X Арзамас в конце ХVII века

Среда - 03/11/2021 03:05
Счастье Арзамаса — следствие верности Царю. Начало его процветания. Усиленное храмоздательство. Иван Сальников, строитель Спасской церкви. Предположение учредить в Арзамасе епархию. Учреждение архимандрии в Спасском монастыре. Первый архимандрит Павел.
X Арзамас в конце ХVII века
X Арзамас в конце ХVII века

Арзамас был очень счастлив тем, что сохранил верность Царю во время бунта Стеньки Разина. В то время, как другие города были сожжены, ограблены, лишились многих жителей и долгое время не могли поправиться от разорения, Арзамас остался целым и невредимым и, по усмирению бунта, начал быстро расти, обстраиваться и обогащаться. В последней четверти ХVII века деревянныя церкви Арзамаса стали сменяться каменными, что явно свидетельствовало о том, что жители его начинали богатеть. Так мы уже видели, что, вскоре после усмирения бунта, (в 1675 г.) построена и освящена была каменная церковь Иоанна Богослова, высокая и прочная, сохранившаяся до нашего времени. В 1678 г. в вотчине Спасского монастыря д. Мельничной построена каменная церковь Иоанна Богослова, Существующая доныне, по ней с того времени деревня стала именоваться селом Ивановским.[111]

В 1681 г. патриархом Иоакимом дана была грамота о построении каменной церкви Владимирской Божией Матери вместо сгоревшей деревянной.[112] Храм этот в конце ХVII столетия разобран и заменен новым.

В 1682 году построена, также на месте деревянной, каменная церковь во имя Воздвижения св. Креста, с 2-мя приделами: 12 апостолов и пр. Макария Желтоводскаго, известная по приделу под именем Макарьевской, существующая до сего времени.[113]

i 006


 

В 1683 году окончена постройкой каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца в Николаевском монастыре.[114] Церковь эта существовала до 1726 г., когда во время пожара настолько разрушилась, что была разобранна, а на месте ея построена новая, существующая доселе.

В 7190 году (т. е. в 1682 г. по Р. Хр.) бил челом патриарху Иоакиму арзамасский посадский человек Иван Сальников: «в Арзамасе де на посаде приходская холодная церковь во имя Нерукотвореннаго Спасова Образа, да другая теплая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, да в приделе святыя великомученицы Екатерины ветхи и служить в них нельзя и ныне де он обещал те обе церкви с приделом разобрать и на том месте построить холодную каменную церковь во имя Нерукотвореннаго Спасова Образа, да к той же церкви приделать теплую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, да в приделе св. великомуч. Екатерины». Патриарх грамотою от 10 января 1682 года разрешил постройку церквей, но только почему то без придела; при том в грамоте оговорено, чтобы рвы копать на целых местах, где бы моровым поветрием кладбищ мертвых не было, а также, чтобы верхи на церквах были не шатровые, а алтари круглые тройные, старые антиминсы приказано заделать в престолы, а бревна от старых церквей отвести в поле и на чистом месте огнем спалить.[115]

В 1683 г. дана другая патриаршая грамота на имя того же Сальникова об освящении храма Спаса Нерукотвореннаго Образа.

Церковь эта находилась вне крепости, но у самой городской стены и в старину называлась в отличие от Спасскаго монастыря «Спасс на проломе», вероятно потому, что около нея был сделан для проезда пролом в городской стене.

Храмосоздатель Сальников жил близ самой церкви. Его именем названа целая улица, лучшая в городе «Сальникова» Потомки его жили на этой улице до конца ХIХ столетия. Около Спасской церкви было 4 дома подряд, принадлежавшие Сальниковым. Сам он был вообще человеком уважаемым в Арзамасе. При освящении первой церкви в Саровской пустыни им были сделаны некоторыя пожертвования и он лично присутствовал при этом священном торжестве.[116]

В 1692 г. патриарх Адриан, по челобитью Введенскаго старца Аврамия с братиею, дал благословенную грамоту: деревянную трех-престольную церковь разобрать, бревна на чистом месте спалить, а на месте ея построить две каменныя церкви: холодную во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, да по сторону той церкви другую церковь во имя св. преподобно-мученицы Евдокии для зимняго времени теплую с трапезой, а вход бы в те церкви был с паперти, а из церкви бы в церковь дверей не было, а верхи были не шатровые, а алтари велеть сделать круглые, тройные…[117]

10 января 1692 года по случаю смерти священника (т. е. Иеромонаха) Тихона, управлявшего Введенским монастырем, составлена была роспись церковной и книг, имевшихся в церкви этого монастыря соборным протопопом Иаковым Федоровым, старцем Аврамием и подъячим Иваном Михайловым.[118]

Увеличение народонаселения, развитие торговли и промыслов и видимое обогащение жителей Арзамаса обратили на себя внимание Правительства и в конце ХVII столетия оно уже считало Арзамас значительным городом, предпочитая его мелким городкам нынешних губерний: Казанской, Симбирской, Пензенской и Тамбовской. Духовное начальство Всероссийской церкви также постоянно имело в виду благочестие жителей этого города, в котором было уже 5 монастырей и почти с каждым годом созидались новые храмы. Когда в 1681 г., при царе Феодоре Алексеевиче, на церковном соборе в Москве, поставлен был вопрос об учреждении новых архиерейских кафедр в России, то, в числе одиннадцати избранных городов, постановлено было учредить самостоятельную епархию и в Арзамасе.[119] Хотя постановление это и не осуществилось, но из него видно, какой взгляд имело тогда на Арзамас высшее духовное управление.

В 1694 году духовные лица всякаго чина и мирские жители города Арзамаса били челом патриарху Адриану, прося, чтобы в Арзамасском Спасском монастыре впредь повелел он быть, вместо игумена, Архимандриту, указывая на то, что «град Арзамас многочеловечен и Спасский Преображенский монастырь церквами каменными, и утварью церковною, и строением, и вотчинами и крестьянами изобилен».[120]

Патриарх внял этой просьбе и грамотою от 9 февраля 1694 г. постановил быть в Спасском монастыре, вместо игумена, архимандриту. Первым архимандритом назначен был патриарший ризничий, Павел, который в течении своего управления (более 10 лет) много послужил утверждению православия и благочестия в Арзамасе и его окрестностях.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​© Источник:  Н. М. Щегольков. Историческия сведения о городе арзамасе, собранныя николаем щегольковым с видами и портретами
© Арзамас. Глава X Арзамас в конце ХVII века
© OCR  и перевод - В.Щавлев. 2021

Автор: Н. М. Щегольков

Всего оценок этой новости: 10 из 2 голосов

Ранжирование: 5 - 2 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии читателей премодерируются

Код   

Перед записью комментария, вы обязаны выразить свое согласие:


"Нажимая кнопку 'Записать', я даю согласие на обработку предоставленных мной персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ."


"Нажимая кнопку 'Записать', я предупрежден, что распространение рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается (ч.1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ."

Новые статьи

Более старые статьи

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Арзамас ты дорог мне и я тебя люблю!

Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...

Опрос

Сколько раз А.С. Пушкин был в Арзамасе?


 
Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд