Первое упоминание об Арзамасе относится к 1572 году (в духовной грамоте Ивана Грозного), тогда он лежал у границы русской земли. Наибольший расцвет города приходится на период 1775—1850 годов, так называемый «золотой век» Арзамаса. В это время он выделялся как узел пересечения нескольких больших трактов, связывавших центр с юго-востоком. Город играл крупную роль в торговле и обработке сельскохозяйственных продуктов. В нем были развиты скорняжное, кожевенное, войлочное, салотопное и другие производства. Число жителей Арзамаса было лишь ненамного меньше, чем в Н. Новгороде, и в 1737 году равнялось 6800 человекам.
В XIX веке город прославился первой в России провинциальной художественной школой, организованной в 1802 году А. В. Ступиным (закрыта в 1861 году).
Перемены в экономической жизни страны вызвали в 50-х годах XIX века упадок Арзамаса, он превратился в рядовой уездный городок, что способствовало сохранению у города на долгое время облика и многочисленных построек XVIII — начала XIX века.
В настоящее время Арзамас — важный транспортный узел с развитой промышленностью.
Самый старый из памятников Арзамаса. Поставленное на высокий подклет четырехстолпное помещение церкви освещается двумя ярусами окон в стенах храма и окнами в барабанах всех его пяти глав. На четырех главах из кирпича выложены и луковицы, поэтому они отличаются от центральной главы хорошо нарисованным контуром.
Собор был построен как главная церковь арзамасского Спасского мужского монастыря, основанного в 1556 году. Подготовка к строительству началась в 1638 году, когда с известным мастером-резчиком старцем Ипполитом из Московского Ново-Спасского монастыря был заключен подрядный договор на резьбу иконостаса в Арзамасском соборе. Иконостас этот не сохранился. В 1732 году молния разбила большую главу и свод собора. Исправление повреждений производилось в 1742 году, когда были выровнены закомары, стены надстроены карнизами барочного многосложного характера, а окна обрамлены наличниками того же стиля.
В 1786 году на месте западного притвора была построена трапезная. Внутренние помещения были расписаны в 1867—1887 годах.
Точная дата его постройки неизвестна, но он самый старый из домов этой улицы, застраивавшейся в середине ХVIII века, один из интереснейших старинных городских жилых домов, в котором сохранилось четыре яруса сводов. На ул. Кооперативную — главную улицу Арзамаса — дом выходит узкой стороной, причем этот двухэтажный фасад полностью изменен в связи с устройством внизу магазина. Задний фасад, обращенный на двор и к базарной площади, имеет три этажа с полуподвалом. Кладка этой стены стоит без изменений с XVIII века, поэтому вокруг окон здесь остались простые, но весьма характерные обрамления, а под ними заделаны цветные изразцы с фигурами всадников.
Отдельно стоящие дома на Кооперативной улице, построенные в первой половине — середине XVIII века, были в те же годы соединены в сплошную линию застройки. В дальнейшем части домов, выходившие на главную торговую улицу Арзамаса, все были переделаны, и первоначальный вид сохранили лишь их дворовые фасады.
На этой стене еще остались барочные наличники окон, характерные для 1740— 1750 годов.
пл. Ленина, 3
Каменное здание со сводами в обоих этажах, сложенное из большемерного кирпича с обрамлениями оконных проемов, типичными для архитектуры середины XVIII века. Одно из немногих сохранившихся от этого времени зданий административного назначения.
Прежде над центром его возвышалась деревянная пожарная каланча, а с юга стоял шпиль с крестом.
Владимирская ул., 28
Каменная ярусная церковь типа «восьмерик на четверике» с трапезной и алтарем. В 1930-е годы верхние ярусы были разобраны, но сохранилась вся нижняя часть здания с кирпичными тесаными профилями и деталями окон и порталов. В настоящее время здесь помещается Арзамасский районный музей.
Городской жилой дом в два этажа с трехэтажной центральной частью, обработанной плоскими пилястрами ионического ордера и большим фронтоном над ними. Нижний этаж рустован.
Арзамас, дом Белянинова (дом Попова-Ямщикова) (начало XIX века, архитектор С.М.Соколов, ул. Коммунистов, 2)
Время постройки дома определяется тем, что он принадлежал Белянинову, владельцу чугунолитейного завода, умершему в 1813 году. В начале века дом был расписан учениками Ступинской школы (живопись закрашена в 1934 г.).
Здание известно под названием биржи, или торговых рядов, двухэтажное, каменное, с ионическими пилястрами и фронтоном в центре.
По расположению внутренних стен и изменениям ряда оконных проемов можно догадываться о перестройках, пережитых этим сооружением.
ул. Ступина, 3
На улице Ступина,3 мы увидим усадьбу Ивана Алексеевича Попова, купца первой гильдии, владельца кожевенного завода. Усадьба купца А.И. Попова состоит из двух интересных домов,которые были построены по проекту архитектора М.П. Коринфского в 1812 году и сохранились до наших дней.Сейчас эти дома используются под детский сад № 1.
Каменный дом представляет собой узкий двухэтажный корпус, торцом выходящий на улицу, а фасадом во двор, задняя стена глухая. В центре устроен портик с фронтоном, который поддерживают четыре массивных квадратных столба с арочными проемами между ними.
Второй дом, выходящий на улицу фасадом, — деревянный, одноэтажный, с мезонином, на каменном подвале. С улицы четырехколонный портик; капители не сохранились, колонны деревянные.
Жилой деревянный дом с мезонином в его угловой закругленной части. На углу устроен портик с четырьмя деревянными колоннами, между которыми внизу находится крыльцо с главным входом, а наверху — балкон.
Жилой дом, построенный в начале — первой половине XIX века, был в конце века приспособлен под женскую прогимназию, а в 1925 году его снова переделали под жилье.
Верхняя наб., 10
Большой деревянный дом, одноэтажный, на каменном подвале. Фасад украшен прислоненными к стенам колоннами и фронтоном.
Верхняя наб., 12
Деревянный одноэтажный дом с мезонином, с деревянными же колоннами и фронтоном на главном фасаде, обращенном к берегу реки Теши.
Дом Твердова в Арзамасе, на ул. Верхняя Набережная 12 построен 1822 — 1823 гг, архитектор проекта Соколов Семён Иванович. Из исторических документов дом известен как усадьба Панютиных (Сергею Федоровичу Панютину (10 мая 1790 — 31 мая 1865). Позднее, во второй половине XIX века усадьба перешла в руки Софье Ивановне Хотяинцевой (жена первого председателя земской управы Арзамаса). Здесь бывали Александр Николаевич Карамзин со своей женой Натальей Васильевной (княгиня Оболенская).
Верхняя набережная
Деревянный одноэтажный дом, расположенный напротив двух вышеописанных зданий. В нем лучше сохранился облик старины, так как он в прошлом избежал капитального ремонта, но техническое состояние дома очень плохое.
Сооружение выделяется нестандартной композицией фасада, центр которого выделен имитацией в дереве аркады по пилонам-простенкам. По преданию, в этом доме бывал А. С. Пушкин, когда проезжал через Арзамас в Болдинскую усадьбу.
ул. Ленина, 41
Каменный дом с архитектурой, характерной для классицизма, интересен и как историко-революционный памятник — здесь в первые годы революции помещался уездный комитет комсомола.
ул. Коммунистов, 21
Жилой двухэтажный каменный дом с двумя одноэтажными флигелями по обеим сторонам его уличного фасада. Боковые постройки соединены с главным зданием каменными воротами. Фронтон поддерживают двойные колонны, прислоненные к стене.
Дом в середине XIX века принадлежал С. В. Вязовову, купившему его у купцов Подсосовых. По другим сведениям, дом принадлежал первоначально помещику Татаринову, который и устроил наверху вышку для небольшой обсерватории, сохранившуюся до нашего времени.
Два каменных дома, одинаковых по величине и композиции фасадов, отделены один от другого только въездом во двор, через который в настоящее время сделан вход на рынок.
ДОМА БУДЫЛИНОЙ (КОНЕЦ XVIII в.)
Арзамас дом Будылина XIX век
Дома двухэтажные, с мезонинами, у которых каменной сделана только фасадная стена, тогда как боковые — деревянные, обшитые досками, с деревянными же карнизами. Из четырех пилястр, поддерживающих фронтон, только две средних имеют капители своеобразного композитного ордера. Оба дома представляют исключительный интерес как прекрасный пример строительства конца XVIII века по «образцовым» проектам.
Это небольшой каменный двухэтажный дом, с арочными окнами во втором этаже и оригинальной композицией фасада, стоит прямо против собора. В непосредственной близости от него почти все дома на площади в той или иной степени сохранили облик или отдельные детали, говорящие об их принадлежности к «золотому веку» Арзамаса.
Поставленный на верху холма над рекой Тешей, собор возвышается и доминирует над всей старой частью города. В его крупном центрическом объеме главенствует большой купол, окруженный четырьмя малыми, изда-
Издалека видны высокие фронтоны и восьмиколонные портики ионического ордера, стоящие со всех четырех сторон храма и поднятые на высокий стилобат.
Единый ансамбль с собором составляет стоящая рядом теплая церковь, построенная в 1794 году и завершенная высокой башней колокольни.
Интерьеры богато отделаны, стены и своды расписаны в тоне сепии, иконостасы сохранили первоначальный характер позднего классицизма, одним из видных представителей которого был создатель собора ученик Воронихина и сам уроженец Арзамаса — М. П. Коринфский (1788—1851).
Новое здание Воскресенского собора было заложено в 1814 году как памятник Отечественной войны 1812 года. Каменные работы продолжались до 1821 года. При постройке один из столбов дал трещину, поэтому для облегчения конструкций главный купол был сделан деревянным. Освящение собора состоялось в 1840 году, однако полностью храм был закончен только в 1842 году.
Росписи выполнялись учеником Ступина О. С. Серебряковым и его сыном Александром. Иконостас делали мастера В. и К. Ломакины.
с. Выездное
Стоит на левом берегу реки Теши, напротив центра Арзамаса. Это село в актах XVII века называлось Казачья выездная слобода, которая в 1635 году была пожалована боярину Б. М. Салтыкову. В 1850 году слобода насчитывала 4 тысячи жителей. В настоящее время является, в сущности, заречным районом Арзамаса.
Большой четырехстолпный пятикупольный собор имеет в плане форму креста с четырехколонными портиками на его трех концах, с четвертой, западной, стороны позднее пристроена обширная трапезная, расположенная длинной стороной поперек главной оси.
Внутри собор расписан и имеет несколько резных иконостасов, из которых часть высокохудожественной работы.
Недалеко от церкви стоит высокая шатровая колокольня, построенная, судя по ее архитектуре, в первой половине XVIII века.
с. Костылиха
К дубовому восьмигранному срубу с трех сторон примыкают прирубы, расширяющие его внутреннее пространство. С востока к основному восьмерику и к боковым прирубам присоединены пятигранные алтари. Верх покрыт декоративным куполом и завершается главой. Стены обшиты досками. Внутри сохранился резной иконостас, выполненный во второй половине XIX века.
Воскресенская церковь была построена шатровой в 1652 году, отремонтирована и обшита тесом в 1810, а в 1875 году оштукатурена изнутри. Первоначально здание стояло в с. Водоватове близ Арзамаса, но в 1914 году было продано местной общиной и перевезено за 10 км в село Костылиху, где ее сборка и отделка задержалась до 1921 года.
Исключительное значение памятника для истории русского зодчества заключается в том, что, как выяснилось при разборке и переносе здания, шатер ее был срублен сплошной рубкой из гладкоотесанных бревен и, таким образом, представлял собой единственный сохранившийся до наших дней пример деревянного храма с открытым внутрь шатром, как строили на Руси в глубокой древности. К сожалению, в процессе сборки памятника на новом месте из-за недостатка средств и отсутствия надзора шатер был собран только на высоту пяти венцов, после чего положили плоский потолок и закрыли сферическим куполом.
© Музеи и архитектурные памятники Горьковской области.
© Фотографии в тексте принадлежат авторам.
© Арзамас. История. Глава: Город Арзамас
© В.Щавлев. 2022
Автор: В. Щавлев
Комментарии читателей премодерируются
Более старые статьи
Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл
Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь, Набросьтесь вы На раба Божьего (имя), Чтоб он обо мне Яро томился, Со всех троп и дорог Ко мне бы стремился, Часа без меня жить не мог И любви бы своей Ко мне не превозмог. Не мог ни жить, ни быть, ни дневать, Ни минуты,...