о самосожжениях старообрядцев в деревнях Коваксе и Пасьяны Арзамасского уезда

Суббота - 09/04/2022 04:36
Выявленные сведения о самосожжениях старообрядцев в 1675 году в деревнях Коваксе и Пасьяны Арзамасского уезда содержат редкие по исторической значимости данные о народном движении в Нижегородское крае, а также о процессе государственных расследований подобных трагедий.
   В XVII веке появляется старообрядческое движение, после поражения крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В те времена прокатились жесточайшие репрессии против повстанцев, в том числе в Поволжье на кострищах сгорали целыми семьями разуверившиеся в возможности счастливой жизни на земле старообрядцы. В литературе можно встретить указания на такую крайнюю форму протеста старообрядцев против социально-религиозного гнета, как самосожжение, однако конкретных фактов с указанием дат, мест событий, имен  участников и источников информации обычно не приводится. История старообрядчества приобретает от этого назывную форму и теряет научную достоверность. Так об этих фактах встречаем сведения в Ковакса Арзамасский уезд Нижегородской губернии история села.
 

1675 г.
Донесение из Арзамаса о самосожжениях старообрядцев
в деревнях Коваксе и Пасьяны Арзамасского уезда

л. 25
   Государю царю и Великому князю Алексею Михайловичу1) всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, холопи твои Тимошка Булгаков2), Васка Мордвинов3) челом бьют: в нынешнем, Государь, во 183-м году, майя в 14 день бил челом тебе, Великому Государю царю и Великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу полковник Василей Челюскин, в Арзамасе, в приказной избе подал нам, холопем твоим, челобитную, а в той челобитной ево написано: в нынешнем во 183-м году, майя против третьяго на десять число в ночи огорели ево, Васильевы, крестьяня Арзамаского уезду деревни Коваксы Александрко Васильев з женою и з детми, да у Мамошки Сергеева шестеро детей на овинах самохотно. А он де, Мамошка, взят был к нему, Василью, на двор и, услышав де он, Мамошка, что те крестьяне погорели, и он де, Мамошка, сам себя ножем поколол.

   И, чтоб ты, Великий Государь, пожаловал ево, Василья, велел из Арзамаса послать дозорщика и тех погорелых крестьян дозрить и Мамошку роспросить и взять в Арзамас.

   И против ево, Васильева, челобитья посылали мы, холопи твои, арзамаские приказные избы подьячего Василья Шумилова для дос-
л. 26

мотру и допросу, и для прелесников, хто их тому прелесному делу учил и на овинах жетца. И арзамаские избы подьячей Василей Шумилов подал нам, холопем твоим, в приказной избе доезду своего память, а в доездной памяти и в росписи самозгорело деревни Коваксы розных помещиков крестьян на двух овинах 73 человека. Да полковника ж Василья крестьян Челюскина, тое ж деревни Коваксы Мамошка Сергеев перед нами, холопами твоими, в приказной избе в допросе сказал: детей де у него Мамошкиных згорело три сына да три дочери лет по семнадцати и по десяти и менши, и от чего они згорели, от какой прелести, и он, Мамошка, того не ведает, в то число был у помещика своего в селе Туманове, а ножом де поколол он, Самошка, себя сам только услышал то, что дети ево пожглись. Да той же деревни вдовы Орины, Гавриловской жены Козлянинова, крестьянская вдова Палашка, Офонасьева дочь, в роспросе сказала: муж де ее Емелка от какой прелести на овине згорел, и она де того не ведает, а ушел у нее с постели ночью, у сонной, а прелесников де она, Палашка, в той деревне никово не видала.

   Да в нынешнем же, Государь, во 183-м году, июня в 10 день бил челом тебе, Великому Государю, стольника Петров крестьянин Матюшина Арзамаского уезду деревни Пасьяновы Петрушка Иванов
л. 27

с товарыщи в Арзамасе, в приказной избе нам, холопем твоим, подал челобитную, а в челобитной ево написано: в нынешнем во 183-м году, июня против десятого числа стольника Петров крестьянин Матюшина деревни Пасьяновы Мишка Ильин згорел в бане з дочерми своими и со внучаты, сам шесть, неведомо каким умыслом и чтоб ты, Великий Государь, ево, Петрушку, пожал овал, вел ел те горелые тела дозрить и челобитье ево записать,а иных крестьян в том пожеге допросить. И июня ж в 10 день для досмотру тех погорелых крестьян посылали мы, холопи твои, приказные избы подьячего Афонасья Попова, и подьячей Афонасей Попов, приехав в Арзамас, подал нам, холопем твоим, в приказной избе доезду своего память за руками, а в доездной памяти написано: стольника Петра Матюшина крестьянин деревни Пасьяновы Мишка Ильин з дочерьми своими и со внучаты згорели шесть человек. Да стольника ж Петра Матюшина деревни Пасьяновы крестьяня Фетка Марков, Кирюшка Лукьянов перед нами, холопи твоими, в Арзамасе, в приказной избе в допросе сказали: крестьянин Мишка Ильин з детми своими и со внучата каким умыслом и какою
л. 28

прелестию згорели и хто их в бане зажигал, и они де тово не ведают, и прелесников де у себя в той деревне Пасьянове никаких не видали. И мы, холопи твои, тех деревень приказщикам и старостам и крестьяном заказ о прелесниках учинили крепкой — буде где объявятца прелесники, и тех прелесников велели мы, холопи твои, имать и приводить их в приказную избу4).

Примечания:
1) Алексей Михайлович (1629—1676) — русский царь с 1645 г.
2) Булгаков Тимофей Богданович — воевода Арзамаса в 1678 году(описываемые события от 1675 года? Примечание В. Щавлева)
3) Мордвинов Василий — государев подьячий.
4) На л. 25 об. имеется припись: «Подал арзамаской пушкарь Матюшка Пусков 184-го, октября в 12 день».

РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 448. Л. 25-28.

Литература:
(Текст воспроизведен по изданию: “Огорели ево, Васильевы, крестьяня”. Сведения о самосожжениях старообрядцев в Нижегородском Поволжье. 1675 г. Публикацию подготовил доктор исторических наук Н.Ф.ФИЛАТОВ.// Исторический архив, № 6. 1999)
 

Хронологический перечень старообрядческих самосожжений
(XVII–XIX в.)

? 1666 г., март. Сожглись крестьяне из деревни Мишутиной Вологодского уезда. Непосредственным поводом для самосожжения стал царский указ о розысках «капитонов» (радикальных старообрядцев), в соответствии с которым началось следствие. Предводитель неизвестен, погибло четыре человека (Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. С. 186).

? 1672 г., январь. Дер. Вармалей Нижегородского уезда. Сгорело 67 человек (крестьян-бортников) на глазах у стрельцов, которые намеревались взять штурмом построенный ими для «гари» дом. Перед самосожжением, впервые в истории старообрядчества, они написали и представили осаждающим их стрельцам и представителям духовенства «сказку», в которой излагали причины, подтолкнувшие их к трагическому шагу (Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. С. 173).

? 1679 г., январь. В 1678 г. старец Даниил (бывший тюменский поп Деметиан) организовал в 12 верстах от Ялуторовской слободы Тобольского уезда собственную пустынь. В ней он занялся пострижением всех желающих в монашество, проповедовал учение о близком конце света. В ночь на 6 января 1679 г. пустынножители подожгли свои дома и сгорели. Во время этого массового самосожжения погибло около 1700 человек (Шашков А.Т. Старообрядческие самосожжения на Урале и в Сибири в XVII начале XVIII в. // Сургут, Сибирь, Россия: Докл. и сообщ. междунар. науч. – практич. конф. Екатеринбург, 1995. С. 136–138).

? 1683 г., февраль. Первая «дорская» гарь в Каргопольском уезде, положившая начало целой цепи аналогичных самоубийств. Сгорело, по приблизительным данным, 70 человек. Наставник неизвестен. (Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей. С. 77; Юхименко Е.М. Каргопольские «гари» 1683–1684 гг. (К проблеме самосожжений в русском старообрядчестве) // Старообрядчество в России. С. 67).

? 1684 г., февраль. Берег р. Пормы, Каргопольский уезд. Сгорело 47 человек, 153 человека, намеревавшиеся сжечься, взяты стрельцами «за боем из огня» и отосланы на покаяние в монастыри. (Юхименко Е.М. Каргопольские «гари» 1683–1684 гг. (К проблеме самосожжений в русском расколе) // Старообрядчество в России (XVII–XVIII вв.). С. 64–119).

? 1686 г., сентябрь. Шведская Финляндия, близ дер. Боранова Гора. Совершили самосожжение пятеро крестьян-старообрядцев во главе с наставником Пеккой Ляпери. Еще пятеро местных жителей, намеревавшихся совершить самосожжение, в последний момент выбросились из «згорелого дома» (Катаяла К. Дымом в царствие Небесное // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. СПб., 2003. С. 25–26).

? 1687 г., август. Дер. Березов наволок Кольского присуда. Самосожжение совершила группа крестьян под руководством соловецкого монаха Пимена (Отписка олонецкого воеводы князя Долгорукова // Карелия в XVII в. Петрозаводск, 1948. С. 308–309).

? 1688 г., март. Первое самосожжение в Палеостровском Рождественском монастыре. Самое крупное самосожжение в истории старообрядчества. Сгорело, по данным старообрядческих авторов, 2700 человек. Выбор Палеостровского монастыря обусловлен памятью о епископе Павле Коломенском, по преданию казненном в этой обители. Предводитель самосожжения бывший соловецкий иеродиакон Игнатий (Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. С. 220; История Выговской старообрядческой пустыни. Издана по рукописи Ивана Филиппова. С. 36; Мюллер Р.Б. Из истории раскола на севере России: самосожжения в Палеострове // Ежегодник музея истории религии и атеизма. М., Л., 1958. Т. 2. С. 172–182.).

? 1689 г., сентябрь. Второе самосожжение в Палеостровском Рождественском монастыре, Олонецкий уезд. Предводитель соловецкий монах Герман и ученик соловецкого дьякона, организатора предыдущей «гари» Игнатия Емельян. Вооруженные старообрядцы вторглись в монастырь, захватили игумена и десять иноков. После отчаянного вооруженного сопротивления присланной из Олонца воинской «команде» сгорело, по разным данным, от 500 до 1500 человек (Донесение новгородского митрополита Корнилия о расколоучителе Емельке Иванове, вторично засевшем в Палеостровском монастыре со своими единомышленниками, готовыми к самосожжению. 1688 г. // Новые материалы для истории старообрядства XVII–XVIII вв., собранные Е.В. Барсовым. М., 1890. С. 30–31).

? 1693 г., август. Дер. Строкина Пудожского погоста. Совершили самосожжение несколько сотен местных и пришлых старообрядцев. Перед самосожжением старообрядцы ограбили ряд местных церквей, забрав с собой их имущество и, в частности, чудотворную икону, оказали вооруженное сопротивление присланным к ним стрельцам. Сгорело около 800 человек (Дело о пудожских раскольниках // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1842. С. 378–394).

? 1693 г. Томский уезд. Предводитель местный житель Василий Шапошников. Число сгоревших неизвестно. (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 86).

? Начало XVIII в. Дер. Терехова, в устье реки Туксы Олонецкого уезда. Предводитель и число сгоревших неизвестны. (Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу СПб., 1877. С. 69).

? 1723 г. Устюжская епархия. Сгорело 25 человек (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1724 г. Тюменский уезд. Собралось для самосожжения около 190 человек с детьми, из них 145 человек сожглось, но остальные разошлись (Есипов Г. Самосожигатели // Отечественные записки. 1863. № 2. С. 605–627).

? 1725 г. В Устюжской волости произошло, судя по доношению в Синод епископа Боголепа, самосожжение 25-ти старообрядцев. Прибывшему с царским указом отряду они объявили, что «помянутого указа слушать, и церкви святой повиноваться, и к священникам на исповедь ходить не будут, и за сложение де перстное, как они слагают ко изображению креста, они умрут». После этих слов произошло самосожжение (Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. C. 354–355).

? 1726 г. Никольская пустынь Важецкого уезда Двинской области. Сожглось 70 человек во главе с наставниками Исакием Каргопольцем и Максимом Нечаевым (Есипов Г. Самосожигатели // Отечественные записки. 1863. № 2. С. 628).

? 1734 г. Поромский скит Каргопольского уезда. Сожглось около 200 человек, в основном старых и малолетних. Наставник неизвестен. (Пулькин М.В. Самосожжения в Каргопольском уезде // Историко-культурное наследие Русского Севера: Проблемы изучения, сохранения и использования. М-лы IX Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2006. С. 65–74).

? 1739 г. В лесах по рекам Чумыш и Лосиха на Алтае сгорели около 300 человек. Перед самосожжением ими были построены несколько изб и острог. Руководили самосожжением крестьянин Бердского острога Семен Шадрин, расстриженный иеромонах из Каргополя и старцы Манасий и Каллистрат «После долгих переговоров и увещеваний разойтись против собравшихся была выслана большая воинская команда во главе с самим воеводой Шапошниковым и майором де Гравве. Когда отряд начал штурм укрепленного поселения, староверы подожгли свои дома и часовню» (Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII – ХХ вв. М., 2002. С. 116–117).

? 1742 г. Олонецкий уезд. Сожглось около 50 последователей старца Филиппа, основателя филипповского толка, на глазах у чиновников из следственной комиссии О.Т. Квашнина-Самарина (Макарий. История русского раскола, известного под именем старообрядства. С. 275).

? 1742 г., октябрь. На р. Пойла, в Устюжском уезде, обнаружилось поселение старообрядцев. К поселенцам отправились священник, подьячий и некоторое количество солдат. После нескольких выстрелов с обеих сторон все старообрядцы сожглись (Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе. С. 91).

? 1743 г. Скит на Великих Лугах в Мезенском уезде. Сожглось 75 старообрядцев на глазах у воинской команды (Есипов Г. Самосожигатели // Отечественные записки. 1863. № 2. С. 623).

? 1743 г., декабрь. Самосожжение в Великопоженском ските на р. Пижме. По доносу мезенского крестьянина Артемия Ванюкова стало известно о существовании скита. На р. Пижму был отправлен отряд для обращения старообрядцев к господствующей церкви. Насельники скита, 86 (по другим сведениям 75) человек во главе с наставником Иоанном Анкидиновичем, отвергли требования властей, заперлись в моленной и приняли «огненную смерть». (Рассказы из истории старообрядчества по раскольничьим рукописям, переданные СВ. Максимовым. СПб., 1861. С. 162; Есипов Г. Самосожигатели // Отечественные записки. 1863. № 10. С. 620–623).

? 1744 г. Местечко Езевцы Мезенского уезда. Сожглось 17 старообрядцев на глазах воинской команды. Наставник беглый крестьянин Алексей Бродягин. Перед самосожжением крестьяне передали присланному для увещевания прапорщику Бородину подробное письмо, в котором излагали причины, побудившие их предпринять роковой шаг (Есипов Г. Самосожигатели // Отечественные записки. 1863. № 10. С. 619–627).

? 1745 г. Каргопольский уезд. Сожглось 57 крестьян, предварительно построивших избы в лесу. Наставники, погибшие вместе с ними, крестьяне Зайков и Климов (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1745 г. Лимская волость Каргопольского уезда. Сгорело неизвестное количество крестьян. Наставник их, Ефим Иванов, скрылся (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1746 г. Повенецкий уезд. Самосожжение по неясным причинам совершил один крестьянин Герасим Иванов Васильев.

? 1747 г. Берег р. Умбы. Самосожжение группы старообрядцев во главе с учеником старца Филиппа Терентием (Демкова Н.С., Ярошенко Л.В. Малоизвестное старообрядческое сочинение середины XVIII в. «История пострадавших отец Филиппа и Терентия» // Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1972. С. 174–209).

? 1748 г. Устюжская провинция. Сгорело в скиту 70 черносошных крестьян, собравшихся из разных деревень, в том числе не записанных в раскол. Свовременно принятые местной властью меры не принесли успеха (Сенатский указ «О недопущении раскольников в Устюжской провинции до сборищ, побегов и самосожжения» // ПСЗ. Т. XIII. № 9 579).

? 1750 г. Берег р. Умбы, Повенецкий уезд. Сгорело неизвестное число старообрядцев. Наставник старец Матвей, последователь ранее сгоревшего «с протчими» старца Филиппа (Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868–1869 гг. С. 195).

? 1750 г., февраль. Несколько крестьянских семейств собралось в дер. Бурмистовой Ишимской провинции. Сразу после появления солдат они сгорели. (Сырцов И.Я. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII вв. Тобольск, 1888. С. 63).

? 1750 г. Тюменский уезд. Сгорело неизвестное число старообрядцев в дер. Зайковой (Загоскин Н. Самосожигатели. Очерк из истории русского раскола // Литературный сборник «Волжского вестника». 1883. Т. 1. Вып. 1. С. 192).

? 1751 г. Дер. Толсти Озеревской волости Новгородской губернии. Самосожжение совершили около 30 крестьян; 15 из числа намеревавшихся сгореть передумали и разошлись по домам. (Дело по доношению Конторы собственной Ее Императорского Величества Канцелярии о появлении и самосожжении раскольников в деревне Толсти Озеревской волости Новгородской вотчины // Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1913. Т. XIII. С. 3–5).

? 1753 г. Дер. Лучинкина и Гилева Тюменского уезда. Сожглось около 200 старообрядцев в доме разночинца Григория Серкова (Загоскин Н. Самосожигатели. Очерк из истории русского раскола // Литературный сборник «Волжского вестника». 1883. Т. 1. Вып. 1. С. 192).

? 1753 г., октябрь. Самосожжение на реке Ентале в Устюжской волости. Перед самосожжением старообрядцы построили избы с прочными решетками и оградой. Присланным из Устюжской канцелярии сержанту и отставным солдатам они угрожали оружием. Самосожжение совершилось на глазах у воинской команды. Погибло около 170 человек во главе с наставником Якимом Федоровым Вороховым (Щипин В.И. Старообрядчество в верхнем течении Северной Двины. М., 2003. С. 10–11).

? 1754 г., декабрь. Нименская волость Каргопольского уезда. В нарочно построенной избе сгорело около 220 человек крестьян, собравшихся из разных деревень. Наставник неизвестен. (Дело по ведению правительствующего Сената о сгоревших в Каргопольском уезде раскольниках // Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1912. Т. XXXIV. С. 502).

? 1755 г. Ладожский погост Повенецкого уезда. «Огнем скончашася старец Серапион».

? 1756 г. Дер. Мальцева Томского округа. Произошло одно из наиболее заметных самосожжений XVIII в.: погибло 172 человека в 9 избах. Старцы, специально приглашенные для организации «гари», «указали место горения». Они предусмотрительно «благословили его в лесу среди топей и болот». Здесь, под их руководством, старообрядцы возвели избы, «из которых две, поставленные тесно одна к другой без внутренней между ними перегородки, представляли что-то вроде моленной. Под избами, в подвальных помещениях, были сложены смолье и солома» (Беликов Д.Н. Старинный раскол в пределах Томского края. С. 38).

? 1757 г. Архангельская епархия. Сожглось 27 человек. Обстоятельства происшествия неизвестны (ПСЗ. Т. XV. № 11147).

? 1761 г., февраль. Дер. Кузьмина, Исетского острога. Сожглось в доме одного из крестьян 150 человек. Предводитель неизвестен. (ПСЗ. Т. XV. № 11 277).

? 1764 г., декабрь. Дер. Шибенец Новгородской губернии. Сгорело 18 старообрядцев.

? 1765 г. Старообрядцы-филипповцы захватили Зеленецкий монастырь Новгородской епархии, выгнали из него монахов и сожглись в нем. Причина выбора именно этой обители для самосожжения и имя наставника неизвестны. Перед самосожжением единственный раз в истории предпринималась попытка отправить к самосожигателям менее радикальных старообрядцев, однако их миссия не увенчалась успехом (РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Д. 453).

? 1772 г. В пустынном месте на границе Пошехонского и Вологодского уездов сожглись 17 человек (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1784 г, май. В деревне Фофановской Ребольского погоста Олонецкой губернии сгорело около 50 человек. Непосредственный повод для самосожжения неизвестен: по распоряжению Синода насильственные меры в отношении собравшихся не применялись. Предводителем собравшихся для «гари» старообрядцев стал некий неизвестный старец. Материалы следственного дела показывают, что далеко не все, кто погиб в огне, добровольно предпочли «самогубительную смерть» (РГИА. Ф. 796. Оп. 65. Д. 107).

? 1812 г. Хутор Кастенка Воронежской губернии. Предводитель старец Филатий. Непосредственным поводом к самосожжению послужил приезд мелкого чиновника, пытавшегося выяснить, что за люди скрываются близ хутора. Однако материалы следствия показали, что самосожжению предшествовала длительная (около 5 лет) подготовка, включающая рытье пещеры, совершение в ней богослужений по старообрядческим правилам, пропагандистскую работу среди потенциальных жертв. В итоге в момент появления чиновника старцу-наставнику достаточно просто удалось организовать самосожжение. Точное число погибших осталось неизвестным (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1860 г., май. Дер. Валуек, Волоколамского уезда. Сожглась в бане крестьянская девка Анна Алексеева (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1860 г. Каргопольский уезд Олонецкой губернии. В лесу сожглось 15 старообрядцев, предположительно так называемых бегунов, мотивы их поступка и предводитель неизвестны (НА РК. Ф. 33. Оп. 2. Д. 7/198. Лл. 1-20; См. также Приложение 3 к данной работе).

? 1860 г., декабрь. Дер. Буркова, Можайского уезда, Московской губернии. Попытка самосожжения на костре предпринята крестьянином Яковом Григорьевым, который был спасен соседями (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

? 1883 г. Дер. Велимча, Ковельского уезда. Крестьянин Давид Жудрук совершил попытку самосожжения в собственной избе. Будучи спасен из огня соседями, он умер через три дня (Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 95–97).

Автор: В. Щавлев

Всего оценок этой новости: 10 из 2 голосов

Ранжирование: 5 - 2 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии читателей премодерируются

Код   

Перед записью комментария, вы обязаны выразить свое согласие:


"Нажимая кнопку 'Записать', я даю согласие на обработку предоставленных мной персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ."


"Нажимая кнопку 'Записать', я предупрежден, что распространение рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается (ч.1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ."

Новые статьи

Более старые статьи

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Арзамас ты дорог мне и я тебя люблю!

Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...

Опрос

Какой поэт написал стихотворение Наш Арзамас?


 
Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд