На наш взгляд, сегодня особый интерес представляет вопрос историко-культурного состояния городов, районов юга Нижегородской области, в частности, Арзамаса и Арзамасского района. Проблема пограничья актуальна в связи с изучением истории возникновения и развития нашего города на месте древних мордовских поселений.
Исследованием проблемы пограничья города Арзамаса занимался целый ряд ученых: историков-краеведов, лингвистов, археологов, деятелей культуры, в частности – Н. Щегольков, С. Кириллюк, П. Еремеев, Н. Рачков, А. Плотников, Л. Климкова, Е. Любова, Ю. Курдин, Б. Кондратьев.
Исторически Нижегородский край с начала нашей эры был местом расселения мордвы – самого крупного в России финно-угорского народа. Арзамас – город, основанный на территории мордовских племен. По данным арзамасского историка Н. Щеголькова, естественные границы Арзамасского края: «С севера – река Волга, с востока – река Сура, с юга – речка Алатырь и Сатис, а с запада – река Ока»,1 - т. е. местность, населенная в древности мордовским племенем эрзян, от которых сам город получил свое имя.
В VI-VII вв. на территории Арзамасского края появляются неукрепленные селища. Здесь же расположены могильники мордвы, для которых характерно наличие бронзовых украшений – пряжек и шумящих подвесок. Необходимо отметить, что проводимые археологические исследования подтверждают расположение в округе Арзамасского района, в бассейне реки Теши, археологических памятников древних мордов-ских поселений: стоянок, селищ, городищ эпохи раннего железа и мордовские «тверди», грунтовые и курганные могильники.2 Большое количество их обнаружено в пограничных с Арзамасом районах: Ардатовском, Дивеевском, Первомайском, Шатковском. Причем ближайшая стоянка древних поселенцев бассейна реки Теши найдена графом А. С. Уваровым около с. Карачарова (г. Муром). На территории Арзамасского района обнаружен «городок» мордовских поселений между с. Балахонихой и с. Волчихой.3
Исторически Арзамасский край и прилегающие к нему земли заселяли племена мурома, мещера, эрзя, черемисы (нынешние марийцы), постепенно отступавшие «перед русскими плугами, мечами и православным крестом», а к XII в. растворившиеся в славянском населении.
Во время монголо-татарского нашествия русское влияние на территории Арзамасского края усиливалось, т. к. сюда переселялись русские из разоренных татарами городов, сел, деревень и строили свои поселения на разоренных мордовских селищах. В этот период арзамасские земли служили пограничной территорией с Диким полем, откуда периодически совершали свои разорительные набеги татары.4
К XVII-XVIII вв. Арзамасский уезд занимал территорию нескольких современных районов. В наши дни многих мордовских селений в бывшем Арзамасском уезде уже нет, но они почти полностью сохранились в современных Лукояновском и Шатковском районах. В Нижегородской области мордва еще проживает в Большеболдинском, Гагинском, Первомайском, Пильнинском, Сергачском и Сеченовском районах.
Арзамасский район, как и многие южные районы Нижегородской области, в которых и поныне в ряде сел проживает мордва, являются местом сохранения уникальных памятников культуры, отражающих взаимовлияния славянских и финно-угорских племен.
Одной из причин заселения мордовских территорий русскими племенами было обращение языче-ской мордвы в христианство. В Арзамасе, главном месте обитания эрзян, примерно в 1552-1556 гг. построен Спасский монастырь.5 Также в Арзамасском уезде основали Троицкий монастырь на р. Пьяне и еще один, ныне безымянной, близ села Пустыни, которые в настоящее время являются памятниками архитектуры, напоминающими о пограничном этапе истории двух народов. Необходимо отметить, что изначально эти монастыри были построены из дерева и имели однотипную архитектуру: двое ворот – святые и водяные. Последниерасполагались вблизи озер (Спасского и Великого), т. е. имели выход к воде. В данном расположении, на наш взгляд, сочетаются христианские и языческие традиции. В настоящее время сохранилось название озера близ Спасского монастыря – Спасское болото, изначально – святое, что говорит о миссионерском значении «Водяных ворот»: язычники принимали христианство через водосвятие. Конструктивные элементы, применяемые в архитектуре Спасо-Преображенского монастыря, аналогичны образу Успенской церкви в с. Варгузе Мурманской области, территории, исконно заселенной финно-угорским народами. 6
Процесс ассимиляции и дальнейшего вытеснения мордовских племен с их территории славянами историки объясняют не только распространением христианства. Развитие торгово-экономических отношений в стране, вторжение в уезд нарождающегося и крепнущего московского торгового капитала, нашедшего себе выгодное приложение в эксплуатации лесов, а также оторванность от основной массы эрзян-ского населения, наличие инонационального окружения явились причинами сохранения довольно древних форм духовной и материальной культур. Находясь среди русских, мордва стремилась сохранить свои старинные обычаи, обряды, ремесла.
Наиболее ярко это отражается в художественной резьбе по дереву, которая широко применялась как для украшения жилища, так и предметов домашнего обихода (парей – «свадебных сундуков», прялок, ткацких станков и т. д.). Парь – долбленая кадушка для хранения холстов, женской одежды и украшений. Делали его к свадьбе и дарили невесте мать, бабушка или свекровь. В Лукояновском, Шатковском и Гагинском районах этот обычай еще имел место в 20-30-е гг. XX в. До недавнего времени парь имелся в каждом мордовском хозяйстве. На территории современной мордвы в ряде районов он был вытеснен сундуком уже к началу XX в., а в Нижегородской области пари сохранились.7
Для художественной обработки дерева арзамасская мордва применяла только резьбу, время расцвета которой приходится на конец XIX и первое десятилетие XX вв., а 50-е гг. XX в. явились началом нового этапа в украшении жилищ, которое продолжается и сейчас. В наши дни украшение домов, квартир резьбой и росписью достигло такого состояния, которое трудно сравнить с тем, что было в прошлом. Но и сегодня при исполнении домовой резьбы применяется мотив зигзага в качестве бордюра, характерный для арзамасской мордвы. Чаще же используются криволинейные узоры, больше напоминающие растительные. Усложнение простейших узоров в процессе развития орнамента привели к появлению орнаментальных мотивов, характерных для определенных народов. Резной орнамент мордвы свидетельствует, с одной стороны, о древнейших связях и общих корнях с обширным финно-угорским миром, с другой – об общности этнических, культурных и исторических судеб с окружающими славянскими и тюрко-язычными народами.8
Арзамасский район, как уже отмечалось выше, - территория пограничная, поэтому изучение топонимики района со смешанным, в частности, русско-мордовским населением, представляет определенную трудность для лингвистов. Сосуществование различных по языковой принадлежности наименований составляет характерную особенность микротопонимики данного региона, как, впрочем, и всего юга Нижегородской области в целом, где наряду с русскими географическими названиями бытуют и мордов-ские, татарские, марийские по происхождению или по функционированию. Южная часть области в настоящее время граничит с республикой Мордовия и имеет большое количество мордовских названий населенных пунктов.9
Само название «Арзамас» происходит от старинного русского имени Орземас. В то же время оно созвучно с названием жившего здесь племени эрзя и с эрзянскими словами «мазы» - хороший, «мастор» - земля, страна. По-другому и, несомненно, более правдоподобному объяснению, название «Арзамас» образуется из двух слов – «эрзя» и «маз», что означает красное, красивое (по-мордовски «маз»), т. е. самое лучшее, главное поселение мордовского племени эрзя. Мордовский корень маз- встречается также в ряде топонимов Арзамасского района и других пограничных районов юга Нижегородской области: в названиях сел и деревень - п.Черемас (от топонима «Черемасик», название ручейка) Арзамасского района, с. Атемасово (Ардатовский район), д. Аламасово (Вознесенский район), пос. Массалки (Починковский район). Элемент -акша-, -окша- присутствует в наименованиях: р. Акша и Мокша (Арзамас), пос. Салмакша (Вознесенский район), д. Шилокша (Кулебак-ский район). Мордовскими селами в Арзамасском районе считаются также Васильев Враг, Вол. Майдан, Чуварлейка, Водоватово, Шумлейка, Вторусское, Саблуково, Кирилловка.10
В целом ряде топонимов Арзамаса и района также можно проследить мордовские корни. Название реки Теша происходит от имени мордвина Теша, бежавшего от Батыя на русскую землю вместе со своими сыновьями: Жамайко (к его имени восходит название реки Шамка, притока Теши), Михалко, Якшейка. Последний сын Кусилко обжился на горе, что после стала называться Киселевой (данное название – результат ассимиляции языков).
Мордовские корни можно проследить и в названиях многих сел и деревень не только Арзамасского района, но и пограничных с ним районов юга Нижегородской области. В частности – мордовский корень лей- («овраг»): д. Чуварлейка (Арзамасский район), д. Каркалей, с. Новолей, с. Кармалейка, с. Размазлей, д. Липелей, д. Вилейка, д. Кавлей, с. Чуварлей Майдан (Ардатовский район); с. Пергалей, пос. Сумалей, с. Букалей, с.Тарталей (Бутурлинский район); пос. Веселейка (Лукояновский район); д. Чуварлей, с. Сарлей, с. Симбилей, с. Вармалей (Дальне-Константиновский район). Также в топонимах можно обнаружить элемент мордовского происхождения -уши-: с. Криуша (Арзамасский район), д. Миякуши, с. Туркуши (Ардатовский район), с. Пичингуши (Лукояновский район), д. Трянгуши (Шатковский район), д. Каналгуши (Первомайский район), с.Верякуши (Дивеевский район), пос. Ленгуши (Починковский район), д. Ширгуши (Вознесенский район).
Взаимодействие двух культур можно проследить и в развитии различных ремесел. Так, например, крестьянки Арзамасского уезда ткали и продавали яркую красную ткань, из которой русские и мордовские женщины изготовляли национальные костюмы.
История многих современных сел, расположенных на территории Арзамасского района, связана с развитием отношений между двумя народами.
Село Абрамово, что в 10 км к западу от Арзамаса, расположено на месте мордовского поселения, о чем свидетельствуют найденные здесь 272 могильника, различные украшения, керамическая посуда. Со временем в этом мордовском поселении стали появляться русские, мордва ассимилировалась, и село стало русским.
Своеобразна и история с. Красного, которое, согласно преданию, располагается на месте, где в давние времена два мордвина основали мануфактуру по изготовлению красного сукна. Беднейшее мордовское население и бежавшие от крепостной неволи русские крестьяне находили здесь пристанище. По просьбе владельцев мануфактуры царь дал разрешение построить поселок при условии, что будет построена церковь, и все поселенцы примут христианство. Первоначально село называлось Красково (по выпускаемой продукции).
Еще больший интерес представляет история д. Балахонихи. Предполагается, что возникновение ее относится к XIII – XV вв. и связано с загадочным поселением Городок, жители которого и основали деревню. Название ее, очевидно, происходит от татар-ского слова «балахон» (широкий халат). Кроме того, разговорная речь балахонихинцев совершенно отлична от речи жителей соседних деревень, и в какой-то степени это относится и к их образу жизни. Возможно, что жителями Городка и основателями Балахонихи были татары. Но есть и другое предположение, что оба этих населенных пункта основали и заселяли вначале представители какого-то мордовского племени. В пользу этого говорит и тот факт, что многие географические названия в этой местности имеют мордов-ское происхождение (лесная речка-ручей до сих пор называется Ирзяк).
Одно из древнейших сел района – Вторусское – появилось на месте мордовского селища Втарес, о чем свидетельствует и само его название, говорящее о том, что русские люди появились здесь вторыми, после коренных хозяев – мордвы.
Сохранились мордовские называния улиц и в селе Мотовилово: Кужедониха, Курмыш (Кужо по-мордовски – красивое место), а также названия долов и оврагов: Репслей, Выпелей, Урвалей и др.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что топонимика, социокультурное развитие Арзамасского района и пограничных с ним районов юга Нижегородской области – это результат длительных исторических связей двух народов, их совместной деятельности, стремления к мирному сосуществованию, взаимопониманию.
Ссылки:
1 Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе. – Арзамас, 1911.
2 Мартьянов В. Н. Арзамасская мордва в I – II начале тысячелетия. – Арзамас, 2001.
3 Край мой Арзамасский. – М., 1985.
4 Еремеев П. В. Арзамас-городок. – Арзамас, 1998.
5 Петряшин А. С. Арзамасские монастыри. История, архитектура, хозяйственная деятельность в XVI-XX вв. – Арзамас, 2003.
6 Там же.
7 Мартьянов В. Н. Арзамасская мордва. Резьба по дереву. – Арзамас, 2000.
8 Мартьянов В. Н. Из древней истории Нижегородского Поволжья // Дискуссионные проблемы отечественной истории. – Арзамас, 1994. – С. 34-37.
9 Климкова Л. А. Изучение топонимики южных районов Горьковской области и проблемы составления микротопонимического словаря // Диалекты и топонимия Поволжья. – Чебоксары, 1980. – С. 62-94.
10 Косенкова И. Н., Шеманаев В. А. География г. Арзамаса и Арзамасского района. – Арзамас, 2000.
Автор: Александрова Ж. С., Винокуршина Е. А., Юрлова Е. С.
Комментарии читателей премодерируются
Новые статьи
Более старые статьи
Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл
Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...