Петр Степанович Соловцов родился 29 августа 1729 года. Получил монашеское имя Парфений.
С 1655 года Соловцовы обосновались в Арзамасе, где вели государственные дела. Интересно, что во время крещения Александра Ступина (1776 – 1861), русского живописца-педагога, организатора и руководителя арзамасской школы живописи, было названо имя его настоящего отца. Им был арзамасский дворянин Петр Степанович Соловцов, вскоре после рождения сына навсегда уехавший из Арзамаса.
(Центральный государственный архив республики Мордовия (ЦГАРМ), ф. 1, оп. 1, д. 562, лл. 71-73.)
А. В. Базаев пишет:
Наиболее известными из Соловцовых были секунд — майор Александр Степанович Соловцов Арзамасский уездный Предводитель Дворянства, Африкан Степанович Соловцов — надворный советник. Последний имел на выезд шестерку лошадей цугом и часто бывал в Сарове, Арзамасе и Темникове. Сын его Петр был известным монахом Саровской пустыни и жил там во времена о. Серафима Саровского. Жизнь и деятельность дворян Соловцовых еще требуют внимательного изучения историками Ардатовского края.
А.М. ПОДУРЕЦ (2013) так описывает кончину Петра Соловцова:
Умер монах Парфений 19 октября (по другим данным – 13 сентября [9]) 1798 года и был с почетом похоронен там, где хоронили видных благотворителей пустыни – по правую сторону от церкви Живоносного Источника, внутри монастыря. Там же уже лежали два его брата.
В момент смерти Парфения Ступин еще, по-видимому, не был посвящен в тайну своего происхождения. Он узнал о своих родителях уже позднее, когда учился в Санкт-Петербурге.
Впоследствии, бывая в Саровской пустыни, знал ли он, что здесь покоится прах его настоящего отца? Должно быть, знал. Ведь над могилой Петра Соловцова в монастыре стоял памятник с указанием фамилии и даты смерти [10]. Возможно этим объясняется его привязанность к Сарову.
Некролог о Петре Степановиче Соловцове - отце Александра Ступина
1798 года Октября 19 дня скончался раб Божий монах Парфений. Он рожден от древнейшей российской дворянской фамилии господ Соловцовых. О жизни его подробно писать — многого стоит труда, а только его жизнь вкратце опишу, что слышал от достоверных и от самого его.
С малых лет от родителей своих отвезен он был в Петербург, где обучен был в морском дворянском кадетском корпусе мореплаванию, чтобы служить, как знатному дворянину, в российском морском флоте. Обучаясь некоторое время в корпусе, по случаю кончины отца своего, отлучился в Москву для свидания с матерью, где познакомился с греческим архимандритом, с которым и уехал за границу. Был в Царьграде, а потом в Афонской горе, где постригся, как сам рассказывал, от Афонского иеромонаха в монахи.
Прожив некоторое время на Афонской горе, от коей отлучился, странствуя по многим азиатским и европейским странам. Потом все таки в Россию приехал объявить себя монахом. А как мать его была в живых, к которой он явился; испросив себе от неё благословение, определился, по указу Святейшего Синода. в Саровскую пустынь. По кончине же матери своей, спустя некоторое время, выбыл из Саровской пустыни, явил себя Святейшему Синоду, прося о снятии с него монашества. Святейший Синод, выслушав от него резоны, снял с него монашество.
Когда же приблизилась к нему старость и изнеможение сил, а более чувствуя угрызение совести, пришед в раскаяние, таки определил себя в Саровскую пустынь и просил Святейшего Синода первого члена Преосвященнейшего Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт Петербургского, чтоб таки позволил ему надеть монашество, который его и благословил.
И так он жил около лет пятнадцати в пустыни. Пред кончиною своею одержим был ипохондриею, которая была у него врожденная; после неё пристала к нему прежестокая горячка и паралич, который повредил ему руку и ногу, от чего и стал недвижим; от горячки же последовало с ним почти постоянное беспамятство, от чего никого не узнавал и непорядочно говорил; и сие беспамятство продолжалось недели две. Во все сие продолжение его болезни каждый день приходил к нему его духовник, увещевал и советовал ему причаститься Святых Тайн. Но он его не узнавал; равно и братию, ему знакомую, не узнавал же; а когда приходил в разум, то и желал приобщиться, но таки приходил в беспамятство и говорил все нестройно; однако до кончины своей дня за два пришел несколько в разум и, по совету духовника, сподобил его Господь причаститься Святым Пречистым Тайнам. После же приобщения, явил Господь ему благодать и милость Свою, что он всех начал узнавать и говорить порядочно, к радости всей братии, и, через дня два, предал дух свой Господу. Будет ему вечная память!
ЗАПИСКИ ІЕРОМОНАХА ЕВГЕНІЯ
1798 года Октября 19 дня скончался рабъ Божій монахъ Порфеній. Онъ рожденъ отъ древнѣйшей россійской дворянской фамиліи господъ Соловцовыхъ. О жизни его подробно писать — многаго стоитъ труда, а только его жизнь вкратцѣ опишу, что слышалъ отъ достовѣрныхъ и отъ самого его. Съ малыхъ лѣтъ отъ родителей своихъ отвезенъ онъ былъ въ Петербургъ, гдѣ обученъ былъ въ морскомъ дворянскомъ кадетскомъ корпусѣ мореплаванію, дабы служить, яко знатному дворянину, въ россійскомъ морскомъ флотѣ. Обучаясь нѣсколько времени въ корпусѣ, по случаю кончины отца своего изъ онаго отлучился въ Москву для свиданія съ матерью, гдѣ познакомился съ греческимъ архимандритомъ, съ коимъ и уѣхалъ за границу. Былъ въ Царьградѣ, а потомъ въ Аѳонской горѣ, гдѣ постригся, какъ самъ сказывалъ, отъ Аѳонскаго іеромонаха въ монахи. Поживъ нѣкоторое время на Аѳонской горѣ, отъ коей отлучился, странствуя по многимъ азіатскимъ и европейскимъ странамъ. Потомъ паки вт, Россію пріѣхалъ объявить себя монахомъ. А какъ мать его была въ живыхъ, къ которой онъ явился; испросивъ себѣ отъ нея благословеніе, опредѣлился, по указу Святѣйшаго Синода. въ Саровскую пустынь. По кончинѣ же матери своей, спустя нѣкоторое время, выбылъ изъ Саровской пустыни, явилъ себя Святѣйшему Синоду, прося о снятіи съ него монашества. Святѣйшій Синодъ, выслушавъ отъ него резоны, снялъ съ него монашество. Когда же приблизилась къ нему старость и изнеможеніе силъ, а болѣе чувствуя угрызеніе совѣсти, пришедъ въ раскаяніе, паки опредѣлилъ себя въ Саровскую пустынь и просилъ Святѣйшаго ; Синода перваго члена Преосвященнѣйшаго Гавріила, митрополита Новгородскаго и Санктпетербургскаго, чтобъ паки позволилъ ему надѣть монашество, который ему и благословилъ. И такъ онъ жилъ около лѣтъ пятнадцати въ пустыни. Предъ кончиною своею одержимъ былъ ипохондріею, которая была у него врожденная; послѣ сен пристала къ нему прежестокая горячка и параличъ, который повредилъ ему руку и ногу, отъ чего и сталъ недвижимъ; отъ горячки же послѣдовало съ нимъ почти повсегдашнее безпамятство, отъ чего никого не узнавалъ и непорядочно говорилъ; и сіе безпамятство продолжалось недѣли двѣ. Во все сіе продолженіе его болѣзни каждый день приходилъ къ нему’его духовникъ, увѣщевалъ и совѣтывалъ ему причаститься Святыхъ Таинъ. Но онъ его не узнавалъ; равно и братію, ему знакомую, не узнавалъ же; а когда приходилъ въ разумъ, то и желалъ пріобщиться, но паки приходилъ въ безпамятство и говорилъ все нестройно; однако до кончины своей дня за два пришелъ нѣсколько въ разумъ и, по совѣту духовника, сподобилъ его Господь пріобщиться Святыхъ Пречистыхъ Таивъ. Послѣ ‘же пріобщенія явилъ Господь съ нимъ благодать и милость Свою, что онъ всѣхъ началъ узнавать п говорить порядочно, ко обрадованію всей братіи, и, спустя дня два, прѳдадо духъ свой Госиодеви. Буди ему вѣчная память!
Примечания:
1). Имеется аннотация книги: Книга (аналит. описание): Соловцов Петр Степанович - отец академика А. В. Ступина (1776 - 1861) автор Малышев Андрей Вячеславович, Саров, Интерконтакт, 2017 год. Найти мне её не удалось.
2).
СОЛОВЦОВА Мария Африкановна.
Владела деревней Аникеевка Карсунского уезда Симбирской губернии.
В 1816 году она указана девицей из дворян. Она дочь дворянина, надворного советника Африкана Степановича
СОЛОВЦОВА (упом 1780 г.). По ревизии 1816 года ей принадлежали 106 душ крестьян мужского пола и 117 душ женского пола, которые проживали в 31 дворе.
3) ЦАНО ф.158 оп.103а Гражданские и уголовные дела (1779-1797 г.)
Дело № 43 от 23.04.1787 года об отказе дворянина
Петра Соловцова от части имений своего умершего брата Александра в пользу другого брата - Африкана Соловцова
©
Источник: Известия Тамбовской ученой архивной комиссии, вып. 49, Тамбов, 1904, стр. 244 - 245.
© Арзамас. Библиография. ЗАПИСКИ ИЕРОМОНАХА ЕВГЕНИЯ
© OCR и перевод, примечания - В.Щавлев. 2022