В Арзамасе найдены древние погребения монахов

Среда - 22/12/2021 03:39
В Арзамасе найдены древние погребения двух монахов, находку датируют XVII веком. Останки обнаружены специалистами Межрегионального центра археологических исследований ООО "МЦАИ". Раскопки производились на пересечении современных улиц Карла Маркса и Ступина у разрушенного храма в честь Нерукотворного образа Спаса (древнее название «Спас на проломе»). Храм был разрушен и утерян в 1929 году.
захоронение монахов
захоронение монахов

В Арзамасе найдены древние погребения монахов.

     Н.М. Щегольков в «Исторических сведениях о городе Арзамасе» пишет, что название это, пролом, появилось в старину, вероятно потому, что возле церкви был сделан пролом в городской стене для проезда. Однако для въезда в крепость предназначались особые проезжие башни, и ломать городскую стену для удобства проезда в каком-то месте власти не позволили бы. Вместе с этим, у В.И. Даля дано следующее объяснение слова «пролом» – проем, пробитое, проломанное место. «Пролом в стенах, в валу крепости, брешь. Бить пролом для приступа, громить стену выстрелами». Исходя из значения слова, можно предположить, что сделан он был во время штурма Арзамаса. Происходило это в начале января 1607 года, когда правительственные войска князя И. М. Воротынского и воеводы Г. Г. Пушкина овладели Арзамасом, находившимся «в измене» царю Василию Шуйскому. Арзамасская крепость, находившаяся на высоком холме, с трех сторон защищалась естественными преградами: с запада рекой Тешей, с юга крутым обрывом, с востока руслом речки Сороки, и лишь северная равнинная сторона, укрепленная рвом и валом, представляла собой наиболее уязвимое место в обороне. Князь Воротынский шел из Нижнего Новгорода, т.е. приближался к Арзамасу именно с севера. Вероятно, пушки пробили брешь в стене, через которую и ворвались в город войска. Возле этого знаменательного пролома, в память потомкам, и была сооружена церковь в честь Нерукотворного образа Спаса, интересные сведения о которой предоставил Г. Кирсанов в своей группе "Мой город. Арзамас".

   При раскопках обнаружены некоторые особенности погребального обряда, которые дают предположение о том, что найденные останки являются захоронением монахов. Этими особенностями являются найденные кирпичи, которые были подложены под головы захороненных монахов, своеобразные каменные подушки.

   По христианскому вероучению, залогом загробного спасения выступает аскетический образ жизни. Жития святых рисуют каменную подушку как элемент смирения плоти. Подобный сюжет широко распространён в святоотеческой литературе. Например, автор жития Аврамия Смоленского упоминает «постель жёстку», на которой спал Аврамий. Епифаний Премудрый приводит свидетельства об аскетических подвигах Сергия Радонежского.

   Специалисты предполаают, что идея камня под головой как символа аскезы, восходит к ветхозаветному рассказу о видении Иакова:

«И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте. И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба: и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней».

   Для сна праотец Израильского народа избрал изголовьем камень, которому предстояло обратиться в алтарь, а само место сна именуется небесными вратами и домом Божиим. Связующим звеном между камнем из книги Бытия и каменными подушками монашеских погребений является лестница из видения Иакова, прообраз «Лествицы» Ионна Лествичника. «Лествица» была одним из самых читаемых произведений в русских монастырях.

   Умерщвление плоти при жизни не гарантирует спасение души на Страшном суде. Поэтому о праведности погребённого должны напоминать предметы, следующие в могилу вместе с ним. Согласно имеющихся письменных и археологических источников, монахи погребались в схимах и с атрибутами подвижничества, отличавших их от прочих умерших.

   Так, 30 лет назад,  археолог Н.А. Макаров, составил описание известных к тому времени случаев, обнаружения в средневековых погребениях кирпичей или камней, положенных под голову.
Большинство захоронений с каменными подушками относится к XII-XIII векам. Такие погребения обнаружены в Киеве, Новгороде, Пскове, Москве, Старой Рязани, Гродно, Смоленске. В XVI-XVII веках каменные подушки в погребениях практически не встречаются и единичные находки зафиксированы лишь в Москве и Суздале. В этой связи арзамасская находка является в некотором смысле событием уникальным для этого периода.

   Найденные в Арзамасе погребения характеризует подчёркнутый аскетизм и нарочитая бедность. С захороненными обнаружены лишь нательные крестики и медные пуговицы.

   Археологи МЦАИ попытаются произвести графическую реконструкцию облика найденных индивидов по методу М.М. Герасимова.

В настоящее время археологические работы в Арзамасе завершены до весны.

 Специалистами центра произведены уточненения границы северной части Арзамасской крепости. При закладке шурфов в местах размещения колодцев ливнёвой канализации на пересечении улиц Карла Маркса и Ступина обнаружен крепостной ров, отрытый при укреплении крепости в 1654 году. Остатки фортификационных сооружений в Арзамасе археологами обнаружены впервые.

   Во рву крепости найден редкий нательный крест с изображением Никиты бесогона.
В историческом центре города обнаружены деревянные мостовые XVIII века, а в торговых рядах счётные жетоны, свидетельствующие о широких торговых связях арзамасских купцов с аборигенным населением Западной Сибири.

   Работы на объекте проходят под руководством Олега Бытковского - археолога Межрегионального центра археологических исследований. Заказчик работ - управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера.

Церковь в честь Нерукотворного образа Спаса в Арзамасе

   Известно, что на улице Сальниковой, ныне К. Маркса, жила семья Никольского М. П. В доме № 20, на этой же улице, находилась Спасская церковь, построенная Сальниковым. В Спасский приход входили две церкви: холодная, в честь Нерукотворного образа Спасителя, и теплая, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в которой он служил. А в доме № 18 жил А. М. Горький во время ссылки в Арзамасе в 1902 году. Два или три раза он бывал в доме Никольских

   Штернов Александр Алексеевич служил священником в арзамасской церкви Спаса Нерукотворного с 1884г по 1904 год. 

Выписка за 1899 год, Арзамасская Спасская церковь.

Общий вид холодной и тёплой церквей Спасского прихода
Общий вид холодной и тёплой церквей Спасского прихода. Архив Белецкого.
 

Священник Александр Алексеевич Штернов, 37 лет, сын Священника.

Окончил НДС по 1 разряду, был определен народным учителем в 1882 году.
В 1884 году рукоположен в священника на настоящее место.

Уволен в заштат по потери зрения, служил с 1858 года по 1898 год.

Заштатные: Священник с. Кужендеево Ардатовского уезда Алексей Назаров Штернов, 68 лет, вдовец.

Жена Софья Петровна, 37 лет.

Его дети: 

Александр, Священник этой же церкви.
Андрей, Священник Кулебакского Горного Завода Ардатовского уезда.
Юлия, за учителем Арзамасского духовного училища Введенским.
Мария, за Священником с. Терюшево Нижегорродского уезда Лавровским.

   В 1899 году детей нет. Софья Петровна умерла 8 мая 1900 года, а сам отец Александр - 26 декабря 1904 года. Оба похоронены на Арзамасском Всехсвятском кладбище.

Советский период.

   В 1929 году Арзамасский горсовет принял решение о ликвидации храмов, в результате чего они были ликвидированы. Полы, двери, окна, рамы и прочие части храмов должны были использоваться при строительстве двух городских школ, но так никогда и не были построены. А вот решетки от церковных оград передали для устройства скверов, колокола – Рудметаллторгу.


   5 мая 1970 года на месте бывших церквей в Арзамасе был открыт памятник К. Марксу и разбит сквер.

 *Фото в заголовке очерка от Межрегионального Центра Археологических Исследований.

© В Арзамасе найдены древние погребения монахов
© arzemas. 
© OCR  - В. Щавлев. 2021

Автор: В. Щавлев

Всего оценок этой новости: 15 из 3 голосов

Ранжирование: 5 - 3 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

Новые статьи

Более старые статьи

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Арзамас ты дорог мне и я тебя люблю!

Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...

Опрос

Сколько раз А.С. Пушкин был в Арзамасе?


 
Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд