Примечание: эта новость еще не опубликована, она доступна только тем, кто имеет права просмотреть содержимое.
Каменный дом Э.Я Ренета в Арзамасе
Когда в электротеатре Ренета состоялся первый сеанс, у дома, собралась толпа в несколько сот человек. Из кинотеатра доносилось глухое жужжание, смех, звуки пианино, еще больше разжигающие любопытство собравшихся людей. А народ все прибывал и уже окружил кинотеатр.
Через некоторое время из толпы раздались крики: « Чего - же, они нас дразнят своим волшебством! Пойдем, поглядим и мы!» Толпа хлынула к дверям и занавешенным окнам. Зазвенели битые стекла. Поднялась паника. Из помещения выбегали первые зрители – « избранная публика» - купцы, и члены их семейств.
Срочно, вызванный Рейстом отряд конной полиции разогнал толпу. Спустя какое-то время арзамасцы привыкли к синематографу и дела у Рейста пошли в гору. Летом около кинотеатра появлялись, ходившие по домам шарманщики, иногда с присоединением турецкого барабана, и, как правило, с дрессированной птичкой или морской свинкой, вынимавшими билетики, в которых были предсказания и пожелания.
Очень часто шарманщика сопровождал подросток – акробат мальчик или девочка. В сентябре 1918 года частные кинотеатры решением уездного исполкома были национализированы и переданы в ведение уездного отдела народного образования. В 20-е годы, годы нэпа кинотеатры можно было взять в аренду. Э.Я. Рейст воспользовался этой возможностью, однако кинематограф Рейста вскоре прекратил своё существование.
Примечания:
1). В списках
Арзамасской Екатерининской женской гимназии находим такие записи:
938
|
|
Аттестат об окончании гимназии, выданный Рейст Софье Эмильевне. Копия |
06.06.1909
|
1
|
1049 |
|
Свидетельство об окончании гимназии, выданное Рейст Софье Эмильевне. Копия |
05.06.1910
|
1
|
2). Заглянем в книгу
Город Арзамас и Гайдар - очерк Н.И.Рыбакова и найдем в ней главу о Рейсте:
"Жадно тянулся он(А. Гайдар) к миру искусства... Через шесть лет он напишет: «Тогда в «Мираже» или «
Рейсте» (названия кинозалов.—Н. Р.) начиналось первым отделением из цикла «Бури» или «Урагана» (названия кинокартин.— Н. Р.), а когда кончалась красочная и дававшая иллюзию действительности картина, то растревоженный не на шутку обыватель с радости узревал все тот же облик знакомого города, ту же Сальникову улицу (в то время главная улица Арзамаса.— Н. Р.), и вообще все то, что было и стало «во веки веков» арзамасской истории»
13."
3). Книга
АРЗАМАС ПУТЕВОДИТЕЛЬ, Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1978
Глава
По Гайдаровским местам Арзамаса,
Л. Д. ОДИНЦОВ :
"Улица К. Маркса, 13а. В дневнике Гайдара можно прочесть: «Был у Рейста». Так коротко именовали кинематограф, принадлежавший частному предпринимателю Ренету."
4).
Невыдуманная история Аркадия Гайдара
В 1915 году в Арзамасе, впервые за всю его историю, был открыт кинотеатр. Он был очень мал, мест на сто двадцать. Владельцем кино был некто
Рейст, крупный, толстый, с большой круглой головой и выдающимся далеко вперед животом человек. Родом он был из Швейцарии, но имел русское подданство. Свой собственный кинотеатр он тоже назвал «Рейст». Аркадий впоследствии в своих письмах будет часто вспоминать этот кинематограф.
В ЦАНО на хранении находится дело, касающееся открытия одного из первых кинотеатров (тогда - "электро-театров") в Арзамасе:
Ф.5, оп. 50, т. 3, д. 19684 - дело об утверждении проекта на постановку нефтяного двигателя и динамо-машины для освещения электро-театра "МИРАЖ" в г. АРЗАМАСе по прошению Е.П. Гаранькиной (13.12.1910 - 17.01.1911 гг.)