Памятники истории и культуры
Горьковской области
1987 год,внутренняя обложка
г. Арзамас, ул. Октябрьская, 16.
Дом принадлежал заводчику Ускову на ул. Мартовской (вскоре ее переименовали в Октябрьскую)
В биографии Арзамаса день 18 ноября 1917 г. занял особое место. Именно тогда на заседании Совета рабочих и солдатских депутатов большевики при голосовании за резолюцию об установлении в Арзамасе Советской власти взяли верх. Текст этой резолюции гласил: «Мы, члены Арзамасского Совета рабочих и солдатских депутатов, признаем Совет Народных Комиссаров законным правительством рабочих и крестьян. Мы признаем всю полноту власти за Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов как в центре, так и на местах. Мы считаем, что в городе Арзамасе и в его уезде единственно правомочным правительственным органом является Арзамасский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов».
Это историческое для арзамасцев событие произошло в доме, который раньше принадлежал заводчику Ускову на ул. Мартовской (вскоре ее переименовали в Октябрьскую). Сейчас это жилой дом. А в память о провозглашении Советской власти на нем установлена мемориальная доска.
В центре ул. Калинина 3 ноября 1967 г., в канун 50-летия Советской власти, был торжественно открыт памятный знак в честь борцов за Советскую власть. Памятник представляет собой гранитную стелу с изображением склоненных знамен (арх. А. Бажанов).
Рядом был зажжен Вечный огонь в память тех, кто погиб, защищая свободу, честь и независимость Советской Родины.
Здание штаба Восточного фронта. Арзамас, ул. К. Маркса, 36
ГОРЬКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
Исполнительный комитет
РЕШЕНИЕ от 3 ноября 1983 г. N 559
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ОБЛАСТИ
(в ред. постановлений Администрации Нижегородской области от 30.05.1997 N 127, от 11.12.1998 N 330)
20 августа 1918 г. в Арзамас прибыл штаб Восточного фронта Красной Армии. Разместился он в большом трехэтажном здании, где до революции было духовное училище (сейчас педагогический институт им. А. П. Гайдара). Обстановка к этому времени сложилась так, что именно на востоке возникла особая опасность для революции. Командующим фронтом был И. Вацетис, до этого занимавший пост начальника Латышской стрелковой дивизии. Но уже в сентябре по предложению В. И. Ленина он назначается главнокомандующим всеми вооруженными силами республики, а должность Главкома фронта вверяется С. С. Каменеву. Реввоенсовет Восточного фронта объединил в своем составе группу опытных работников партии. В числе их К. X. Данишевский (на V съезде РСДРП он избран членом ЦК), П. А. Кобозев (член РСДРП с 1898 г.).
20 сентября в Арзамасе выходит первый номер газеты «Восточный фронт» — орган РВС фронта. В штаб ежедневно приходили оперативные данные с разных участков фронта. Отсюда шли директивы и приказы армиям, их политорганам, в Арзамас адресовались телеграммы за подписью В. И. Ленина. Штаб успешно работает над формированием воинских частей, разрабатывает структуру фронтового и армейского командования в связи с созданием регулярных соединений. Она послужила затем образцом для всей Красной Армии.
11 сентября 1918 г. в Арзамасе состоялось вручение почетного Красного знамени ВЦИК 5-му полку красных латышских стрелков за геройство в боях против белых на улицах Казани. Это было первое награждение в истории Красной Армии.
Социал-демократический клуб г. Арзамас, ул. К. Маркса, 38
До наших дней сохранился небольшой дом, в котором 4(17) апреля 1917 г. на собрании большевиков Арзамаса было решено открыть социал-демократический клуб с читальней и библиотекой. В клуб стали вскоре доставлять газету «Правда», брошюры и другие большевистские издания. Здесь проводились заседания комитета РСДРП, собрания, диспуты, лекции.
Нередко среди посетителей клуба бывал и Аркадий Голиков.
Здесь выступал М. И. Калинин здание вокзала ст. Арзамас-1
На здании вокзала установлена мемориальная доска со следующим текстом: «30 апреля 1919 года агитпоездом «Октябрьская революция» на станцию Арзамас-1 прибыл председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин. Здесь он выступил на митинге трудящихся».
Это был созданный по инициативе В. И. Ленина агитационноинструкторский поезд. 17 его вагонов были расцвечены яркими плакатами и лозунгами. Возглавлял состав председатель ВЦИК М. И. Калинин, который считал главным назначением инструкторов агитпоезда встречи с трудящимися непосредственно на местах — в городах, уездах или волостях, отдаленных оі центра.
Дом, в котором жил М. Ф. Владимирский. г. Арзамас, ул. Советская, 9
Михаил Федорович Владимирский (1874 — 1951) — выдающийся деятель Коммунистической партии. Родился он в семье священника в г. Арзамасе. В этом деревянном трехоконном доме прошло его детство, а в 14 лет он уезжает в Н. Новгород учиться в духовную семинарию. Потом следуют годы учебы на медицинском факультете в Томске, затем в Московском университете. В 1896 г. Михаил Федорович вступает в московский «Рабочий союз» и с головой уходит в работу революционно-марксистского подполья. И снова Н. Новгород, где он работает вместе с Н. А. Семашко, П. И. Лебедевым-Керженцевым, пишет и распространяет листовки, создает марксистские кружки на Сормовском заводе, а в 1904 г. руководит стачкой сормовских рабочих. В 1905 г. он член Нижегородского комитета РСДРП.
В период первой русской революции Владимирский в числе тех, кто возглавил вооруженное восстание московского пролетариата. Затем эмиграция. Во Франции работа под руководством В. И. Ленина. После февральской революции он возвратился в Россию и активно включился в деятельность Коммунистической партии.
В советские годы М. Ф. Владимирский — член ЦК РКП(б), член Президиума ВЦИК, заместитель наркома внутренних дел РСФСР. В 20-х гг. он секретарь ЦК КП(б) Украины, заместитель председателя Совнаркома. Затем работает в Госплане СССР и наркомом здравоохранения Российской Федерации. С 1934 г. М. Ф. Владимирский— бессменный председатель Центральной ревизионной комиссии ВКП(б).
Михаил Федорович Владимирский похоронен в Москве у кремлевской стены. Имя его носят Московский областной клинический институт и больница г. Арзамаса. На доме, где родился М. Ф. Владимирский, установлена мемориальная доска.
Дом, в котором жил А. М. Горький г. Арзамас, ул. К. Маркса, 17
5 мая 1902 г. из Нижнего Новгорода в Арзамас приехал А. М. Горький. Сюда без суда и следствия он был выслан под гласный надзор полиции. Несмотря на все строгости, которые предприняло здешнее начальство по отношению к «европейски знаменитому писателю», как назвал его тогда В. И. Ленин, в доме на Сальниковой улице у Алексея Максимовича бывало немало людей, в том числе и посланцы Нижегородской организации РСДРП.
Добрых и надежных друзей обрел он в Арзамасе. А сколько замечательных встреч было здесь у Горького! У него гостили Л. Н. Андреев, В. И. Немирович-Данченко, С. Г.- Скиталец. Тогда же Алексей Максимович помогает создать в городе первую публичную библиотеку. Она существует с той поры и носит ныне его имя.
В Арзамасе А. М. Горький продолжает творческую работу. Здесь он заканчивает пьесу «На дне». «Какую он драму закатил! — писал Л. Н. Андреев из Арзамаса в июле 1902 г.— Красота, сила, мудрость и нечто новое, зрелое, еще не встречавшееся у Горького. В постановке Художественного театра будет нечто невиданное...» Так и получилось. Первый же спектакль «На дне», который состоялся 18 декабря 1902 г., стал крупнейшим событием в театральной жизни России. Арзамасские впечатления легли в основу пьесы «Варвары», повестей окуровского цикла, рассказов.
10 августа Горький был освобожден от особого надзора и 3 сентября был уже в Нижнем Новгороде.
Лето, проведенное в Арзамасе, заняло значительное место в творчестве писателя — Буревестника революции.
г. Арзамас, музей А. П. Гайдара, парк им. А. П. Гайдара
Этот небольшой деревянный дом на ул. Горького (раньше Новоплотинная) известен всей нашей стране. Фотографии его публиковали многие газеты и журналы. Такая известность не случайна: здесь жил Аркадий Гайдар . (Голиков, 1904—1941).
Весной 1912 г. сюда в Арзамас из Н. Новгорода переехала семья Голиковых. Тут прошло детство, здесь началась юность Аркадия.
Арзамас стал для юного Голикова школой революции. Здесь он познакомился с большевиками и вскоре уже выполнял их поручения. Здесь ему довелось принять боевое крещение в вооруженных схватках с врагами революции.
г. Арзамас, музей А. П. Гайдара, парк им. А. П. Гайдара
Из Арзамаса 14-летний реалист уехал с красноармейским отрядом сражаться «за светлое царство социализма». И было потом шесть фронтов, контузия, ранения. В 1920 г. он еще раз переступил порог родного дома — приехал сюда долечиваться после ранения. Отсюда же снова на фронт. До 1922 г. воевал командир роты, батальона, а потом и самый молодой в Красной Армии командир полка А. Голиков.
В 1935 г. он уже известный писатель, живет в Арзамасе несколько месяцев, пишет рассказ «Голубая чашка».
С 1964 г. в доме с мемориальной доской на фасаде: «Здесь с 1912 по 1918 г. жила семья Голиковых» — музей писателя. В его комнате каждая вещь напоминает о.б обстановке тех далеких лет. До 40 тысяч гостей в год посещает этот дом.
Арзамас часто называют городом Гайдара. Немало гайдаровских мест здесь сохранилось. Рядом с домом Голиковых литературный музей писателя-воина, а также детская библиотека его имени. В экспозиции музея фотографии и документы, рассказывающие о жизни и творчестве Гайдара, книги, которые он любил читать, личные вещи семьи Голиковых. Мемориальные доски на доме, где А. Голиков в 1924 г. читает отцу рукопись своей первой книги «В дни поражений и побед», на здании реального училища и на доме, откуда Аркадий ушел на фронт. Перед зданием музея и библиотеки установлена скульптура 14-летнего Гайдара (скульптор М. М. Лимонов).
В парке, который носит имя Гайдара, установлен памятник писателю (скульптор Ю. П. Стручков).
Памятник А. В. Ступину г. Арзамас, пл. Ю. Гагарина
Он не знал своих родителей, фамилию получил от усыновивших его людей. Еще мальчишкой проявил незаурядный талант, который ярко раскрылся в годы учебы в 1800—1802 гг. в Петербургской Академии художеств. В родном городе воплотил он в реальность свою мечту, создав «маленькую академию». Далось это непросто, тем радостнее было чувствовать, что рожденная им первая в России провинциальная школа живописи набирает силу, обретает славу. Уже за одно то, что принимал он к себе в ученики и детей крепостных крестьян, дело, затеянное им, назвали необыкновенным. За большие заслуги в развитии школы в 1809 г. А. В. Ступин был пожалован званием академика. Столь же высоко оценены труды его талантливых учеников Н. М. Алексеева и М. П. Коринфского. Школа дала России почти 150 художников. Работы многих из них получили признание. У Ступина начал свой путь в большое искусство В. Перов, чье творчество—национальная гордость русского народа. Из собственных произведений Ступина сохранились главным образом учебные рисунки, выполненные в строгой академической манере (хранятся в Русском музее в Ленинграде, в Горьковском художественном музее).
Именем А. В. Ступина в Арзамасе названы улица, детская художественная школа. В городском историческом музее есть зал, где собраны работы художника и его учеников. 23 августа 1959 г. открыт памятник А. В. Ступину (скульптор В. Г. Бобров, архитектор С. П. Тюков).
Конец XVIII — начало XIX в. г. Арзамас
Есть основание думать, что мордовское городище, разоренное в 1366 г. ханом Булат-Темиром, стояло на месте современного Арзамаса, который известен со второй половины XVI в. как укрепленный город, где сидели воеводы Ивана Грозного. В это время трапецевидный выступ плато между берегом Теши и оврагом пересыхающей речки Сороки (превращенной сейчас в каскад прудов) был укреплен деревянными стенами и башнями. Внутри них стояли приказная изба, воеводский двор и собор. Значение центра города сохранялось за этим местом до самого последнего времени.
Особенно интенсивный рост Арзамаса, возглавлявшего развитый сельскохозяйственный район, приходится на конец XVIII — середину XIX в., а период 1775—1850 гг. называют «золотым веком» Арзамаса — время расцвета его торгово-ремесленной деятельности. Сюда сходилось десять сухопутных дорог, и город славился торговлей хлебом и луком, гусями и скотом, выделкой кожи и кожевенных изделий, производством войлока, сала и мыла. Плотники, каменщики, штукатуры, кровельщики, лепщики, резчики иконостасов, иконописцы работали далеко за пределами города и уезда, а изделия мастериц золотого шитья славились и за рубежом нашей страны.
В 1719 г. Арзамас стал главным городом провинции, входившей в Нижегородскую губернию. Число жителей его к 1737 г. достигло почти 7000 человек, лишь немного уступая Нижнему Новгороду. В 1781 г. одновременно с другими уездными городами Арзамас получил проект планировки. Однако недостаточное знакомство проектировщиков с особенностями местного рельефа привело к значительной корректировке этого первого проекта, проводившейся в 1782—1784 гг. Окончательный план нижней части города был выработан только после опустошительного пожара 1823 г. Таким образом, в конце XVIII —первой половине XIX в. сложилась существующая и сейчас планировочная структура Арзамаса. По плану XVIII в. от обширной базарной площади, монастырей и церквей, занявших место древнего кремля, веером развернулись улицы верхней части города, дополненные по другую сторону р. Сороки кварталами правильной формы, ориентированными на нижегородскую дорогу. Улицы нижней части города образовали встречный пучок лучей, сходившйхся к Владимирской церкви.
Живописен был силуэт старого Арзамаса, оживленный башнеобразными строениями многочисленных церквей и колоколен. Они были вытянуты по большой дуге, начинавшейся от Алексеевского монастыря на берегу Теши; центр дуги занимали крупные массы Воскресенского собора и соседних с ним церквей и монастырей, а далее цепь их продолжали постройки Спасского монастыря, многоярусная Ильинская и другие церкви верхней части города.
С середины XIX в. транзитные транспортные пути переместились и отошли от Арзамаса, оставшегося в стороне от растущей в те годы сети железных дорог и не стоявшего на судоходной реке. Развитие города сильно замедлилось, новое строительство сократилось, благодаря чему на улицах Арзамаса и до сих пор можно видеть значительное количество каменных и деревянных домов, построенных еще в годы его процветания по «образцовым» фасадам времени господства классицизма. И в наши дни многие уголки Арзамаса сохранили характерный дух старорусской провинции, что дало основание для включения его в список исторических городов, требующих особо бережного отношения к структуре планировки и сохранению внешнего облика застройки.
47 памятников архитектуры Арзамаса стоят под охраной государства.
Спасопреображенский собор. 1643 г. г. Арзамас, Архивный городок, 5а
Интенсивное освоение Арзамасского края началось после падения Казанского ханства, откуда направлялись разбойничьи набеги, в течение столетий, препятствовавшие нормальной жизни жителей. В 1556 г. здесь был основан мужской Спасский монастырь как база распространения христианства и укрепления власти Московского государства. Сохранившийся и сейчас каменный Спасопреображенский монастырский собор был Освящен в 1643 г. Это большое кубической формы сооружение монументального образа завершено пятью мощными главами, которые поддерживают четыре внутренних столба. Хотя собор и сейчас производит величественное впечатление, задуман он был в еще больших размерах. Судить о первоначальном замысле позволяет сохранившийся в архиве договор на резьбу соборного иконостаса, заключенный в 1638 г. между игуменом монастыря Ионой и прославленным в те годы мастером иконостасной резьбы монахом Новоспасского монастыря Ипполитом. Однако сменивший Иону новый игумен решил уменьшить размеры собора и сократить его украшения. Договор был расторгнут. Малые главы стоят с XVII в., центральная световая глава была в 1732 г. разбита молнией, после чего ее и поддерживающие своды пришлось перекладывать. Исправление повреждений производилось в 1742 г., тогда же, до-видимому, стены здания были надстроены, получили горизонтальные карнизы, закомары превращены в арочные ниши, пробиты два яруса широких окон с характерными барочными наличниками. Декоративные формы XVII в. сохранились лишь в кокошниках и наличниках окон алтарных апсид. В 1767—1786 гг. уничтожен западный притвор, на месте которого сооружена трапезная, а также переделаны наличники окон. В 1867—1887 гг. стены и своды внутри собора были расписаны масляными красками.
Жилой дом. Первая половина XVIII в. г. Арзамас, ул. Кооперативная, 7
Едва ли не наиболее примечательной частью старого Арзамаса была улица торговых рядов, спускающаяся вниз от Соборной площади — кремля — к нижней части города. Улица была застроена сплошным фасадом двухэтажных домов с торговыми помещениями в первом ярусе. Перед ними на протяжении двух длинных кварталов шла открытая арочная галерея. Улица с аркадами по ее обеим сторонам и застройкой XVIII и XIX вв.— явление уникальное в русской архитектуре, к сожалению, дошла до нас с сильно перестроенными фасадами. Дворовые же фасады этих домов сохранились большей частью в их первоначальном виде. Самым старым среди них и исключительно денным как чрезвычайно редкий памятник жилой архитектуры первой половины XVIII в. является дом № 7 (13) по Кооперативной улице. Внутри него остались старые стены и своды, а обрамление окон восточной стороны дома говорит о времени его постройки и принадлежности к числу тех пяти каменных жилых домов, что были отмечены в описи середины XVIII в. Исследования архитектора С. Н. Столяренко показали, что первоначально дом стоял отдельно от соседних строений и выходил главным, узким и трехэтажным фасадом на восток по склону оврага р. Сороки. Но после утверждения нового плана города улица была пробита по другую сторону дома, которая и стала основным лицом здания. Это его современный двухэтажный фасад. Интересно, что в кладку кирпичной неоштукатуренной стены, ставшей дворовой, вделаны два цветных поливных изразца с изображением сказочных персонажей.
Ильинская церковь. 1746 г. г. Арзамас, ул. Космонавтов, 39а
Богатый и разнообразный силуэт придавал в XVIII в. Арзамасу ряд башнеобразных многоярусных церквей, завершавших склоны холма, на котором стоял город. Одной из них с сохранившимися и сейчас нижним четвериком, трапезной, алтарем и была Ильинская церковь. Верхние ярусы ее, а также колокольня не существуют. Построенная в 1746 г., когда в столичной архитектуре господствовали формы европейского барокко, она украшена деталями, в которых нашло развитие декоративное убранство сооружений конца XVII в. Таковы выполненные из тесаного кирпича обрамления окон с колонками и «рваными» фронтонами кокошников, а также фигурные кирпичные карнизы, которые благодаря остроумному расположению простейших профилей дают богатую светотень. В то же время окна имеют прямоугольную форму и расположены ярусами подобно этажам жилых домов—теперь в XVIII столетии церковная архитектура начинает подражать некоторым приемам, свойственным гражданским зданиям.
В настоящее время в церкви размещается Арзамасский краеведческий музей. В его собрании можно видеть картины первой в России провинциальной художественной школы, основанной А. В. Ступиным.
Для магистратов — введенных Петром I органов городского самоуправления — требовались особые здания: ратуши, или «магистратные покои» ѵдля исправления всяких текущих дел подьячим и старостам», для советов арзамасского купечества и заседаний суда по гражданским делам. Здание магистрата в Арзамасе построено, как рекомен довалось в законе 1721 г., на главной городской площади, в два этажа, из которых нижний для облегчения бюджета города сдавался в наем. Компактный прямоугольный объем здания имеет со стороны южного фасада небольшой выступ, внешние углы которого закруглены и украшены приставными колоннами с грубо выполненными капителями и карнизами в духе барокко середины XVIII в. Однако мастера, выложившие из кирпича и заштукатурившие наличники окон, показали лучшее знакомство со столичной архитектурой, и рисунок их обрамлений подобен окнам арзамасской церкви Благовещения 1784 г. По этим признакам можно считать, что, вероятнее всего, здание магистрата строилось после 1760-х гг. Арзамасский магистрат — едва ли не единственное в России неперестроенное сооружение этого времени и такого назначения. Для истории русской культуры, быта и архитектуры XVIII в. оно имеет исключительную ценность. Во второй половине XIX в. здание занимала пожарная часть и в 1863 г. над крышей его была возведена высокая башня деревянной каланчи.
Отечественная война 1812 г. вызвала большой подъем и напряжение народных сил, и естественным было стремление отметить память о ней в монументальном образе. По условиям того времени единственным видом такого монумента могло быть только крупное здание собора. Постройка его и была начата в Арзамасе в 1814 г. по проекту архитектора М. П. Коринфского (1788—1851), местного уроженца, выдающегося мастера позднего классицизма. Величественный пятиглавый храм, построенный наверху прибрежного холма, занимает доминирующее положение в облике и силуэте всего города.' Этой важной градостроительной роли сооружения отвечает центрическая композиция собора, спокойные контуры венчающих куполов, крупные формы восьмиколонных ионических портиков, почти полностью закрывающих стены всех четырех фасадов. Строительство вчерне было закончено к 1840 г., но полностью отделан собор только через два года. Цельное впечатление от здания дополняет единый стиль интерьеров с росписью воспитанников арзамасской Ступинской школы О. С. и А. О. Серебряковых и богатым резным иконостасом работы братьев В. и К. Ломакиных.
Воскресенский собор.
1814—1842 гг. г. Арзамас, пл. Ленина
Теплая церковь при соборе — Живоносного источника — более ранней постройки (1794 г.), поэтому архитектура ее носит характер переходный к классицизму, с колокольней, сохранившей барочный силуэт.
Губернские и уездные города, получившие в конце XVIII в. регулярную планировку, должны были застраиваться единообразно в стиле классицизма. Первые годы каменные дома строились в небольшом количестве. Их интенсивное строительство в Арзамасе, как и в других городах Российской империи, приходится на начало — первую треть, половину XIX в. Архитектура за этот период начиная с 1760-х гг. проходит стадии раннего и строгого классицизма, и с 1800-х гг. новые вкусы общества требуют несколько иного облика сооружений, оставаясь верными принципам классического искусства.
Жилой дом. Начало XIX в. г.
Арзамас, пл. Ленина, 16
В формировании единого стиля массового жилого строительства важную роль играли издававшиеся в 1809—1812 гг. гравированные альбомы «образцовых» — типовых фасадов жилых домов. Они служили теми рекомендациями, по которым архитекторы губернских и уездных городов могли на основе использования и переработки одного из 224 фасадов незамедлительно снабдить застройщика «апробированными» документами для строительства. При этом предоставлялась большая свобода внутренней планировки домов, и здесь можно, было следовать желаниям владельцев, определявшимся их потребностями и возможностями.
Хорошим примером такой застройки начала XIX в. является каменный двухэтажный дом в верхней части площади около собора. При максимально простой разбивке оконных проемов композиция фасада производит весьма монументальное впечатление: нижний этаж обработан рустом, а среднее окно верхнего этажа заглублено в арочную нишу с двумя колоннами по бокам. Верх арки подчеркнут и как бы усилен расходящимися клиновидными камнями, врезанными в фронтон. Эти крупные формы придают единство и значительность небольшому зданию.
Дома Будылиных. Конец XVIII — начало XIX в.
г. Арзамас, пл. Ленина, 3, 4
Какие возможности варьирования внутреннего устройства и деталей дома предоставляли архитектору и застройщику «образцовые» фасады, можно видеть на примере этих двух домов, кажущихся на первый взгляд Совершенно одинаковыми.
Действительно в основе обоих лежит одна и та же схема «образцового» проекта: над рустованным цокольным этажом возвышается гладкая стена второго, и здесь основаны базы пилястр сложного большого ордера, между капителями которого размещены три окна мезонина, завершенного фронтоном. Внутренняя планировка обоих домов сильно различается. В левом (если смотреть с площади) доме особенно интересна лестница, заканчивающаяся наверху остекленным холлом, откуда открывается широкий вид на арзамасские городские пейзажи. Чтобы удешевить постройку, в обоих домах выложили из кирпича только два нижних этажа, а полностью—лишь лицевые стены уличных фасадов. Боковые стены мезонинов, как и задний фасад правого дома, деревянные, причем их карнизы с модульона-ми сложной формы мастерски вырезаны из дерева.
«Биржа», или торговые ряды. Конец XVIII — начало XIX в.
г. Арзамас, ул. Урицкого, 15,
Внимательный взгляд на этот дом сразу заметит различную высоту и уровень расположения окон фасада по ул. Урицкого. Внутренняя же часть стен здания направлена под случайным углом к наружным, так что этот дом, очевидно, был построен как жилой в XVIII в. еще до определения красных линий улиц по уточнявшемуся в конце века проекту планировки Арзамаса. Тогда же в соответствии с новым расположением проезда торговых рядов промежуток между ними и старым домом был застроен и превращен в единое здание, внутренние помещения которого связаны между собой дверными проемами. Для объединения внешнего вида старой и новой части к центру уличного фасада были приставлены пилястры ионического ордера, а над ними возведен фронтон, что, однако, не привело к полному органическому единству. Стены первого этажа обработаны рядом архивольтов (арок), которые должны были повторять мотив непрерывной открытой аркады, проходившей когда-то по первому этажу всех строений торговой улицы от угла этого дома вверх до конца квартала. Благодаря своему положению в системе торговых рядов, а главное, в их начале название «торговые ряды» надолго закрепилось за самим домом.
г. Арзамас, ул. Коммунистов, 2; ул. Ступина, 3
В эти годы значительное число проектов жилых арзамасских домов составлялось губернскими архитекторами — сначала И. И. Межецким, потом И. Е. Ефимовым и др.
Большой жилой дом с усадьбой, поставленный на видном месте города, был известен как дом Белянинова, теперь как дом Будылина, однако ни первый застройщик, ни владельцы здания до сих пор точно не установлены. Внутренние помещения его были когда-то расписаны учениками ступинской школы, но роспись не сохранилась. С 1910 г. здание занимала почтово-телеграфная контора, и до 1977 г. в нем находился Арзамасский узел связи.
Усадьба Попова состоит из двух домов — главный из них, деревянный жилой на каменном полуподвале, выходит на улицу четырехоконным портиком. Второй каменный двухэтажный дом (см. фото) стоит торцом к улице, замыкая участок глухой стеной, тогда как во двор обращен фасад, решенный в весьма монументальных формах развитого классицизма.
В тех , случаях, когда у владельцев участков на центральных улицах Арзамаса (как и других русских городов) не хватало средств строить каменные дома, как того требовали проекты регулярной планировки XVIII — начала XIX в., для удешевления строительства из кирпича выкладывали лишь стены уличных фасадов. Следующей стадией была постройка деревянного дома, который по своим формам имитировал каменную архитектуру. Несколько таких жилых домов сохранилось в части Арзамаса, примыкающей к набережной Теши. Обычно основным мотивом и центром композиции уличного фасада служит четырехколонный портик с фронтоном, возвышающиеся над боковыми крыльями здания. Так же построен и дом Ханыкова, интересный тем, что благодаря особенностям его расположения входное крыльцо и портик обращены на угол пересечения улиц и имеют в плане дугообразную форму. В досках фронтона вырезана большая арка для слухового чердачного окна.
г. Арзамас, ул. Советская, 21. В конце XIX в. в доме Ханыкова размещалась женская прогимназия, а с 1925 г.— жилье (с. 174, верхнее фото).
Первоначально дом № 10 по Верхней наб. был, по-видимому, жилым, но из-за большой протяженности корпуса, вытянутого вдоль берега реки, он еще в дореволюционное время был занят административным учреждением — уездной земской управой, а сейчас здесь размещается поликлиника. Композиция фасада этого дома построена по обычному принципу, только портик опирается на шесть колонн.
Соседний жилой дом Твердова (№ 12) — одноэтажное строение с мезонином, завершенным фронтоном. Его колонны, сделанные из цельных бревен, вплотную прислонены к стене центральной части дома (с. 174, нижнее фото).
В отличие от домов с портиками и треугольными фронтонами композиция дома Бессоновой (Верхняя наб., 14) основана на другой весьма редко встречающейся фасадной схеме. Портик заменен здесь тремя глубокими арочньіми нишами. Наверху они объединены горизонтальным карнизом и невысокой аттиковой стенкой. Все эти выполненные из дерева конструкции как бы повторяют тяжелые каменные формы, и когда в прошлом доски были плотно подогнаны, прошпаклеваны и гладко остроганы и окрашены, внешний вид дома вполне мог создавать впечатление каменного. Стоящие почти рядом три деревянных дома придают этому уголку Арзамаса особый колорит старины. К сожалению, в настоящее время состояние дома Бессоновой внушает большие опасения и близко к аварийному. Помещенная здесь фотография снята в 1959 г., когда дом был в значительно большей сохранности. Здание это вызывает интерес также тем, что, по преданию, в нем не раз бывал А. С. Пушкин, посещавший город проездом в болдинские имения.
г. Арзамас, ул. Ленина, 41; ул. Космонавтов, 38; ул. Володарского, 19, 19а; ул. Коммунистов, 21; ул. Маркса, 12, 26
Особый колорит старины придает Арзамасу значительное число сохранившихся и сейчас домов, построенных в стиле классицизма по «образцовым» проектам начала XIX в. Так отстраивалась нижняя часть города после опустошившего ее большого пожара 1823 г. К этому времени можно отнести двухэтажный дом Серебренникова (ул. Ленина, 41), с фасадом, украшенным шестью пилястрами ионического ордера и фронтоном. Ведущие в его двор ворота построены по красной линии улицы. Так же как и сам дом, они сооружены в соответствии с чертежом одного из альбомов «Собрания фасадов...», где были собраны проекты заборов и ворот. По обе стороны центрального проезда поставлены два каменных павильона, в которых находятся калитки, а арочные проемы их заключены между толстыми колоннами, поддерживающими треугольный фронтон. Этот прием оформления и устройства въездов в городские, а также и сельские усадьбы имел в старину повсеместное распространение. Теперь встречается редко, но его можно видеть еще кое-где на арзамасских улицах.
Такую же редкость представляет сейчас каменная торговая лавка с большим дверным проемом, открывавшимся прямо на улицу. Подобная лавка входила в усадьбу дома № 19 по ул. Володарского. На той же улице при пересечении ее с ул. Ленина сохранился старый двухэтажный дом, у которого интересно решена угловая композиция. Когда-то он принадлежал Стригулину (или Стрекалину?). В 1918 г. в нем размещалась часть особого назначения, а в настоящее время находится народный суд.
Если подняться отсюда вверх на гору по ул. Космонавтов, то на пересечении ее с ул. Красной милиции стоит дом Вавина (№ 38). Его рустованный нижний этаж, четыре приставных колонны, поддерживающие фронтон, указывают на время постройки здания — первую половину XIX в.
Много таких домов есть на ул. К. Маркса, к их числу принадлежит дом № 12 — врача Дорошевского. Это интересный вариант «образцового» фасада, где фронтон над колоннами заменен горизонтальной линией аттиковой стенки. Дом примечателем тем, что здесь в 1924 г. А. П. Гайдар читал друзьям и отцу свою первую повесть «В дни поражений и побед». Хорошим примером типового дома начала XIX в. служит также дом № 26 по той же улице.
В первую половину XIX в. общие композиционные схемы фасадов определялись чертежами в альбомах, и поэтому подчас бывает трудно установить точное время постройки по внешнему виду того или иного дома. Так, архитектура уличного фасада дома Вязовова, построенного в 1846—1850 гг. (ул. Коммунистов, 21, см. с. 176), выдержана в характере классицизма, однако в его пропорциях и трактовке деталей спаренных колонн заметно явное снижение мастерства, свидетельствующее об упадке стиля в поздний период его развития.
Смоленский собор. 1815 г.; колокольня, 1721 г.
с. Выездное
На левом берегу Теши, напротив Арзамаса, находится жилой район, который фактически был заречной частью города. В давние времена это была Казачья выездная слобода, пожалованная в 1635 г. боярину Б. М. Салтыкову. С того времени слобода оказалась отделенной от города и стала селом, которое приносило своим владельцам немалый доход. Село Выездная слобода и тогда было разбито на прямоугольные кварталы, а их лицевая сторона, обращенная к площади у церкви, застроена каменными двухэтажными домами, правда, несколько упрощенной архитектуры.
В центре площади возвышается построенная в 1721 г. высокая шатровая колокольня, оставшаяся от стоявшей здесь прежде Рождественской церкви. Она была заменена построенной в 1815 г. большой соборной церковью Смоленской богоматери. Позднее к центрическому пятикупольному сооружению была пристроена обширная трапезная, по стилю близкая архитектуре основного объема. Интерьеры собора украшены росписью и несколькими богато резными иконостасами работы славившихся своим мастерством арзамасских резчиков.
Воскресенская церковь. 1652 г.
с. Костылиха
Наиболее древний из сохранившихся в нашей области деревянных храмов представлял собой строение «о сорока углах» — сложное по планировке и композиции сооружение. Настоящий вид церкви дает слабое представление о подлинном облике. К восьмерику примыкают с трех сторон четырехстенные приделы с пятистенными алтарями и трапезная, с четвертой стороны — главный алтарь, покрытые невысокими двух- и пятискатными крышами. Восьмерик завершен большим куполом с главой.
Многочисленные ремонты и перевозки (возможно, из Арзамаса в с. Водоватово, 1742; в Костылиху, 1916), длительное хранение сруба до его постановки в 1921 г. привели к тому, что первоначальный дубовый сруб сохранился лишь частично; подгнившие концы опилены, недостающие бревна заменены сосновыми; красные и волоковые окна расширены. Не сохранился и уникальный в русском зодчестве открытый внутрь шатер, который завершал восьмерик. При сборке он был выведен только на высоту пяти венцов.
Внутри церкви можно видеть алтари с ордерной композицией, богатой резьбой и позолотой, поставленные в первой половине XIX в. вместо более древних, тябловых. Обширное пространство основного моленного зала с уходящим ввысь восьмигранным из стесанных и тщательно подогнанных бревен шатром, объединенные с залом просторные трапезные приделов, горизонтальные ряды икон на алтарных преградах — таким был этот храм до перестроек внутри.
О первоначальном внешнем виде Воскресенской церкви сведений не сохранилось. Можно лишь предположить, что при развитом плане его объемная композиция была такой же сложной, как и у наиболее близкого по архитектуре памятника — Успенского собора в Кеми Архангельской области (1717 г.).
Арзамасский район
Здесь была провозглашена Советская власть (г. Арзамас, ул. Октябрьская, 16)
Здание штаба Восточного фронта (г. Арзамас, ул. Маркса, 36)
Социал-демократический клуб (г. Арзамас, ул. Маркса, 38)
Здесь выступал М. И. Калинин (здание вокзала ст. Арзамас-1) Дом, в котором жил М. Ф. Владимирский (г. Арзамас, ул. Советская, 9)158 Дом, в котором жил А. М. Горький
(г. Арзамас, ул. К. Маркса, 17)
Гайдаровские места (г. Арзамас, музей А. П. Гандара, парк им. А. П. Гайдара)
Памятник А. В. Ступину (г. Арзамас, пл. Ю. Гагарина)
Исторический центр города. Конец XVIII — начало XIX в. (г. Арзамас)
Спасопреображенский собор. 1643 г. (г. Арзамас, Архивный городок, 5а)165 Жилой дом. Первая половина XVIII в. (г. Арзамас, ул. Кооперативная, 7) 166 Ильинская церковь. 1-746 г. (г. Арзамас, ул. Космонавтов, 39а) 167
Магистрат. Вторая половина XVIII в. (г. Арзамас, пл. Ленина, 2)
Воскресенский собор. 1814—1842 гг. (г. Арзамас, пл. Ленина)
Жилой дом. Начало XIX в. (г. Арзамас, пл. Ленина, 16)
Дома Будылиных. Конец XVIII —начало XIX в. (г. Арзамас, пл. Ленина, 3,4)
«Биржа», или торговые ряды. Конец XVIII — начало XIX в. (г. Арзамас, ул. Урицкого, 15)
Каменные жилые дома. Начало XIX в. (г. Арзамас, ул. Коммунистов, 2; ул. Ступина, 3)
Жилые деревянные дома. Первая половина XIX в. (г. Арзамас, ул. Советская, 21; Верхняя наб., 10, 12, 14)
Каменные жилые дома. Первая половина XIX в. (г. Арзамас, ул. Ленина, 41; ул. Космонавтов, 38; ул. Володарского, 19, 19а; ул. Коммунистов, 21; ул. Маркса, 12, 26) 176
Смоленский собор. 1815 г.; колокольня, 1721 г. (с. Выездное) 178
Воскресенская церковь. 1652 г. (с. Костылиха) 179
ПАМЯТНИКИ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Справочник
Составитель
Альбертина Васильевна Кессель
Редактор Т. И. ПЕЛЕВИНА
Художник В. В. КРЕМЕНЕЦКИЙ
Худож. редактор В. 3. ВЕШАПУРИ
Техн, редактор М. И. СОКОЛОВА
Корректоры Н. Ю. МАХАЛОВА, Е. В. ФИЛАТОВА
ИБ № 1682
Сдано в набор 14.01.87. Подписано к печати 10.07.87. МЦ 03160. Формат 70ХЮ0' /за-Бумага офсетная № 2. Гарнитура «Журнальная рубленая». Печать офсетная. Усл.-печ. л. 13. Уч.-изд. л. 16,94. Усл. кр.-отт. 52,33. Тираж 30 000 экз. Заказ № 4379. Цена 1 р. 80 к.
Волго-Вятское книжное издательство, 603019, г. Горький, Кремль, 4-й корпус.
Типография издательства «Горьковская правда», г. Горький, ГСП-123, ул. Фигнер, 32.
Составитель А. В. КЕССЕЛЬ
Авторский коллектив:
С. Л. Агафонов, А. И. Елисеев, В. А. Громов, В. И. Ивлиев, А. Г. Исаев, А. В. Кессель, С. Ф. Кирилюк, А. А. Лугинин, С. А. Орлов, Ю. Г. Самойлов, Л. К. Тюльников, В. Ф. Черников, Л. В. Шестеров
Список литературы подготовлен Л. И. Шиян
Редакционная коллегия:
Н. А. Забурдаев, И. А. Кирьянов, Н. И. Куприянова
Фотографии:
С. Л. Агафонова, В. Ф. Андрианова, В. И. Бородина, Л. А. Дмитриева, Ю. И. Лашука, Ю. Г. Самойлова, М. М. Хорева, С. А. Яворского
© Волго-Вятское книжное издательство, 1987
© Книга ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 1987 год
© сетевая версия - arzemas. 2022
© Арзамас. С дополнениями В. Щавлева
© OCR - В.Щавлев. 2022
Автор: А. В. КЕССЕЛЬ
Комментарии читателей премодерируются
Новые статьи
Более старые статьи
Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл
Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...