонн картофеля и 1600 тонн лука, колхозники передали 3 миллиона 151 тысячу рублей на постройку самолетов эскадрильи «Валерий Чкалов». В составе эскадрильи вылетел на фронт и самолет «Арзамасский школьник», построенный на средства учителей, пионеров и школьников города и района. На стенде есть фотография летчика А. И. Максименко, который на этом самолете совершил 110 боевых вылетов, сбил 5 вражеских стервятников лично и подбил 2 самолета противника. Ныне он гвардии полковник в отставке, кавалер многих орденов и медалей, живет в Днепропетровске.
Музей показывает жизнь современного города Арзамаса. В числе экспонатов — продукция промышленных предприятий: приборостроительного объединения имени 50-летия СССР, завода автомобильных запасных частей, заводов коммунального и легкого машиностроения, сборного железобетона, войлочной фабрики и других. В этом же зале представлены материалы о передовых людях здравоохранения, народного образования, культуры, о делегатах партийных съездов, депутатах Верховного Совета СССР и РСФСР.
Экспозиция первого этажа завершается интерьером, посвященным жизни и деятельности нашего земляка, видного деятеля Коммунистической партии, соратника великого Ленина Михаила Федоровича Владимирского. В экспозиции — письменный стол, над которым мы видим портрет В. И. Ленина, рукописи, книги, написанные М. Ф. Владимирским. Рядом стоит шкаф с частью книг его библиотеки.
На втором этаже музея размещена экспозиция, посвященная истории первой в России провинциальной школы живописи и рисования А. В. Ступина, существовавшей с 1801 по 1861 год. Двадцать четыре полотна художников этой школы представляет музей своим посетителям. Среди них работы одного из талантливейших учеников, а затем преподавателя этой школы Н. М. Алексеева «Мальчик с собачкой» и картина на мифологический сюжет «Моисей со скрижалями». Здесь же представлены работы известных русских художников Н. М. Рачкова и М. М. Свешникова, академический рисунок Рафаила Ступина — сына создателя школы.
Экспонируется картина «Головка девушки», написанная учеником школы, впоследствии выдающимся русским художником В. Г. Перовым.
Есть в экспозиции литографии ряда картин; на отдельном стенде представлены гравюры, эстампы и рисунки учеников школы, на некоторых из них имеются автографы А. В. Ступина. Здесь выставлена одна из работ уроженца Арзамаса, известного русского художника, организатора Нижегородского художественного музея Н. А. Кошелева.
Завершается экспозиция работами местных художников В. Т. Маркианова, В. Н. Юдина, А. Н. Мелентьева и других. Основная тема их полотен — деятельность школы А. В. Ступина.
Познакомившись с историческим музеем, вы получите представление об истории Арзамаса, его месте среди российских городов, его замечательных людях, его жизни в наши дни.
Горький
Волго-Вятское
1978
© Книга АРЗАМАС ПУТЕВОДИТЕЛЬ, Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1978
© Глава Предлагаем экскурсии по Арзамасу, Л. Д. ОДИНЦОВ
© сетевая версия - arzemas. 2022
© Арзамас. С дополнениями В. Щавлева
© OCR - В.Щавлев. 2022
Автор: Л. Д. ОДИНЦОВ
Комментарии читателей премодерируются
Новые статьи
Более старые статьи
Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл
Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...