О бункере Сталина под Арзамасом нет никаких упоминаний

Среда - 26/01/2022 04:52
О бункере Сталина под Арзамасом нет никаких упоминаний. Но арзамасские краеведы готовы назвать одну важную примету: недалеко от города существовал секретный аэродром, оборудованный для прилета Сталина. Известно даже кодовое его название — Объект 808.

Предисловие В. Щавлева

   Приведу выдержку из записок написанных якобы бывшим председателем КГБ Серовым Иваном Александровичем и опубликованными в книге "ЗАПИСКИ ИЗ ЧЕМОДАНА."

    "На днях приехал из Арзамаса Завенягин* и зашел ко мне. В Арзамасе он по поручению ГОКО строил командный пункт для Ставки, на глубине 30 метров, врытый в берег Волги (а, скорее, на берегу р. Тёши, притока Оки. — Прим. ред .). Как он рассказывал, там сделан лифт, кабинеты, ВЧ-связь, телетайпы и т. д., т. е. все необходимое для руководства фронтами. Об этом докладывал Берия, тот одобрил."

   Судя по этим записям, можно предположить, что бункерр Сталина находился на территории бывшего элеватора, там действительно, находились какие-то катокомбы, а может быть и каком-то другом месте.

О бункере Сталина под Арзамасом

  Рассекреченные ныне документы о строительстве подземного штаба вождя называют три адреса: Куйбышев, Саратов и Горький. В последних двух городах бункеры эти до сих пор ищут и спорят: а были ли они? В Куйбышеве, а ныне Самаре, такой бункер нашли… в 1990 году.

  О бункере Сталина под Арзамасом с наименованием Объект 808 нет никаких упоминаний. Но арзамасские краеведы готовы назвать одну важную примету: недалеко от города существовал секретный аэродром, оборудованный для прилета Сталина. Известно даже кодовое его название — «Объект 808».

  Подсказка Ивана Грозного 


  Аэродром — примета распространенная. Во время войны по области было построено десятка два запасных аэродромов. В Арзамасе же постоянно формировались и отправлялись на фронт воинские соединения и эшелоны с грузами. Вот для их прикрытия и прилета высокого начальства этот аэродром и был создан. Убедительно?

  В Интернете есть публикация «Правительственная ВЧ-связь в годы Великой Отечественной войны». Ее автор П.Н. Воронин, специалист по международной правительственной связи. В своих воспоминаниях он упоминает и об Арзамасе:

  «Перемещение Ставки Верховного Главнокомандования предполагалось дважды — в 1941 и 1944 гг.

  В 1941 году, когда немцы вплотную подошли к Москве, и до линии фронта оставалось 20–30 км, руководство Генерального штаба обратилось к Сталину с предложением о перемещении Ставки в глубь страны. Согласно положениям о ведении военных операций Верховное Главнокомандование должно находиться от линии фронта на расстоянии 200–300 км. Ситуация требовала определить пункт, куда может быть перемещена Ставка.

  По словам маршала И. Т. Пересыпкина, Сталин подошел к карте и сказал: „Когда Иван Грозный брал Казань, у него ставка была в Арзамасе, остановимся и мы на этом городе“.

  С группой специалистов я выехал в Арзамас для организации работы по монтажу ВЧ-станции. Для Сталина выбрали двухэтажный дом, первый этаж которого отдали для ВЧ-станции. При монтаже предусмотрели возможность выхода на фронт, минуя Москву.

  Однако в Арзамас приехал только начальник Генштаба Б. М. Шапошников, но ненадолго. Вместо Арзамаса для размещения Ставки и правительства начали готовить помещение в Горьком. Но и ему дали отбой. Работы прекратили, и мы вернулись в Москву.

  Второй раз решение о перемещении Ставки в Минск было принято в 1944 году».

  Скорее всего, от Генштаба в Арзамасе находилась небольшая группа оперативных работников, «обслуживающих» какое-нибудь из направлений, скажем, южное, сталинградское. От Арзамаса туда поворачивала железнодорожная ветка, по которой шли военные грузы. Опять же по слухам, на станции Арзамас-1 долгое время стоял поезд особого назначения. Он усиленно охранялся и никто не мог к нему приблизиться. Выход из вагонов был на противоположную от станции сторону. Прямо к вагонам под маскировочные сети подходили и грузовики, и легковые машины. Даже вечером обитатели вагонов их не покидали, видимо, там и жили.

  Возможно, это и был поезд, где располагались работники Генштаба.

  Казалось бы, все ясно: никакого бункера Сталина в Арзамасе не было...

  Стройка в Черном лесу 


  И все-таки мы вновь возвращаемся в Арзамас. Отсюда исходит еще один слух. Говорят, что в Черном лесу недалеко от города можно увидеть следы неизвестной стройки. Старожилы поясняют, что именно здесь в годы войны строили бункер Сталину. 

  Разъезд 408 километр. Он недалеко от Арзамаса. Здесь сходятся две железнодорожные ветки: одна из Нижнего Новгорода, другая из Москвы. Стратегический узел даже по мирным меркам. Наше появление с фотоаппаратами вызвало тревожное подозрение у местных жителей. 

  За железной дорогой лес. Он действительно черный от дубов и лип. Ну, а сейчас еще и желтый - от осенних листьев. Куда же нам идти? 

  - Не подскажите, где здесь в годы войны шла стройка... 

  - Да, бункер Сталину строили. Вас проводить? 

  Знакомимся. Наш провожатый Валерий Конев - местный житель, заядлый грибник, оттого и знает все в лесу. 

  Сразу скажем: без провожатого найти здесь ямы - следы военной стройки - довольно трудно. 

  Во время войны в этих местах располагалась воинская часть. Вся местность была огорожена несколькими рядами колючей проволоки, а дороги перекрыты. 

  Что делалось за колючей проволокой, никто не знал. Потом, когда воинская часть снялась и уехала, все увидели огромные котлованы. Никто их даже не пытался закапывать - не мешали. Со временем края поросли травой, вымахали деревья. 

  А по окрестностям прошел слух: строили бункер для Сталина. И, как мы теперь уже знаем, этот слух не был лишен реальности - Сталин планировал перенести Ставку в Арзамас. 

  - Вам какие котлованы показать, буквой «П» или «Ш»? - спрашивает Валерий.  - Начнем с «П». 

  И он ведет нас прямиком через кустарник к поросшей травой горе. С нее и открывается вид на котлован, действительно напоминающий букву «П». Точно такой же вид на «Ш». Но если эти котлованы могли быть использованы под схроны военной техники - есть выходы для их покидания, то следующий котлован в привычное объяснение не укладывается: две овальные ямы, между ними ход. А что могло быть это? 

  Стоим с видами знатоков, рассуждаем. Здесь мог быть узел связи: два отсека, соединенные ходом - в одном отсеке штабисты, в другом аппаратура? А почему бы и нет? 

  Вдоль лесной дороги, по которой мы шли, через равные промежутки встречались небольшие ямы, почти круглые. Это могли быть следы от бетонных колпаков дотов охранения. 

  Пытаемся вычертить схему расположения котлованов, но сбиваемся, теряя ориентировку.  А где-то ведь в недрах архива Министерства обороны есть документы по этому строительству. Глянуть бы на них и все бы прояснилось, но, думается, с них до сих пор не снят гриф секретности. 

  Беспокойное любопытство к стройке проявлял и враг: над Арзамасом не раз появлялись самолеты - разведчики. Нет сомнения, что у немцев были аэрофотоснимки производившихся работ, и они пытались угадать, что же это строится в тщательной маскировке. 

  Пытались они выяснить подробности и с помощью разведчиков. Одну из выброшенных групп парашютистов блокировали и задержали у ближайшего села Хватовка. 

  Видимо уже зимой 1942 года надобность в секретной стройке отпала. Был произведен только цикл земляных работ, до бетонки дело не дошло.  Так что же все-таки строили в черном лесу? Будет ли раскрыта когда-нибудь эта военная тайна? 

P.S. Из Очерка о Коваксе:

В период с июня 1942 года по 1946 год на территории г. Арзамаса (Арзамасского района) дважды базировался 1-й запасной истребительный авиационный полк (ЗИАП). Полк был сформирован для быстрейшего освоения новых по тем времена самолетов-истребителей Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9 , их выпускал Горьковский завод. 1-й запасной истребительный авиационный полк вначале формировался в Торжке, затем его перебросили в Арзамас. Пробыл полк в Арзамасе совсем недолго и перелетел в Чебоксары. Но в 1942 году вновь вернулся в Арзамас и базировался здесь до конца войны. Аэродромы находились на землях поселений Арзамасского района: Васильев Врага, Охлопкова, Шатовки, Выездного, но полку на нем было тесно, поэтому некоторые эскадрильи базировались рядом с Саваслейкой Кулебакского района и Лопатиным Вадского района. Базовым аэродромом оставался Арзамасский. Командиром полка был назначен майор Ф.Д.Иванов. Позже, до расформирования, полком командовал полковник П.И.Анохов. Командирами эскадрильи были в то время майор И.А.Литвинов, капитан Мирошниченко, капитан Шевченко, позднее – старший лейтенант Шамрин; командирами звеньев и инструкторами – лейтенанты и старшины Бондаренко С.Ф., Гаранин Я., Алтухов В.Г., Хаморин, Костюкович А.М., Меньшутин В.А., Прошин В.А., Зеленкин М.М., Васильев Е.В., Яковлев В.С., Дорофеев А.И., Повар П.М., Артюшенко Н.Н., Петров А.Н., Шандр Д.

Братская могила на сельском кладбище р.п.Выездное

© текст - Вячеслав Вениаминович Федоров
© Выдержки из книги Оружие Победы - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1985
© сетевая версия - arzemas. 2021
© Арзамас.
© OCR - В.Щавлев. 2021

P.S. На самом деле  — «Объект 808» существовал, но не в Арзамасе, а в Селе Лопатино Вадского района.

Автор: Вячеслав Вениаминович Федоров

Всего оценок этой новости: 10 из 2 голосов

Ранжирование: 5 - 2 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии читателей премодерируются

Код   

Перед записью комментария, вы обязаны выразить свое согласие:


"Нажимая кнопку 'Записать', я даю согласие на обработку предоставленных мной персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ."


"Нажимая кнопку 'Записать', я предупрежден, что распространение рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается (ч.1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ."

Новые статьи

Более старые статьи

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь, Набросьтесь вы На раба Божьего (имя), Чтоб он обо мне Яро томился, Со всех троп и дорог Ко мне бы стремился, Часа без меня жить не мог И любви бы своей Ко мне не превозмог. Не мог ни жить, ни быть, ни дневать, Ни минуты,...

Опрос

Какой поэт написал стихотворение Наш Арзамас?


 
Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд