принципы государственного управления в XV веке

Вторник - 02/11/2021 10:19
Московское государство, в течение XV века, классифицировалось как раннефеодальная монархия. Обязанности главы государства исполнял великий князь, имеющий широкий спектр законодательных, исполнительных и судебных полномочий. Централизация Московского государства обеспечивала усиление роли великого князя в государственном управлении на всей территории страны.
принципы государственного управления в XV веке
   В Московском государстве XV века власть монарха ограничивалась органами государственного управления раннефеодального периода.
   Существенную значимость в системе государственного управления имела Боярская дума. Данный орган государственного управления брал свое начало от совета, действующего при князе, известного еще в Киевской Руси. Специалисты в области истории относят начало формирования Боярской думы именно к XV веку. В отличие от княжеского совета, Боярская дума обладала большей степенью юридической и организационной оформленности. Дума действовала на постоянной основе, имела относительно стабильный состав. В Боярскую думу включалось 5-12 бояр и примерно 12 окольничих. Дума являлась совещательным органом. На великого князя не возлагалось обязанности учета мнения думы, однако на практике все его решения требовали одобрения боярства, в ином случае они не получали практической реализации. В результате представители боярства осуществляли посредством думы угодную им политику. В деятельности думы ярко проявляются признаки раннефеодального периода монархии.

система государственного управления XV века


   В системе государственного управления XV века имелись черт предыдущих периодов развития государственного управления и признаков начала зарождения новаторского приказного управления.
   Управление осуществлялось дворцовым дворецким, в подчинении которого находились многочисленные слуги.
Учитывались особые нужды князя и его окружения, в ведении которых находились целые местности и села, средства на эти нужды собирали Пути с определенных местностей, выступали в качестве административных и судебных органов. Руководство путями осуществляли путные бояре.
   В течении XV века дворцово-вотчинные органы переживали постепенную трансформацию в органы, занятые обслуживанием не личных нужд князя, а общегосударственными делами, то есть решением важных задач государственного управления в целом. В этот период функции дворецкого включали решение таких вопросов, которые были связаны с феодальным землевладением, контролем местных органов управления. Выполнение княжеских поручений стало носить постоянную, а не временную, основу.
   Функции, выполняемые дворцовыми органами управления, с течением времени все больше усложнялись, что обусловило возникновение потребности в формировании разветвленного аппарата государственного управления. Это привело к росту численности дьяков, специализировавшихся на выполнении дел определенного характера. В самостоятельные ведомства выделили великокняжескую казну, дворцовую канцелярию, архив и иные подразделения.
   XV век следует охарактеризовать как период начала трансформации дворцово-вотчинной системы управления в приказную управленческую систему, обусловившую повышение централизации государственной власти.
   

Организация государственной власти на местах в XV веке


   Объединение земель и усиление великокняжеской власти, привело к отказу от разделения государства на уделы и осуществлению деления на уезды.
   В свою очередь, уезды разделялись на станы, которые делились на волости. Несмотря на попытки повышения единообразия административно-территориального деления, регулярные изменения границ государства обусловили некоторые разночтения – в результате при выделении уездов кое-где сохранялись земли. В рамках земель существовали разряды, то есть округа военного типа, и губы, то есть округа судебного типа.
   Во главе каждой административно-территориальной единицы находились определенное представители центральной государственной власти. В уездах это были наместники, в волостях – волостели. Финансирование деятельности указанных глав административно-территориальных единиц осуществляло местное население. При главе административно-территориальной единицы действовал собственный аппарат, военные отряды. Непродолжительный срок исполнения полномочий приводил к тотальному злоупотреблению властью и желанию набить собственный карман. Это становилось причиной народного недовольства.
   В конце XV века на муниципальном уровне стали формировать систему полицейских служителей.
   Городские поселения в XV веке не имели собственной системы управления. Главы административно-территориальных единиц осуществляли управление городами, расположенными в пределах их территорий. Однако в этот период уже предпринимались попытки формирования системы городского управления. В городах была введена должность городчика, выполнявшего обязанности военного коменданта и надзорного органа за городскими укреплениями, а также контролера исполнения возложенных на местное население повинностей в сфере обороны. Также в ведении городчиков находились земельные дела. Окончание XV столетия отмечает рост роли городчиков, их полномочия в различных сферах государственного управления были существенно расширены не только на территории города, но и в прилегающем уезде. С этого момента их стали именовать городовыми приказчиками, находившимися в подчинении великокняжеских казначеев.
   Как правило, в качестве городовых приказчиков в Московском государстве выступали представители местных землевладельцев – дворяне или бояре. Этот факт обеспечивал рост доверия местной элиты к органам государственного управления на местах и преданных проводников централизованной политики государственного управления.
   

Автор: В.Щавлев

Всего оценок этой новости: 0 из 0 голосов

Ранжирование: 0 - 0 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии читателей премодерируются

Код   

Перед записью комментария, вы обязаны выразить свое согласие:


"Нажимая кнопку 'Записать', я даю согласие на обработку предоставленных мной персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ."


"Нажимая кнопку 'Записать', я предупрежден, что распространение рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается (ч.1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ."

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Арзамас ты дорог мне и я тебя люблю!

Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...

Опрос

В каком году образовался город Арзамас


 
Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд