Маршрут царской семьи от С. Петербурга до Сарова
1). "Постройка линии Люберцы - Муром - Арзамас» шла весьма быстро и успешно, так что в начале декабря 1911 года представилось возможным открыть временное движение на участке от Люберец до Мурома.
К 15-му же октября 1912 года было открыто правильное движение по всей линии от Люберец до Арзамаса, и линия была сдана в эксплуатацию". Получается, что этим маршрутом царская чета в 1903 году воспользоваться не могла.
2). 1 августа 1862 г. было открыто движение на всем протяжении Московско-Нижегородской железной дороги (МНЖД).
"Высочайше утвержденным 15 мая 1899 года мнением Государственного Совета Общество дороги было освобождено от обязанности сооружения железнодорожного моста в Нижнем - Новгороде через реку Оку для соединения с М.-Нижегородской ж. дорогой. Передача же грузов с М.-Казанской ж. д. на М.-Нижегородскую и обратно
была организована посредством гужевой перевозки средствами открытой в Нижнем-Новгороде одновременно с окончанием постройки Нижегородско - Тимирязевской линии Городской станции М.-Казанской жел. дор."
Этим маршрутом из Москвы - Нижний Новгород ст. Московская - гужевой транспорт до ст. Ромодановская через Оку - Арзамас, царский кортеж мог воспользоваться и воспользовался.
3). "Железно-дорожная линия Кустаревка - Земетчино (96 вер .) и
участок от Ромоданова до Арзамаса протяжением 164 версты были открыты для движения 5 сентября 1901 г.
Правильное же движение
на участке от Арзамаса до Нижнего - Новгорода (120 верст) было открыто 5 июля 1903 года". Именно по этой ветке проехали паломники на торжества.
"Линия Нижний-Новгород - Ромоданово (Тимирязево) дала кратчайшее соединение Нижнему-Новгороду с юго-востоком России. Эта линия прошла между прочим невдалеке от Саровской пустыни."
"Вскоре после сооружения линии, при торжественном открытии мощей почивающего в названной пустыни старца Серафима,
изволил осчастливить Своим проездом по новой линии ныне благополучно царствующий Государь Николай Александрович со всей Своей Августейшей Семьей. Линия Нижний-Новгород—Тимирязево в значительной мере облегчила доступ в Саровскую пустынь многочисленным богомольцам, направляющимся со всей России на поклонение мощам Святого Старца."
Об этапах строительства жд линий(текст выше взятый в кавычки) мы узнаем из "
Краткий очерк развития сети общества Московско - Казанской железной дороги".
Постоянные читатели моих очерков, после публикации очерка об этапах строительства жд линий, задали мне вопрос:
как же проехала царская семья от с. петербурга до сарова
Как известно, 19 июля (1 августа) 1903 года в Сарове состоялась канонизация мощей преподобного о Серафима, в которой принимал участие царь Николай II с императрицей в сопровождении многочисленной свиты.
Билет для присутствия на богослужениях, крестных ходах
и молебнах во время Саровских торжеств.
1903. (Пушкинский Дом)
Маршрут царя из столицы в Саров был таким: В Саров царь со своим сопровождением следовал железной дорогой от столицы через Тверь на Москву. От Москвы через Нижний Новгород до станции Московский вокзал, затем кортеж на лошадях перевез царских особ через паромную переправу до Рамодановского вокзала, затем на поезде до Арзамаса. А вот от Арзамаса до Сарова царская чета проследовала по улучшенной грунтовой дороге на Ореховец-Глухово-Кременки, то есть минуя Дивеево, в конной веренице упряжек, которую называли - поезд.
Особы высоких гостей в пути надежно охранялись. На участке железной дороги от Нового Петергофа до Твери, расстоянием 453 версты охранную службу несли 4375 пехотинцев. От Твери до Москвы через Нижний Новгород и до Арзамаса в охране было задействовано 10000 солдат гренадерских полков. На перегоне Нижний Новгород-Арзамас царский поезд вел начальник дистанции Борис Николаевич Веденисов.
Фото А. К. Ягельского. Царь с женой, матерью и братьями (Великими князьями) приехал в Саров 17.07.1903 г.
На второй день после торжества 20 июля (2 августа) 11) 03 года царь отбыл из Сарова в столицу, но уже через Дивеево, в котором царственную чету встречал крестный ход, состоящий из толпы людей и духовенства под торжественный колокольный звон и в тот же день выехал в обратный путь. Карета высоких гостей от стен монастыря проследовала на Елизарьево через Ивановское и Ореховец до Арзамаса.
Перед приездом Николая II в Саров, его путь от Арзамаса держался в тайне. Через Ореховец благоустраивались сразу две грунтовых дороги: первая на Кременки через Глухово, вторая — на Ивановское-Елизарьево-Дивеево.
Второе направление, видимо, и предусматривалось на обратный путь.
Конечно же, царь мог доехать вместе с паломниками в Шатки, ведь недалеко проходила дорога до Саровской Пустыни, однако считалось, что там царя могла ожидать засада. Вот поэтому, поезд, высадив царя и свиту перед напольной церковью в Выездной Слободе близ города Арзамас, отправился в Лукоянов на стоянку и заправку водой на двое суток, после чего, к назначенному времени, вернулся в Выездную Слободу.
Кстати,
конный экипаж(кортеж), на котором царь отправился из Арзамаса в Саров, тоже называли поездом!
Нижегородский фотограф М. Дмитриев был удостоен чести видеофиксации продвижения царя в Выездной Слободе.
Фото А. К. Ягельского. 1903 год.
Вид арки для проезда царственных особ, построенной В. П. Шнейдер,
со стороны Нижегородской и Тамбовской губерний*.
*) Территория Сарова в те времена относилась к Тамбовской губернии.
Литература:
1.
Приезд императора Николая II в Саров
2.
Поездка царя в Саров через Арзамас, дневники
3.
Записки Короленко
4.
Путешествие Короленко в Дивеево, Понетаевку, Саров, Арзамас Очерк дочери Короленко.
4. Записки машиниста поезда
Примечание:
К сожалению, в различных источниках маршрут движения царского вояжа в Саров указывается неверно, потому мною была предпринята попытка по установлению истины.
Благодарю вас за вопрос.
Как председатель правления железной дороги, по которой должен был ехать царь, мой отец был не только ответствен за поездку императора в Саров по железной дороге, но и за его семидесятикилометровый переезд от станции Сасово до монастыря по очень плохой дороге. На станции Сасово по этому случаю был сооружен павильон, сверху донизу покрытый свежими маргаритками, маками и васильками. На большом расстоянии от открытого места в прекрасном сосновом лесу, где находился монастырь, был слышен звон колоколов, призывающих к вечерней службе.
Был уже вечер, когда почетные паломники с отцом подъехали к монастырю, и перед ними предстала великолепная картина. Сотни людей стояли лицом к открытым воротам. Каждый держал в руке зажженную свечу.
В Саров царь со своим сопровождением следовал железной дорогой от столицы через Тверь на Москву. От Москвы через Нижний Новгород до Арзамаса. Железной дороги от Москвы до Казани тогда еще не было, потому путь и пролег через Нижний Новгород. От Арзамаса до Сарова царская чета проследовала по улучшенной грунтовой дороге на Ореховец-Глухово-Кременки, то есть минуя Дивеево, в конной карете.
Особы высоких гостей в пути надежно охранялись. На участке железной дороги от Нового Петергофа до Твери, расстоянием 453 версты охранную службу несли 4375 пехотинцев. От Твери до Москвы через Нижний Новгород и до Арзамаса в охране было задействовано 10000 солдат гренадерских полков. На перегоне Нижний Новгород-Арзамас царский поезд вел начальник дистанции Борис Николаевич Веденисов.
Четко прописаны эти города. Дневники читались бы заинтересованными личностями уже после поездки и смысла искажать ему факты в своем дневнике нет.
Краеведы Рязани подтверждают факт приезда царя в июле 1903 года в их город.
Получается, что с Рязани поезд никак не мог повернуть на Нижний Новгород не возратясь обратно в Москву и маршрут после Рязани один - Тимирязево (Ромоданово)-Лукоянов-Шатки-Арзамас.
Есть книга 1907 года выпуска уфимского священика Павла Беляева "Великие Саровские торжества в июле 1903 года" в которой описывается прохождение Императорского поезда с двуми паравозами и великокняжеского поезда через Тимирязево (Ромоданово) в 5 часов утра, а так же разговор царя с жителями села Николай-Дар, описание девушек в мордовских костюмах на станции Шатки , что косвенно, но указывает, что ехал Николай II не через Нижний Новгород в июле 1903 года, по крайней мере в Саров.
А можете дать ссылку на воспоминания машиниста? Хочется все таки понять путь царя.
" В Саров царь со своим сопровождением следовал железной дорогой от столицы через Тверь на Москву. От Москвы через Нижний Новгород до Арзамаса. Железной дороги от Москвы до Казани тогда еще не было, потому путь и пролег через Нижний Новгород. От Арзамаса до Сарова царская чета проследовала по улучшенной грунтовой дороге на Ореховец-Глухово-Кременки, то есть минуя Дивеево, в конной карете." Ну и далее по тексту. См. выше. Тоже самое было написано в газете того времени Гудок. И, кстати, краеведы Рязани лишь только предполагают, но документов подтверждения так и не нашли.