Мост в Арзамасе
Обыватели нижней части г. Арзамаса в прошлом году обратились к городскому голове с просьбой рассмотреть в думе факт затопления весенним разливом реки Тёши их домов, объясняя при этом, что бедствие это произошло от устроенной нижегородским губернским земством выездновской дамбы и
моста через реку Тёшу, которые сузили фарватер реки и направили воду во время розлива на улицы нижней части города.
22 апреля прошлого года дума постановила ходатайствовать о назначении экспертизы чрез правительственных инженеров, чтобы выяснить действительные причины затопления, так как губернское земство отрицало влияние своих сооружений на затопление города.
Ссылаясь на заключение инженера Иорданского, командированного казанским округом путей сообщения для осмотра на место происшествия, строительное отделение губернского правления, проверив расчеты г-на Иорданского, нашло, что пропускная способность нового моста, построенного губернским земством через реку Тёшу, сравнительно со старым, уменьшена, благодаря сокращению его отверстия, что и может теперь до известной степени влиять на подпор воды, особенно в тех случаях, когда происходит очень дружное таяние снега или когда скопившийся лёд, не имея выхода, образует в отверстии моста затор. Означенное ходатайство арзамасской городской думы г-н начальник губернии представил на днях на благоусмотрение г-на министра внутренних дел.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 3, 1904 г.
* * *
Автор фото неизвестен. most soedinjajuschij s vyezdnoe s g arzamas 1958-1960 года
Земским деятелям известно, сколько споров вызвало сооружение в Арзамасе губернским земством моста через реку Тёшу.
Арзамасская городская дума усмотрела причину наводнения в марте 1903 года в неправильном расположении возведённых Нижегородским губернским земством Выездновской дамбы и
моста через реку Тёшу, и возбудила ходатайство о назначении комиссии из правительственных инженеров для экспертизы и понуждения земства к переустройству его сооружений - мост в Арзамасе.
Этот вопрос был подвергнут обсуждению в дорожном отделе министерства, который пришёл к следующим выводам:
1) По составленному земскими инженерами расчету отверстия моста на реке Тёше у города Арзамаса, основанному на действительных измерениях, произведённых во время половодья, уклон реки определён в 0,00026, расход воды - 88 куб. саж. и подпор 0,10 саж.; между тем инженер путей сообщения Иорданский, на основании теоретических соображений, определяет уклон реки в 0,00002, расход воды - 28 куб. саж. и подпор в 0,01 саж., т. е. в 10 раз менее, чем по расчёту земских инженеров;
2) расчет земских дорожных инженеров представляется правдоподобным, хотя немного преувеличенным: подпор от земского моста, не принимая во внимание влияния зажор, вероятно, несколько менее 0,10 саж., но во всяком случае не так велик, чтобы служить причиной бывшего в 1903 г. затопления города Арзамаса. Это подтверждается также тем, что в 1888 г. до постройки моста вода подымалась на 0,18 саж. выше, чем в 1903 г.;
3) косое направления моста, заграждение 2-го русла реки дамбой, расположение в весеннем русле здания фабрики и недостаточное урегулирование весеннего русла между этим зданием и верхним концом струенаправляющей дамбы, несмотря на достаточное отверстие моста, могут, однако, иметь последствием образование зажор или запруживание части русла реки льдом, и для предупреждения подобных явлений, могущих служить причиной наводнений, желательно произвести размежевание весеннего русла реки выше и ниже моста на значительно большем протяжении, чем показано в проекте моста, и кроме того установить надзор для предупреждения образования ледяных зажор у моста.
К этому главное управление по делам местного хозяйства присовокупило, что возбужденный арзамасским городским управлением вопрос, по-видимому, достаточно выяснен на основании планов, расчетов и других технических документов, в виду чего особая комиссия из инженеров для экспертизы могла бы быть назначена министерством лишь в том случае, если вышеуказанные меры для предупреждения наводнений почему-либо оказались бы недостаточными или неприменимыми на деле.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 43, 1904 г.
* Зажо́р — скопление шуги, донного льда и других видов внутриводного льда в русле реки в период осеннего шугохода и в начале ледостава
Историю Арзамасского моста находим в старинных упоминаниях. В сохранившейся грамоте царя Михаила Феодоровича, данной арзамасскому воеводе Илье Афанасьевичу Стрешневу 25 сентября 1629 года, определяющей границы города, в частности, говорится:
«…А от мельнишной заплоты вниз по реке по Теше, тем Тешным протоком, а тот проток течет позадь посадских дворов кожевенные слободы до большого мосту, которым ездят в Выездную слободку и к Москве…»
В разделе Фотоальбом на сайте Арзамас вы можете посмотреть экспозицию
Мосты в Арзамасе
© Арзамас.
чугунный мост в арзамасе история