До недавних времен было принято считать, что Нижегородское Заволжье (исключая район Городца) заселено и освоено русскими людьми очень поздно. Считалось также, что история военных столкновений Руси с ее врагами обходила стороной этот малолюдный лесной край. Поэтому трудно было даже предполагать, что здесь могут быть найдены остатки старинного русского крепостного сооружения.
Однако такие представления оказались неверными. В 1959 году на самом краю огромных керженских болот в верховьях речки Ватомы были найдены и исследованы остатки старинной русской крепости XIII—XIV веков.
Эта безымянная русская крепость находится на южной окраине села Городищи. Она занимает мыс, образованный рекой Ватомой и впадающим в нее ручьем Мосоловым. Среди местного населения доныне бытует предание, что крепость пала после жестокого боя ее защитников с татарами. Сообщая об этом, рассказчики ссылаются на большое количество человеческих костей, которые находят при земляных работах в этом районе. По их объяснению название ручья «Мосоловый» происходит от этих находок (от «мосол» — кость).
План крепости в с. Городищи Борского района (Съемка 1959 г.)
На территории крепости, густо поросшей вековыми березами, раньше существовала часовня, а позднее - Церковь и кладбище. Ныне здесь расположена школа с ее хозяйственными постройками.
Крепость имеет кольцеобразную форму и один вход. Ее периметр — 350—360 м. Высота вала, который сохранился на всем его протяжении, достигает 2—3 м. Никаких следов бывших башен, кроме проезда, не имеется—линия вала нигде не прерывается и не понижается. С трех сторон крепость окружена естественными косогорами, а четвертая сторона защищена только валом — следов рва здесь не обнаружено.
Проведенным исследованием установлено, что крепостная стена имела форму городни, т. е. состояла из двух параллельных бревенчатых стенок, засыпанных внутри землей. Бревна стены лежали горизонтально и крепились вертикальными стояками-Столбами. Толщина стены составляла около 1,5 м, а высота, судя по отвалам, — до 3,5—4 м. В пробном шурфе, заложенном внутри укрепления, были найдены обломки русских глиняных сосудов XIV столетия и фрагмент сосуда восточного типа. Последний сходен с частями сосудов, которые часто находят при земляных работах в Казани. В связи с тем, что крепость в селе Городищи является безымянной, прямых указаний о ее службе в исторических источниках не имеется. Однако факт ее существования находит отражение в народной легенде и документальных источниках.
Широко известна народная легенда о граде Китеже. Она повествует о городе-крепости, существовавшем в глухих заволжских лесах нашего края, разоренном татарами и исчезнувшем с лица земли. Эта легенда изложена в так называемом Заволжском, или Китежском летописце, созданном в конце XVII столетия старообрядцами из секты бегунов.
В летописце указывается, что великий владимирский князь Юрий Всеволодович, посетив ряд городов Руси, приехал в Волжский Городец — Малый Китеж. Оттуда он поехал сухим путем на восток и на берегу озера Светлояр «в месте вельми прекрасном и многолюдном» построил город-крепость Большой Китеж. Впоследствии, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, он скрылся в этом городе. Но татаро-монгольское войско, узнав дорогу от предателя, пришло к городу, взяло его и убило князя.
В конце летописца говорится, что взятый и разгромленный врагами Руси город стал невидимым благодаря покровительству бога. Разоренная и опустевшая «страна заузольская лесом порасте», а Китеж скрылся от глаз людей под водами озера Светлояр и окружающими его холмами.
Само собой разумеется, что рассказ о чудесном исчезновении Китежа является сплошным вымыслом—невидимых городов нет и не было. Чувствуя слабость этого положения, составители летописца решили подкрепить его ссылкой... на коллективное решение: «Летописец написали... и уложили собором».
Изучение Китежского летописца показывает, что сведения, приведенные в нем, противоречат русским летописям. Русские летописи не знают ни Большого ни Малого Китежа — они говорят о том, что в нашем крае были Городец и Нижний Новгород.1 По Китежскому летописцу, Китеж был заложен в 1165 году, а, по летописям, его основатель Юрий Всеволодович родился на 22- 23 года позже. Известно также, что этот князь погиб в битве с татаро-монголами на реке Сити, сражаясь во главе русского войска, а, по Китежскому летописцу, он погиб в Китеже.
Китежский летописец говорит о «запустении Московского царства», которого при Батые еще не было, о том, что в нем «царствует антихрист» — это соответствует идеологии старообрядчества XVII—XVIII веков, а не XIII столетия. Имеются и другие несоответствия данных Китежского летописца достоверной и стройной системе сведений древних русских летописей.
Однако несмотря ни то, что попытка старообрядцев увязать Китежскую легенду с русской историей оказалась неудачной, отбрасывать целиком эту легенду нельзя.
Советский ученый В. Л. Комарович посвятил исследованию Китежской легенды большую монографию, в которой приходит к выводу, что в основе этого предания лежат исторические факты и события более поздние, чем татаро-монгольское завоевание, и не попавшие в «большую» русскую историю. По его мнению, крепость в заволжских лесах действительно могла существовать и ее следует искать.
Поиски Китежа велись многими исследователями. Неоднократно был обследован район озера Светлояра, а в 1959 году специальная экспедиция, снаряженная аппаратами для подводного плавания, обследовала и дно озера. Никаких признаков Китежа на Светлояре не было обнаружено.
Факт открытия безымянной русской крепости на Ватоме, расположенной всего в 45—50 км от Светлояра, проливает новый свет на Китежскую легенду. Он подтверждает основное положение народного предания: русская крепость в заволжских лесах действительно существовала. (Для наших предков слово город означало—крепость, укрепление).
Рассказ местных жителей о бое с татарами, происходившем у ее стен, также полностью увязывается с легендой о Китеже.
Какие задачи выполняла эта крепость и нет ли хотя бы отрывочных сведений о ней в исторических документах?
На эти вопросы нам отвечают источники XIV—XVI столетий.
В Китежском летописце определенно указывается на то, что град Китеж находился в «стране Заузольской», т. е. в районе, недалеком от Узолы. Положение крепости на Ватоме больше соответствует этому указанию, чем положение Светлояра, расположенного за рекой Керженец, более значительной, чем Узола.
Это указание свидетельствует об административном тяготении Китежа к Городцу, что вполне увязывается с. имеющимися сведениями о Городецком удельном княжестве.
В состав Городецкого удела князя Бориса Константиновича в конце XIV века входили волости по Волге близ Городца, села за Сундовиком и район Заволжья с неопределенными границами. После падения Нижегородского великого княжества поволжские волости вместе с Городцом перешли к серпуховскому князю Владимиру Андреевичу в обмен на Волок (Волоколамск) с одним изъятием: «А что семь пожаловал князя Ивана Борисовича в то ся князю Володимеру и его детям не вступати» (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, № 16, стр. 43, М.—Л. 1952).
В Духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича от 1406—1407 годов (там же, .№ 20, стр. 55) передается его княгине, как административная единица «Керженець со всем».
Положение обнаруженной крепости по среднему течению Керженца вполне отвечает этому указанию.
Исходя из приведенного, можно установить, что в Заволжье и, в частности, в районе Керженца в начале XV столетия существовал административный район, центром которого могла быть крепость, обнаруженная в 1959 году. Из нее организовывалась эксплуатация богатств Заволжья и, в первую очередь, бобровых гонов и бортных угодий, которыми еще до XVII столетия славились Керженец и Ватома с их притоками.
С 20-х годов XV века сведения об этом центре и административной единице прекращаются. В конце XVI столетия р. Ватома с ее притоками переходит во владение нижегородского Печерского монастыря без всякого упоминания о находившейся там крепости.
Для чего же понадобилось строить крепость на Ватоме? Ответ на это дает Писцовая книга Балахнинского уезда 1591 года.
«Заузольские и веэломские волости пустоши, что были деревни и починки, и запустели от черемисские войны».
«В Везломской же волости на устье речки Веэломы, что против Новаграда Нижняго у Волги на берегу селище, что была слободка... а та слободка запустела от казанские войны, дворы выжгли и людей в полон вывели и высекли»2 (речь идет о городе Бор).
Целям защиты русского населения района устья Оки от налетов враждебных соседей-отрядов грабителей, организуемых марийской феодальной знатью и враждебными ханами Казани, служила крепость на Ватоме.
Размеры опустошений, производимых ими, даже в XVI столетии в Нижегородском Заволжье были огромны. По указанию Писцовой книги Балахнинского уезда 1591 года, на 180 имевшихся деревень было «120 пустошей, что были деревни и починки».
Но Нижегородское Заволжье заселялось новыми и новыми поселенцами. И в ходе этого заселения была забыта народом русская крепость в Заволжье. Глухая память о ней стала легендой, ловко использованной старообрядцами для своих целей.
Рядом ученых, в том числе и В. Л. Комаровичем, были проведены сложные изыскания для выяснения вопроса о происхождении названия «Китеж».
Думается, что дело здесь решается проще. В бассейне Керженца и по соседству с ним встречается ряд названий селений с одинаковым звучанием — Шалдеж (Семеновский район), Елдеж (Воскресенский район). Если добавить к этому, что, по данным В. Л. Комаровича, слово «Китеж» в XVII столетии и ранее звучало «Кидеж», то становится ясным, что это название местное, но утратившее связь с определенной географической точкой — крепостью на Ватоме.
Отсюда имеются большие основания полагать, что заволжская русская крепость на речке Ватоме и недошедшая до нас ее история дали историческую основу, на которой возникла легенда о Китеже, приспособленная старообрядцами для своих религиозных целей.
1. Исключение составляет Супрасльская летопись (ПСРЛ, т. XVII, стр. 2: «И сыпа город Кидешьку той же Городеца на Волзе»). Но последняя, по данным советского ученого-источниковеда А. А. Шахматова, является поздним источником, тяготеющим к Новгороду Великому и мало освещающим Владимиро-Суздальскую Русь (см. А. А. Шахматов, «Обоззрение русских летописных сводов XIV—XVI веков», М.—Л. 1938. стр. 231).
2. Действия Нижегородской ученой архивной комиссии, т. VII, стр. 157—159.
© Кирьянов И.А. Старинные крепости Нижегородского Поволжья. Горький, 1961.
© Арзамас. Глава Крепость в с. Городищи
© OCR - В.Щавлев. 2022
Автор: И.А. Кирьянов
Комментарии читателей премодерируются
Новые статьи
Более старые статьи
Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл
Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...