Арзамас с конца 18 начала 19 веков

Вторник - 04/01/2022 09:13
Глава из книги П. Корнилова Арзамасская школа живописи первой половины XIX века, Государственное издательство "Искусство" 1947 год Ленинград - Москва
Арзамас с конца 18 начала 19 веков

Арзамас с конца 18 начала 19 веков

"Арзамас городок — то Москвы уголок". Русская пословица

Глава из книги П. Корнилова Арзамасская школа живописи первой половины XIX века, Государственное издательство "Искусство" 1947 год Ленинград - Москва

   В XVI веке, во время продвижения московских войск к татарской Казани, на месте Арзамаса было уже поселение с деревянной крепостью и башнями. При царе Михаиле Федоровиче и до Петра Арзамас сохранял за собой значение укрепленного города. В 1708 г. он был приписан к Казанской губернии. в 1719 г.— к Нижегородской, а в 1779 г. «назначили его уездным городом», каким он и оставался в интересющю нас эпоху.

   Арзамас был вызван к жизни и развитию благодаря своему центральному местоположению на Большом Московском почтовом тракте, шедшем через Владимир и Муром. Тракт этот в Арзамасе разделялся на Большой Саратовский, идущий на Пензу и Саратов, Симбирский— на Симбирск, Оренбург и Уральск. На Нижний-Новгород тоже шел тракт, а на Макарьев лежала большая дорога. Всех трактов в Арзамасе сходилось до десяти. По этим дорогам помещики ездили в свои черноземные поместья. Зимой тянулись бесконечные обозы, груженые рыбой. Летом на Нижегородскую ярмарку со всех концов России тянулись обозы с различными товарами.

   Постоялых дворов было свыше сотни; сенной ряд, слобода с ямщиками, шорные н каретные производства были созданы для нужд проезжающих.

   Арзамас расположен на гористом месте у реки Теши, впадающей в Оку. От Москвы он находится в 117, от Петербурга в 1141 и от своего губернского города — в 109 километрах. К 1811 г. в Арзамасе насчитывалось свыше 30 каменных церквей. Недаром гр. В. А. Соллогуб, проезжая в 1822 г. через город, занес в свой дневник;

«направились на Арзамас, где снова ожидала меня неожиданноеть. Много видел я в Москве церквей, но в Арзамасе, кроме церквей, ничего не видел. Кое-какие домишки исчезают там под торжественным давлением куполов, колоколен и башен»*.

*Граф В. А. Соллогуб. Воспоминания. «Academia», М. — Л., МСМХХХІ, стр. 219.

   "Ярко вызолоченные кресты и главы и белоснежные стены церквей ослепительно блещут на солнце, и город представляется одним громадным монастырем: так он переполнен церквами))", пишет о нем другой автор.**
**Н. Щегольков. Арзамасский Воскресенский собор, Арзамас. 1900, стр. 1.

   Арзамас виден издалека. "Есть местность, откуда он виден за 60, 25 и 17 верст, а за 10 верст он ясно виден уже весь и не скрывается из вида во все время пути»."***
***Там же.

   Самой природой Арзамас разделен на две части: расположенная на горе называется верхним базаром, а расположенная внизу, под горой, — нижним базаром. От заставы в гору шла почти посередине города Сальникова улица, самая многолюдная и красивая. По сторонам ее, на самом скате, расположен Гостиный двор, от которого тянутся лавчонки.

   Посередине города находилась большая площадь, на которой стояли Воскресенский собор и Введенская церковь, густо обстроенные каменными домами. Сторона к нижнему базару ограничена стеною Николаевского женского монастыря. В городе есть еще два монастыря: Спасопреображенский и Алексеевский. Первый из них основан в 1555 г., второй — при .Михаиле Федоровиче, а Николаевский—в 1606 г. Обе части города Арзамаса хорошо обстроены: много каменных домов, свидетельствующих о достатке и даже богатстве некоторых жителей, принадлежавших к купеческому сословию, которое насчитывало здесь по 1-й, 2-й и 3-й гильдиям до 750 человек обоего пола. «Ближе к концу города, каменных домов более не видно, деревянные же как-то глядят уныло. Ветхи они. Многие подгнили и покачнулись набок, иные вросли в землю. Луч света с трудом прокрадывается в них сквозь позеленелые стекла. Нужда и горе выглядывают со двора, через покачнувшуюся калитку. Тут приютился какой-нибудь бедный скорняк, дни и ночи проводящий за своею грубою и неблагодарною работою, окруженный кучею детей и больною женой, умирающей, быть может, без всякого пособия. Работай, работай, бедняк! Хлеба просят твои дети, жене надобно лекарство. Спеши нести твою работу к кулаку-хозяину, который, ради крайней твоей нужды, даст тебе за рубль полтину, — ведь не остаться же ему без барыша, ради твоей бедности и горя...»
,—так описывал автор газетной заметки 1859 г. свои впечатления от Арзамаса.*

* «Нижегородские губернские ведомости» от 10 октября 1859 г., № 41 и от 17 октября, № 42.
Арзамас. Общий вид. Фото М. Дмитриева.

Арзамас. Общий вид. Фото М. Дмитриева.

   В 1719 г. в Арзамасе была открыта Купчиновым школа по указу Петра I. С 1726 г. по 1732 г. существовала школа, основанная воеводой-стольником, князем ф. Дябринским. Затем наступил перерыв, когда обучение вели «мастера и мастерицы». В 1787 г. было открыто малое народное училище, которое позднее стало уездным. В 1814 г. были открыты уездное и два приходских училища.** В том же 1814 г. в Арзамасе существовали: пансион благородных девиц, школа, заведенная академиком Ступиным, состоявшая тогда из двадцати учеников, обучавшихся исторической и портретной живописи н рисованию, а также Архитектурное училище, заведенное Коринфским, в котором было до пятнадцати учеников.*
*«Казанские известия», 1814, .V 17.

“*Крестовоздвиженское училище основано в 1809 г., а Софийское — в 1810 г.

   Писатель П. А. Вяземский отмечает в своей записной книжке за 1822 г.: «В Арзамасе есть школа живописи, заведенная дворянином-академиком. Картины этой школы развешены и продаются в трактире. Все это зародыши образованности».***
***Полное собрание сочинений кн. II. А. Вяземского, т. IX. 1813—1852. СПб., 1884, стр. 69. 3а это указание приношу благодарность Т. А. Дядьковской.

   К 40—50-м годам Арзамас имел шесть учебных заведений с общим числом учащихся 661 человек.

«Красиво и широко раскинулся Арзамас... Множество церквей. с высокими главами и колокольнями, каменные монастырские стены и часовни живописно выступали, освещенные солнцем, из массы каменных и деревянных домов, расположенных на склоне горы.

Город Арзамас по своей красоте, промышленности и торговле в настоящее время есть, бесспорно, самый замечательнейший из уездных городов Нижегородской губернии»,

— читаем мы в газетной статье 1859 г.

   Малоземелье, плохие почвенные условия, помещичья колонизация в Нижегородской губернии XVIII века создавали условия для возникновения промысловых торговых занятий сельского населения.

   В торговых и промышленных операциях конкурентами дворянству выступают буржуазия городов и свободное сельское население. Все были захвачены процессом накопления. Это обусловило естественное обострение классовых противоречий.

   Арзамасское купечество производит торги льняным и хрящевым холстом в Петербургском порту, а внутри города торгует шелковыми, суконными и прочими товарами. Город

«населен нарочито зажиточными людьми, и жители оного почти все ремесленники: почему и пришел он от малых прибытков в такое приращение, какое должны фабрики и мануфактуры доставлять городу. Ремесленники эти суть: мыльники, красильщики, сапожники, портные, башмачники, рукавичники, токари, серебрянщики и часовщики... Недельные торги бывают здесь но понедельникам и пятницам. На эти торги из разных мест и уездов крестьяне привозили всякие съестные припасы и живность, особенно гусей, которые там водятся отменной величины».

— писал автор описания Арзамаса 1814 г.

Арзамас. Улица близ школы А. В. Ступина. Фото Н. А. Кожина.

Арзамас. Улица близ школы А. В. Ступина. Фото Н. А. Кожина.

  «Зеленые берега ее (реки Теши.— П.К.) усеяны ими, лучше сказать, покрыты, как белым полотном, стаями гусей, коими Арзамас издревле славится. И точно, гуси здешние необыкновенной величины и силы, и вообще славные бойцы. Арзамасские жители страстно любят сию забаву и платят по 100 и более рублей за отличного гуся-рыцаря. Я видел бои их, и хотя небольшой охотник до всякого рода звериных поединков, но смотрел на него с большим удивлением и любопытством, чем в Англии на петуший, в Португалии на бычачий, в Москве на медвежью травлю. Гуси сражаются крыльями, стараясь сопротивника своего схватить за ногу. Побежденный после нескольких стычек, почувствовав свою слабость, ретируется, и ни за что не заставишь его после сразиться с победителем: к тому поле сражения покрывается не кровью, а пухом и перьями».*
*Нижегородские губернские ведомости», 1849 г.. № 45.

   На протяжении шестидесяти лет (1802—1862 гг.) в истории Арзамаса существование живописной школы, основанной А. В. Ступиным, является одним из знаменательнейших событий местной истории. Школа была основана в 1802 г.. просуществовала до 1862 г., блестящий ее расцвет приходится на первое тридцатилетие, к 40-м годам она несколько сужает свой размах, а к 60-м годам заметен полный упадок. Автор газетной заметки этого времени писал: «Здесь также нашли себе приют изящные художества. .. но приют бедный».

   Арзамасская школа живописи, популярная в истории своей Эпохи, как полагают, дала повод к наименованию известного литературного содружества Петербурга «Арзамасским ученым обществом» или просто «Арзамасом».

   М. А. Дмитриев по этому поводу вспоминал на страницах «Москвитянина»: 

«Я в один проезд через Арзамас, с моим дядей, посещал его (А. В. Ступина. — Я. К.) и с ним познакомился. Молодые литераторы, которым, при всем уважении к предприятию Ступина, казалось смешным, что в Арзамасе есть школа живописи, назвали ее Арзамасской академией и, в подражание этому, учредили в Петербурге Арзамасское ученое общество». 

   В 1816—1817 гг., при принятии в члены этого общества В. Л. Пушкина*, был разыгран шутливый ритуал: «ввели Пушкина за занавеску и дали ему в руки эмблему Арзамаса — мерзлого арзамасского гуся, которого он должен был держать в руках все время, пока ему говорили длинную приветственную речь. Речь эту говорил, кажется, Жуковский». Общий титул членов был: их превосходительства гении Арзамаса. Сохранился экспромт:
*Именно так указано в источнике.

«Что делать, видно, мне кибитка не Парнас.

Но строг, несправедлив ученый Арзамас.

Я оскорбил ваш слух; вы оскорбили друга».

   Сам А. С. Пушкин в раннюю пору носил звание «Сверчка Арзамасского».

Популярность Арзамасской школы нашла отражение даже в художественной литературе своего времени. В произведении В. А. Соллогуба «Тарантас» мы находим следующий примечательный для нас диалог:

«— У меня в особенности замечательно собрание картин.

— Итальянской школы? — спросил Иван Васильевич.

— Арзамасской школы... Вообразите, у меня целая галлерея образцовых произведений славных арзамасских живописцев.

— Вот-те на!..—подумал Иван Васильевич».

Арзамас, Общий вид школы. Фото М. Дмитриева.

Арзамас, Общий вид школы. Фото М. Дмитриева.

   В 1843 г. было основано общество пароходства по Волге. Это событие нанесло удар экономике Арзамаса: он перестал быть транзитным путем. Окончательно решило его участь проведение железной дороги.

   Так называемое «освобождение крестьян» в 1861 г., было последней предельной датой, которая интересна нам в отношении Арзамаса и его художественной школы.

© текст - П. Корнилов. Глава из книги П. Корнилова Арзамасская школа живописи первой половины XIX века, Государственное издательство "Искусство" 1947 год Ленинград - Москва
© сетевая версия - arzemas. 2021
© Арзамас. Арзамас с конца 18 начала 19 веков
© OCR - В.Щавлев. 2021

Автор: П. Корнилов

Всего оценок этой новости: 32 из 8 голосов

Ранжирование: 4 - 8 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии читателей премодерируются

Код   

Перед записью комментария, вы обязаны выразить свое согласие:


"Нажимая кнопку 'Записать', я даю согласие на обработку предоставленных мной персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ."


"Нажимая кнопку 'Записать', я предупрежден, что распространение рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается (ч.1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ."

Новые статьи

Более старые статьи

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь

Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь, Набросьтесь вы На раба Божьего (имя), Чтоб он обо мне Яро томился, Со всех троп и дорог Ко мне бы стремился, Часа без меня жить не мог И любви бы своей Ко мне не превозмог. Не мог ни жить, ни быть, ни дневать, Ни минуты,...

Опрос

Сколько раз А.С. Пушкин был в Арзамасе?


 
Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд