Арзамасская школа ремесленных учеников учреждена 11 марта 1902 г., открыта в июле 1903 г. Первоначально был набран один полностью укомплектованный класс в 40 учащихся, обучавшихся слесарно-кузнечному и столярно-токарному ремеслам. Почетным смотрителем школы был избран арзамасский купец И.А. Поляков. В штате также состояли: учитель-инспектор, законоучитель, учитель-техник, учитель пения, врач, мастер слесарно-кузнечного ремесла и два мастера столярно-токарного ремесла. В 1903 г. уже была начата постройка собственного здания школа. До окончания строительства школа временно разместилась в городском здании, где занимала три большие комнаты. С 1 июля 1917 г. школа преобразована в Арзамасское ремесленное училище по сельскохозяйственному машиностроению и ремонту, которое готовило квалифицированных рабочих по ремонту и изготовлению сельскохозяйственных машин. С 1920 по 1936 г. училище претерпело ряд реорганизаций, а после 1936 г. на его базе был организован техникум сельскохозяйственной механизации и электрификации, преобразованный впоследствии в Арзамасский сельскохозяйственный колледж им. В.А. Новикова.
Для справки: На хранении в Государственном архиве Нижегородской области имеется фонд № 157 «Арзамасская школа ремесленных учеников Нижегородской губернии» за 1903−1936 годы, по своему составу фонд содержит: документы по личному составу, о приеме учащихся в школу, сведения о попечительском совете и выборе его членов, материалы об открытии при школе литейной мастерской, строительстве и ремонте зданий школы, ежегодные отчеты о деятельности школы, бухгалтерские документы, документы о проведении выпускных и переводных экзаменов и др.
С документами архивного фонда можно ознакомиться в читальном зале Государственного архива Нижегородской области, г. Арзамас по адресу: ул. Мира, д. 13а, г. Арзамас, тел.: 8 (831 47) 6−63−67.
В начале июня, по примеру прошлого года, около школы ремесленных учеников, строящейся в конце Сальниковой улицы, учителями и учительницами возобновлены игры с детьми. Собираются мальчики и девочки различных возрастов. Для мальчиков - "укаты", "чушка" и "муха", а для девочек - "серсо" и мячи. Для совместных игр - лапта, стрельба из пистолетов резиновыми пулями в цель, упражнения с мячебросами. Игры идут весьма оживлённо. Дети играют с увлечением в упомянутые игры, бегают в горелки, играют в верёвочку, просто гоняются друг за другом, поют песенки. Предполагается в скором времени приобрести крокет, кегли и "лаунтеннис".
Кроме игр начаты и прогулки-экскурсии. В первый раз повели детей в Пушкинскую рощу, где лесничий г-н Подсосов рассказывал детям о хвойных деревьях: о том, как их отличают одно от другого, чем они отличаются от лиственных пород, о значении в их жизни коры, о том, как можно разводить их и какое они имеют значение в жизни человека. На следующих прогулках уже другим руководителем их говорилось подробно о жизни растений, чем отличаются травы от деревьев, чем растения питаются, о значении в их жизни корня, ствола, листьев, цветков; как размножаются споровые растения и как - цветковые.
Интересно послушать, как дети пересказывают друг другу воспринятое. Намечена, говорят, целая серия прогулок в этом роде и будут показывать ребятам на обычном месте их игр некоторые опыты по физике.
За правильным ходом всего этого разнообразного дела следит небольшой кружок педагогов и других лиц.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 27, 1905 г.
© Источник: "Нижегородская земская газета".
© Арзамас. Образование
© OCR и перевод - В.Щавлев. 2022
Автор: В. Щавлев
Комментарии читателей премодерируются
Новые статьи
Более старые статьи
Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл
Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...