X Арзамас в конце ХVII века

Среда - 03/11/2021 03:05
Счастье Арзамаса — следствие верности Царю. Начало его процветания. Усиленное храмоздательство. Иван Сальников, строитель Спасской церкви. Предположение учредить в Арзамасе епархию. Учреждение архимандрии в Спасском монастыре. Первый архимандрит Павел.
X Арзамас в конце ХVII века
X Арзамас в конце ХVII века

Арзамас был очень счастлив тем, что сохранил верность Царю во время бунта Стеньки Разина. В то время, как другие города были сожжены, ограблены, лишились многих жителей и долгое время не могли поправиться от разорения, Арзамас остался целым и невредимым и, по усмирению бунта, начал быстро расти, обстраиваться и обогащаться. В последней четверти ХVII века деревянныя церкви Арзамаса стали сменяться каменными, что явно свидетельствовало о том, что жители его начинали богатеть. Так мы уже видели, что, вскоре после усмирения бунта, (в 1675 г.) построена и освящена была каменная церковь Иоанна Богослова, высокая и прочная, сохранившаяся до нашего времени. В 1678 г. в вотчине Спасского монастыря д. Мельничной построена каменная церковь Иоанна Богослова, Существующая доныне, по ней с того времени деревня стала именоваться селом Ивановским.[111]

В 1681 г. патриархом Иоакимом дана была грамота о построении каменной церкви Владимирской Божией Матери вместо сгоревшей деревянной.[112] Храм этот в конце ХVII столетия разобран и заменен новым.

В 1682 году построена, также на месте деревянной, каменная церковь во имя Воздвижения св. Креста, с 2-мя приделами: 12 апостолов и пр. Макария Желтоводскаго, известная по приделу под именем Макарьевской, существующая до сего времени.[113]

i 006


 

В 1683 году окончена постройкой каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца в Николаевском монастыре.[114] Церковь эта существовала до 1726 г., когда во время пожара настолько разрушилась, что была разобранна, а на месте ея построена новая, существующая доселе.

В 7190 году (т. е. в 1682 г. по Р. Хр.) бил челом патриарху Иоакиму арзамасский посадский человек Иван Сальников: «в Арзамасе де на посаде приходская холодная церковь во имя Нерукотвореннаго Спасова Образа, да другая теплая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, да в приделе святыя великомученицы Екатерины ветхи и служить в них нельзя и ныне де он обещал те обе церкви с приделом разобрать и на том месте построить холодную каменную церковь во имя Нерукотвореннаго Спасова Образа, да к той же церкви приделать теплую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, да в приделе св. великомуч. Екатерины». Патриарх грамотою от 10 января 1682 года разрешил постройку церквей, но только почему то без придела; при том в грамоте оговорено, чтобы рвы копать на целых местах, где бы моровым поветрием кладбищ мертвых не было, а также, чтобы верхи на церквах были не шатровые, а алтари круглые тройные, старые антиминсы приказано заделать в престолы, а бревна от старых церквей отвести в поле и на чистом месте огнем спалить.[115]

В 1683 г. дана другая патриаршая грамота на имя того же Сальникова об освящении храма Спаса Нерукотвореннаго Образа.

Церковь эта находилась вне крепости, но у самой городской стены и в старину называлась в отличие от Спасскаго монастыря «Спасс на проломе», вероятно потому, что около нея был сделан для проезда пролом в городской стене.

Храмосоздатель Сальников жил близ самой церкви. Его именем названа целая улица, лучшая в городе «Сальникова» Потомки его жили на этой улице до конца ХIХ столетия. Около Спасской церкви было 4 дома подряд, принадлежавшие Сальниковым. Сам он был вообще человеком уважаемым в Арзамасе. При освящении первой церкви в Саровской пустыни им были сделаны некоторыя пожертвования и он лично присутствовал при этом священном торжестве.[116]

В 1692 г. патриарх Адриан, по челобитью Введенскаго старца Аврамия с братиею, дал благословенную грамоту: деревянную трех-престольную церковь разобрать, бревна на чистом месте спалить, а на месте ея построить две каменныя церкви: холодную во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, да по сторону той церкви другую церковь во имя св. преподобно-мученицы Евдокии для зимняго времени теплую с трапезой, а вход бы в те церкви был с паперти, а из церкви бы в церковь дверей не было, а верхи были не шатровые, а алтари велеть сделать круглые, тройные…[117]

10 января 1692 года по случаю смерти священника (т. е. Иеромонаха) Тихона, управлявшего Введенским монастырем, составлена была роспись церковной и книг, имевшихся в церкви этого монастыря соборным протопопом Иаковым Федоровым, старцем Аврамием и подъячим Иваном Михайловым.[118]

Увеличение народонаселения, развитие торговли и промыслов и видимое обогащение жителей Арзамаса обратили на себя внимание Правительства и в конце ХVII столетия оно уже считало Арзамас значительным городом, предпочитая его мелким городкам нынешних губерний: Казанской, Симбирской, Пензенской и Тамбовской. Духовное начальство Всероссийской церкви также постоянно имело в виду благочестие жителей этого города, в котором было уже 5 монастырей и почти с каждым годом созидались новые храмы. Когда в 1681 г., при царе Феодоре Алексеевиче, на церковном соборе в Москве, поставлен был вопрос об учреждении новых архиерейских кафедр в России, то, в числе одиннадцати избранных городов, постановлено было учредить самостоятельную епархию и в Арзамасе.[119] Хотя постановление это и не осуществилось, но из него видно, какой взгляд имело тогда на Арзамас высшее духовное управление.

В 1694 году духовные лица всякаго чина и мирские жители города Арзамаса били челом патриарху Адриану, прося, чтобы в Арзамасском Спасском монастыре впредь повелел он быть, вместо игумена, Архимандриту, указывая на то, что «град Арзамас многочеловечен и Спасский Преображенский монастырь церквами каменными, и утварью церковною, и строением, и вотчинами и крестьянами изобилен».[120]

Патриарх внял этой просьбе и грамотою от 9 февраля 1694 г. постановил быть в Спасском монастыре, вместо игумена, архимандриту. Первым архимандритом назначен был патриарший ризничий, Павел, который в течении своего управления (более 10 лет) много послужил утверждению православия и благочестия в Арзамасе и его окрестностях.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​© Источник:  Н. М. Щегольков. Историческия сведения о городе арзамасе, собранныя николаем щегольковым с видами и портретами
© Арзамас. Глава X Арзамас в конце ХVII века
© OCR  и перевод - В.Щавлев. 2021

Автор: Н. М. Щегольков

Всего оценок этой новости: 5 из 1 голосов

Ранжирование: 5 - 1 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии читателей премодерируются

Код   

Перед записью комментария, вы обязаны выразить свое согласие:


"Нажимая кнопку 'Записать', я даю согласие на обработку предоставленных мной персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ."


"Нажимая кнопку 'Записать', я предупрежден, что распространение рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается (ч.1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ."

Новые статьи

Более старые статьи

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Арзамас ты дорог мне и я тебя люблю!

Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...

Опрос

Какой поэт написал стихотворение Наш Арзамас?


 
Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд