арзамас и арзамасские очеркиhttps://arzemas.ru/assets/images/logo.png
Среда - 26/04/2023 22:46
Очерк посвящен истории арзамасской индустрии кинопроката: этапам ее становления и развития, влиянию на общественную и культурную жизнь горожан разных поколений. Материалами для исследования стали разрозненные публикации в местных средствах массовой информации и краеведческой литературе, устные источники.
Как и любой вид искусства, кино – это уникальный мир. Изобретенный в XIX веке, кинематограф постепенно превратился в целый социальный институт, который влияет на жизнь общества, формируя сознание зрителя.
Днем рождения кинематографа считается 28 декабря 1895 г., когда в Grand Café на бульваре Капуцинок в Париже прошёл первый коммерческий показ фильмов братьев Люмьер. А 16 мая 1896 г. состоялась первая в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум». Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России.
В провинциальный Арзамас кинематограф пришел в 1910 году.
Фото 1910 - 1917 год. Фото из архива Дениса Белецкого. Возможно, автор фото Л. Сажин.
В 1910 году на улице Новой (ныне ул. Кирова) в бывшем здании дворянского собрания открылся частный электротеатр «Мираж», который принадлежал В.К. Воскресенскому.
1 июня 1919 года в Красномклубе на улице Красноклубной (Кирова) состоялось общее собрание молодежи города на котором была создана первая вАрзамасе ячейка Российского коммунистического союза молодежи.
Позднее в этом здании находился клуб "Красная Звезда" или "Звездочка", затем мебельный магазин. При строительстве нового здания ФНС, деревянное здание снесли.
Для показа фильмов помимо кинопроектора нужно было приобрести электрогенератор, поэтому первые кинотеатры у нас назывались электротеатрами [3]. Билет тогда стоили недешёво – 30 копеек (за фунт ржаного хлеба давали 2 копейки), но недостатка в зрителях не наблюдалось.
Летом 1912 г. получил разрешение на устройство кинематографа швейцарский гражданин Э.Я. Рейст. Его электротеатр открылся в 1913 г. в каменном флигеле на углу улиц Сальниковой и Новоплотинной (ныне пересечение ул. К. Маркса и ул. Горького) [1].
Кинематограф швейцарского гражданина Э.Я. Рейста. Автор фото неизвестен.
До революции 1917 г. в городе появилось еще несколько электротеатров. Один из салонов располагался на улице Алексеевской (ныне ул. Свободы) и назывался «Семь слонов». Другой электротеатр «Аркс» принимал зрителей все на той же улице Сальниковой. В начале XX в. она считалась лучшей в городе, была замощена бутовым камнем, имела деревянные тротуары и освещалась керосиновыми фонарями. Желающих открыть в городе модные, приносящие неплохой доход заведения было немало. Но Городская Дума внимательно рассматривала поступающие заявки. Дело в том, что все первые городские киносалоны располагались в неприспособленных, пожароопасных помещениях, чаще всего в жилых домах. Это создавало серьезную угрозу жизни и безопасности зрителей в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Были и другие причины отказов. Например, цеховому Н.Е. Белоногову отказали потому, что кино будет «возмущать религиозное чувство городского населения», так как дом Белоногова находился напротив алтаря храма Спаса Нерукотворного [4]. Сейчас сложно сказать, какие именно картины демонстрировались перед арзамасскими обывателями на киносеансах того времени. Названия первых лент, увиденных нашими зрителями, не сохранились. Но об этом можно судить по общероссийскому кинорынку. Первое время монополию на нем удерживали картины иностранного производства. Можно предположить, что арзамассцы видели и такие шедевры, как «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик». Но зачастую иностранные ленты были невысокого художественного качества и нравственного содержания. Существовал даже термин «парижский жанр», то есть картины фривольного характера. Для православного Арзамаса их показ вряд ли был приемлем. Постепенно в кинопрокате появлялось все больше картин отечественного производства: отечественная документальная хроника, фильмы Я. Протазанова.
Появление первого настоящего кинотеатра в нашем городе связано с именем местного купца Геннадия Терентьева. После Февральской революции 1917 года городская управа выдала ему разрешение выстроить здание для показа фильмов на углу улицы Сальниковой и Новоплотинной. Купец решил действовать с размахом. Он заказал проект двухэтажного культурного центра. Автором проекта стал учитель Арзамасского реального училища Н.В. Роговицкий. Однако политическая нестабильность и разруха не позволили осуществить проект полностью. Выстроили только первый этаж. Здание получилось одноэтажным, с угловым размещением главного входа, отмеченного полуротондой. Театр кино купец Г.Н. Терентьев назвал «ГеТе», по первым буквам своего имени и фамилии. Демонстрация фильмов началась в новом кинотеатре весной 1918 года. Для работы киноустановки у хозяина имелся свой электродвигатель [3].
На углу улицы Сальниковой и Новоплотинной.
Слева кинематограф Ренета Рейст
и справа Терентьева ГЕТЕ
Автор фото неизвестен.
Но просуществовал этот киносалон недолго. Советская власть объявила национализацию. В сентябре 1918 г. частные кинотеатры решением уездного исполкома были переданы в ведение уездного отдела народного образования, и благополучно закрылись. В условиях гражданской войны властям было не до искусства.
В начале 1920-х годов в стране Советов началась эпоха НЭПа. Столкнувшись с реалиями экономической жизни, советское правительство пересмотрело свое отношение к национализированной собственности. Мелкие и средние предприятия возвращались прежним владельцам, как правило, на правах аренды. Так в Арзамасе вновь открылись кинотеатры «Мираж» Рейста и «ГеТе» Терентьева. Но ненадолго. Кинематограф Рейста вскоре прекратил свое существование, а театр кино «ГеТе» государство снова забрало себе. В 1927 г. его переименовали в «Искру». В период с 1 октября 1927 г. по 30 сентября ее посетили 142403 человека. Помимо этого кино крутили в клубе “Красная звезда” на ул. Кирова (там, где раньше помещался “Мираж”).
Кинотеатр Искра. Автор фото неизвестен.
Так закончился первый этап знакомства арзамассцев с новым, стремительно набирающим популярность видом искусства – кино. Этим знакомством они были обязаны частной инициативе городских предпринимателей и, прежде всего, Геннадию Терентьеву. К сожалению, сейчас в нашем городе это имя почти забыто. А ведь помимо строительства первого в Арзамасе настоящего кинотеатра он сделал немало хорошего. Еще в начале 1910-х годов Г. Терентьев был одним из главных популяризаторов спорта и в 1911 г. собрал первую в городе футбольную команду. В 1924 г., скопив капитал, Г. Терентьев открыл на ул. Карла Маркса парк культуры, где построил летний театр. Но преодолев разруху, советская власть вновь взялась за частную собственность. Геннадий Терентьев уехал из Арзамаса (по некоторым данным в Крым, в Симферополь) и больше не возвращался в родной город. В конце 1920-х годов в СССР началось практическое утверждение основ социалистического строя. И в этом процессе кино должно было стать важнейшим инструментом идеологического воспитания масс. На тот момент именно кинематограф стал главным средством воздействия на умы людей, с целью воспитания социалистического самосознания, социалистической морали советских людей. В 1930 г. в Арзамасе работает кинотеатр «Искра». В районе действует 5 кинопередвижек. В среднем за месяц они проводят в 41 селе 92 киносеанса. Наступала эра звукового кино. В Америке первая звуковая картина вышла в 1927 году. В СССР в 1931 г. была снята картина «Путевка в жизнь». Нового веяния цивилизации провинциальный Арзамас ждал недолго. Постановлением Горьковского крайсполкома от 20 января 1935 г. в районных центрах организуются звуковые кинотеатры. 20 февраля 1935 г. произошло знаковое событие в культурной жизни города. Арзамасские зрители впервые посмотрели звуковой фильм. Это была картина братьев Васильевых «Чапаев».
Впервые массовый советский зритель смог увидеть этот фильм 7 ноября 1934 г., то есть за три с небольшим месяца до арзамасского показа. Это была культовая картина, которую пересматривали по нескольку раз и надеялись что в этот-то раз Чапай непременно переплывет Урал и не достанет его белогвардейская пуля. Сам Сталин посмотрел эту ленту 38 раз.
В Арзамас в первый раз «Чапаева» привезли на 8 дней. В «Искре» за это время состоялось 17 сеансов. Их посетили 7895 человек. Билеты стояли от рубля до полутора (как буханка ржаного хлеба), но достать их было непросто. Возник ажиотаж. Но, к счастью для советского зрителя тех лет, государство было не менее заинтересовано в том, чтобы как можно больше народа и как можно чаще посмотрело такие фильмы. И поэтому «Чапаева», «Щорса», «Мы из Кронштадта», «Веселых ребят», «Волгу-Волгу» привозили снова и снова. Популярность этих фильмов в предвоенные годы была огромной [2].
Копии очень быстро изнашивались, да и аппаратура оставляла желать лучшего, отчего зрители имели крайне некачественный звук и картинку. Кроме того, пленка часто рвалась, а то и дизель-генератор, питавший кинотеатр, не справлялся с нагрузкой. Но все это с лихвой окупалось народной любовью к первым советским фильмам и киногероям.
В 1941 г. началась Великая Отечественная война. Борьба за независимость Родины стала главным содержанием жизни людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. Советский кинематограф помогал людям верить в победу, укреплял их дух и стойкость. Перед сеансами в кинотеатре «Искра» демонстрировалась военная кинохроника, «Боевые киносборники», а затем начинались «Два бойца», «Зоя», «Фронт». С особым волнением смотрели горожане документальные картины, которые были сняты по горячим следам прошедших сражений против немецко-фашистских захватчиков. Одним из таких фильмов была картина «Разгром немецких войск под Москвой» [2].
Долгие десятилетия кинотеатр «Искра» оставался единственным центром киноиндустрии нашего города. Но здесь не только показывали новые картины. Это был один из центров культурной и просветительской работы. В послевоенные годы перед киносеансами в фойе играл духовой оркестр Арзамасского училища связи. Работники кинотеатра проводили кинолектории для всех желающих. Сюда приходила молодежь, семейные пары и конечно арзамасские девчонки и мальчишки. По воспоминаниям представителей старшего поколения горожан посещение кинотеатра было доступно практически всем, входные билеты стоили от 20 до 50 копеек. Для всех «Искра» была окном в большой мир. И вплоть до начала 1970-х годов руководила этим культурным центров Софья Васильевна Ганорская [5].
В 1954 г. Арзамас получил статус областного центра. И хотя вскоре Арзамасская область была упразднена, импульс развитию городской инфраструктуры был уже дан. Изменения коснулись и культурной жизни. В главном кинотеатре Арзамаса начинают демонстрироваться цветные художественные фильмы. Не были забыты и сельские жители. В декабре 1957 г. на ул. Матросова было сдано в эксплуатацию здание отделения кинопроката. Арзамасский кинопрокат стал филиалом Горьковского областного кинопроката и обеспечивал фильмами все южные районы области. Задачами работников кинопроката было получение новых фильмов, их отсмотр для отбора и составления анонса и проверка получаемых копий на качество. В месяц получали 5-6 новых фильмов. Особенно кассовые фильмы демонстрировались по несколько дней и неизменно собирали аншлаг. Так в 1959 г. было с фильмом «Судьба человека» и с двухсерийной экранизацией «Войны и мира» [5].
1960-1980-е годы прошлого столетия стали «золотым веком» Арзамаса советской эпохи. Входили в строй новые производственные мощности, развивалась система образования, росла численность населения, на северной окраине появлялись новые улицы и микрорайоны. Развивалась и городская киноиндустрия. В 1960 г. в кинотеатре «Искра» впервые показали широкоэкранный фильм. Фильм назывался «Юхан». В 1962 г. количество зрителей в «Искре» превысило миллион. В следующем году на 8 тысячах киносеансах побывали уже 1,5 миллиона зрителей. Единственный в городе киноцентр перестал удовлетворять потребности населения.
В 1964 г. на линии нового городского проспекта был заложен фундамент второго городского кинотеатра. Строительство вел коллектив СМУ-1 треста № 7.
Первый сеанс в кинотеатре «Заря» прошел 18 января 1966 года. Зал был рассчитан на 400 мест. Зрители посмотрели документальный фильм «Каменная колыбельная» об одном из предприятий строительной индустрии Эстонии, а затем художественный фильм «Листок из блокнота». На десятилетие «Заря» стала культурным центром верхней части города.
Кинотеатр Заря. Автор фото неизвестен.
Начиная с хрущевской оттепели, советское кино переживало подъем. Люди знали своих кумиров в лицо. Массовым увлечением стало коллекционирование открыток с изображением актеров, а они с удовольствием устраивали творческие встречи со своей публикой. Одной из первых в наш город приехала звезда советского кино Людмила Касаткина. 20 июля 1968 г. народная артистка РСФСР, исполнительница роли советской разведчицы в фильме «Вызываем огонь на себя» встречалась со своими поклонниками в переполненном кинотеатре «Искра». Актриса театра Советской Армии рассказала о съемках фильма, о своей работе в кино и театре. Встреча сопровождалась показом фрагментов из фильмов «Душечка», «Укрощение строптивой», в которых она играла главные роли [5].
В 1978 г. Арзамас готовился встретить 400-летний юбилей. Одним из подарков горожанам должен был стать современный кинотеатр с широкоформатным экраном и зрительным залом на 750 мест. Его строительство началось на ул. Кирова, которая активно перестраивалась, приобретая современный облик. В короткие сроки строительство было закончено, и 6 ноября 1977 г. сеансом фильма «Солдаты свободы» коллектив киноцентра «Юбилейный» открыл его почти 20-летнию историю. Кинотеатр «Юбилейный» стал самым комфортабельным и технически оснащенным кинотеатром Арзамаса советской поры. Просторное фойе и декоративное оформление, буфет и барная стойка, самый большой кинозал выгодно отличали его от других городских мест показа кинофильмов.
Первыми высокими гостями нового городского культурного центра стали заслуженный артист РСФСР Лев Прыгунов и будущая звезда советского кино Николай Ерёменко. В июне 1978 г. в Арзамасе две недели шла премьера остросюжетного фильма «Трактир на Пятницкой», который и представляли столичные гости.
Кинотеатр Современник, 1978 год. Фото Г. Костенко
Первым директором «Юбилейного» была Нина Петровна Зубкова, но лучшие его годы были связаны с другим руководителем.
Галина Сергеевна Жигарева с молодости была активной и деятельной натурой. Со временем комсомольская работа привела ее в отдел агитации и пропаганды горкома партии на должность инструктора. В 1981 г. по рекомендации председателя горисполкома А.В. Чичканова она становится новым директором кинотеатра «Юбилейный».
Должность директора кинотеатра в советские времена была номенклатурной, то есть утверждалась на уровне местных партийных органов власти. Кинотеатры были не просто местом показа кинопродукции, а являлись центрами идеологической работы с населением и особенно с молодежью. До 1989 г. Г.С. Жигарева руководила коллективом главного кинотеатра города. При написании данной работы мы встретились с Галиной Сергеевной, и узнали у нее много интересных подробностей культурной жизни Арзамаса в 1980-е годы.
Дел у нового директора кинотеатра было много. Необходимо было разработать стратегию развития вверенного ей заведения культуры, провести работы по благоустройству внутреннего пространства, сделать его по домашнему уютным. В этом ей помогали директора арзамасских предприятий и организаций. Как вспоминает Г.С. Жигарева [5], особую помощь она получила от И.В. Тутикова. Его организация возвела перегородку, которая отделила буфет от фойе, который постепенно приобрел вид зимнего сада.
По своей технической оснащенности кинотеатр «Юбилейный» требовал грамотных специалистов. Техническая часть коллектива состояла из 6 человек во главе с главным инженером кинотеатра А.М. Леваненко. А вообще весь коллектив насчитывал около 30 человек.
«Юбилейный» был лучшим и единственным широкоформатным кинотеатром Арзамаса, поэтому самые кассовые, как называет их Г.С. Жигарева первоэкранные фильмы, шли, прежде всего, здесь. И важно было не ошибиться с выбором новинки экрана. Ведь не каждая премьера становится кассовой. «Для этого нужно изучать вкусы своего зрителя, знать на какой фильм будет аншлаг», - делится своим опытом Г.С. Жигарева. Кинотеатр должен был приносить доход. Приходилось читать специализированные журналы, где анонсировались новинки проката, отсматривать новые поступления в Горьковском облпрокате.
Горожане любили ходить в кинотеатр «Юбилейный». У касс, особенно в выходные дни, выстраивались длинные очереди за билетами. В буфете продавали мороженное и газировку. В фойе работали советские игровые автоматы. Ежедневно публике предлагались семь киносеансов. Первый начинался в 9.00, а последний в 21.00. Многие фильмы у арзамасских зрителей становились культовыми, что, впрочем, было характерно для всей зрительской аудитории страны. Галина Сергеевна вспоминает, с каким успехом в городе шла премьера таких фильмов как «А зори здесь тихие», «Тегеран 43». Их смотрел весь город, они обсуждались и пересматривались. Но работа кинотеатра не ограничивалась лишь киносеансами. Он действительно был центром идеологической работы с населением. Обязательной формой такой работы были кинолектории и киновечера. Выбор темы определялся злободневностью текущего момента. Например, в разгар антиалкогольной кампании актуальным был киновечер «Свадьба должна быть трезвой» или «Крепкая семья – крепка держава». На такие вечера приглашались представители городской общественности или профильные специалисты, которые предваряли кинопоказ соответствующей беседой. Периодически проводились Недели нравственно-правовой тематики, с присутствием директоров школ города и городского прокурора.
По словам Г.С. Жигаревой [5], особенно активной была совместная работа коллектива «Юбилейного» с совхозом-техникумом им. Новикова. Особенно запомнилась ей акция, посвященная 50-летию подвига Героя Советского Союза В.А. Новикова весной 1987 года. После просмотра патриотической ленты, колона студентов направилась к памятнику Героя для возложения венков и цветов к его подножью. Особенное волнение этому событию предавало присутствие на церемонии дочери нашего земляка Ирины Викторовны Новиковой.
Во время беседы с Галиной Сергеевной нам удалось полистать альбомы, которые она сохранила, уволившись с поста директора. Фотографии, почетные грамоты, буклеты создают атмосферу того времени с ее коммунистическими лозунгами, призывами к социалистическому соревнованию. И еще по фотографиям можно составить длинный список звезд советского кино, которые посетили Арзамас для встречи со своими поклонниками: Римма Маркова, Марина Яковлева, Валентина Теличкина, Галина Польских, Наталья Белохвостикова, Николай Ерёменко, Андрей Ростоцкий, Кирилл Лавров. Автографы, оставленные звездами, говорят об искренности их чувств к жителям нашего провинциального города.
В конце 1980-х гг. в Арзамасе появились первые видеосалоны. Первым был салон на ул. Зеленой. Наступало время новых технологий кинопросмотра, да и широкоформатные советские кинотеатры отживали свой век. В 1989 г. Г.С. Жихарева уходит с должности директора «Юбилейного», но до сих пор вспоминает этот период своей жизни.
К середине 1990-х гг. технический прогресс и новые носители информации вытеснили арзамасские кинотеатры из культурной жизни горожан. Первым закрылся кинотеатр «Заря». Какое-то время его помещения использовались местными предпринимателями, а затем здание и вовсе снесли. Теперь об этом месте культурного досуга арзамассцев напоминают лишь фотографии в частных коллекциях. Затем настала очередь «Юбилейного». В январе 1995 г. кинотеатр был преобразован в ночной клуб «Юджин». Но зрительный зал еще сохранялся, и там крутили самые кассовые фильмы года. В 1998 г. голливудский «Титаник» в «Юбилейном» посмотрели около 6 тысяч человек. Билеты стоили 8 рублей (за буханку тогда давали 2 рубля). Фильм собрал а Арзамасе около 50 тысяч тогдашних рублей. Кроме “Титаника” в том же году в “Юбилейном” состоялось 250 сеансов, их посетили 2 тысячи человек (в среднем 8 зрителей на сеансе в зале на 750 мест). В 2000 г. лучший когда-то в городе кинотеатр посетили всего 18,4 тысяч зрителей. Вскоре «Юбилейный» окончательно закрылся.
Дольше всех продержался на плаву самый старый городской кинотеатр. В 1997 г. средняя посещаемость в «Искре» составляла 7 человек на одном сеансе. Чтобы соответствовать вызовам времени, была проведена модернизация кинооборудования: установлена современная аппаратура, модернизированы проекторы, появился формат Dolby Surround. И зритель пришел в обновленный кинотеатр. В 2002 г. первую часть «Властелина колец» посмотрели 5 тыс. зрителей. Еще 3 тысячи пришли на первую часть «Гарри Поттера».
В феврале 2004 г. в «Искре» начинает работать цифровой зал. Культовый фильм сезона «Ночной дозор» в Арзамасе увидели 4183 зрителя. За неделю показа отечественный фильм собрал рекордную для города кассу – свыше 200 тыс. рублей. Всего за год в “Искре” демонстрировались 129 лент, из них 23 – российского производства; 2597 сеансов посетили 47,8 тысячи зрителей (в среднем 18,5 человека на сеанс) [2]. Но и последний арзамасский кинотеатр XX века вынужден был в 2015 г. закрыть свои двери.
Сделав круг, киноиндустрия вернулась к своей первоначальной задаче – быть, прежде всего, коммерчески выгодным бизнес - проектом.
Вот опять, увижу за углом я детский сад,
Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят.
Ну а я, шагаю смело по земной тверди –
Пусть она, откроет тайны мне своей любви.
Я смотрю, как всходит солнце и растет трава
И хочу, понять зачем же светит мне луна.
Буду я, учиться все это понять...