Девичьи Горы
Меняются времена, менются нравы, строятся города и пустеют села и деревни. Попав в число «неперспективных», навсегда исчезло с лица земли небольшое село с красивым, поэтическим названием «
Девичьи Горы».
Говорят, что селение это получило свое название несколько столетий тому назад, во времена знаменитого похода Ивана Грозного на Казань. Об этом бытует целый ряд легенд, наиболее значительная из них - «Девичья Гора», напечатанная в еженедельной газете с картинками «Воскресный досуг», №7, С.-Петербург, 1863г.
Предлагаю вашему вниманию выдержку из книги
Михаила Храмова
Край, где бывал Пушкин
Девичьи Горы или
Вичегорье в прошлом было селом «казенным», населенным государственными крестьянами, которые составляли сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников однодворцев. Жили они на казенных землях, повинности несли в пользу государства, поэтому селения с такими крестьянами назывались государственными или казенными.
Мельников-Печёрский Павел Иванович в газете "Нижегородские губернские ведомости", № 40, 1892 г. отметил о селе следующий факт: “Село Девичьи Горы называется также у окрестных жителей Вичегорами, а крестьян этого села зовут вичегорскими. Теперешнее здание церкви Девичьих Гор новое и не представляет из себя ничего интересного.”
Село Девичьи Горы в былые времена входило в состав образованной в середине девятнадцатого столетия Большемаресевской волости с центром Большое Маресево или Базарное Маресево
Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Расположилось село в тридцати пяти верстах от уездного города на возвышенном берегу речки Чеки, по другую сторону которой раскинулось село Сумароково, принадлежавшее в давние-давние времена, по преданию, будто бы потомкам известного деятеля реформации в Германии Мартина Лютера.
Девичьи Горы в прошлом были небольшим селением. По списку населенных мест Нижегородской губернии за 1859 год в селе числилось всего лишь 13 дворов, в которых проживало 45 мужчин и 49 женщин. Не стало село многонаселенным и в двадцатом столетии. В 1911 году в Девичьих Горах было тридцать дворов. По списку неселенных мест Лукояновского уезда Нижегородской губернии за 1924 год в селе значилось 48 дворов, в которых проживало 266 человек.
Исторических документов, подтверждающих время основания села Девичьи Горы, пока не обнаружено. Упоминание о нем встречается в «Арзамасских поместных актах», N 211. — 1606 — 114 г. 7 августа:
— Отдельныя книги поместий Григория Иванова... А на отделе были с Юмшаном с Лобовым в том в Тимофеевском поместье окольные люди: дети боярские Василий Юрьев сын Першин да Омельян Лаврентьев сын Бутаев да Девичьих Гор поп Ондрон... (Арзамасские поместные акты. 1578—1618. М., 1915, с. 294).
О Девичьих Горах бытует целый ряд легенд, которые все связаны с походами царя Ивана Грозного на Казань. Наиболее значительная из них — «Девичья Гора», напечатанная в еженедельной газете с картинками «Воскресный досуг», N 7, С.-Петербург, 1863 г. В легенде рассказывается, что в Нижегородской губернии, в Лукояновском уезде, между реками Алатырем и Пьяной, есть высокая, круглая, как холм, гора (в газете помещен и прекрасный рисунок этой горы), и наверху ее стоит деревянная церковь; гора эта называется Девичею горою и название это дано ей триста с лишком лет тому назад.
Собрал Иван Грозный большое войско и двинулся на Казань. Дорог тогда не было. Шел царь дебрями, через леса и болота. Пройдя муромские леса, увидел он на отлогой равнине высокую круглую гору, где и решил «стать на роздых». На самой вершине горы разбил свой царский шатер. Только успел царь заснуть, как услышал женский крик. Выйдя из шатра, он увидел, как стражники тащат молодую девушку-красавицу. На вопрос: кто она, откуда и как попала в лагерь? «Позволь, государь, слово молвить, — ответила девушка, — меня Господь послал благословить тебя на сокрушение врагов, что села и храмы христианские разоряют. Ты покоришь царство Казанское».
Девушка рассказала царю, что родом она из ближайшего селения, что венчалась она с женихом своим в церкви Божией, в то время налетели татары, сожгли дотла селение, сожгли и церковь Божию, жениха ее убили и что после этого она посвятила себя Богу. Царь, выслушав девушку, одарил ее и приказал проводить, чтобы никто не мог причинить ей зла.
Покорив Казань, на возвратном пути царь опять увидел ту круглую гору, где был «его роздых». Вспомнил девушку, предсказавшую ему победу. Царь приказал отыскать «вещую девушку», но найти ее нигде не смогли. Тогда государь повелел: «На вершине горы, где стоял его шатер, где услышал он счастливое предсказание, построить церковь, а место назвал Девичьей горою». Дал он той церкви грамоту, которою приписал к ней участок земли.
Девичья гора
А вот как излагает легенду о Девичьих Горах Андрей Павлович Мельников:
— Село Девичьи Горы близ села Маресева. Приходская церковь здесь стоит не в самом селе, а несколько в стороне за селом, где стояла деревянная церковь, поставленная будто бы Иваном Грозным во время похода 1552 года. Существует целая легенда о том, что на этом месте Иван Грозный со своей ратью, заблудившись в лесу среди непроходимых болот и рясин, принужден был остановиться на несколько дней, пока разведчики разыскивали путь.
Проведала о том окрестная мордва и задумала погубить русского царя, еще продолжая питать вражду к своим покорителям — русским. Глухой ночью, вооруженная копьями, прокрадывалась мордва к царской ставке, но случайно была замечена проходившей за водой на протекавшую здесь речку Чеку девушкой. Девушка бросилась было бежать, чтобы известить об опасности царскую стражу, но была задержана мордвой, тогда она стала кричать: «Пробудитесь, царские стражи, ударьте тревогу». Стража проснулась, и царь был спасен. Наутро нашли невдалеке висящую на мордовских копьях убитую девушку. Когда Грозный узнал обо всем, велел на том месте, где нашли убитую девушку, поставить обыденную церковь из тут же срубленных дубов.
(А. Мельников, Нижегородская старина. Н. Новгород, 1992, с. 33—34).
Существует и ещё одна версия этой легенды, которая говорит, что во время долгой стоянки Грозного на этом месте умерла и тут же схоронена какая-то боярышня, сопровождавшая будто бы царя во время похода, о которой царь долго горевал и над ее могилой велел построить церковь, о покушении же возмутившейся мордвы ничего не говорится.
Четвёртая версия перекликается с второй. В дремучем лесу Иван Грозный, шедший на этот раз без проводника, принужден был остановиться, встретивши непроходимые болота. Несколько дней рассылал он людей разыскивать удобного перехода. Тем временем окрестная мордва составила будто бы заговор против царя и замыслила убить его. В глухую ночь заговорщики, вооруженные копьями, подкрадывались к царской ставке, но были замечены будто бы какой-то проходившей мимо русской девушкой. Догадавшись об их намерении, девушка бросилась бежать, чтобы разбудить спавшую стражу, но была перехвачена мордвой, тогда она начала кричать, от крика ее проснулась царская стража и вовремя предупредила нападение. Когда рассвело, несчастную девушку нашли мертвой, висящею на мордовских копьях, воткнутых в землю. Узнавши обо всем, царь велел на этом месте построить церковь из тут же срубленных дубов. С тех пор это место стало называться Девичьи Горы.
Пятая легенда гласит, что Иван Васильевич Грозный шёл вдоль реки Чеки на татар из Москвы. Он хотел пройти в Адашево, собрать там рать и этим войском встретить татар. Татары учуяли это, завернули за лесок, да и скрылись. Иван Грозный дневал на вершине одной большой горы, а под горой жили пять девиц-отшельниц. Татары скрылись в лесах, а других жителей там вообще не было, кроме пяти девиц. Так вот, татары пришли к девицам и велели им дознаться, где лагерь царя и где сам Грозный. Это девицы сообщили царю. Царь разбил татар и взял Казань. Назад он шел этим же путем. Остановился дневать на этой же высокой горе и увидел под горой девиц, растерзанных татарами. В честь спасения своего царь решил поставить на этой горе церковь и назвал это место Девичьи Горы. Вскоре образовалось под горой село, которое тоже назвали Девичьи Горы. Царь похоронил девиц на этой горе, а его воины покидали в могилы свои шлемы. Сейчас на этом месте уже большое кладбище, но когда люди копают могилы, то находят эти шлемы.
Несмотря на множество легенд совершенно точно следующее: за войском Грозного двигался огромный обоз с готовыми срубами небольших церквей-часовен. Они были заготовлены задолго до похода в Муроме. И эти церкви Грозный ставил по пути похода. Одна из типовых церквей стояла и на вершине Девгорского холма. Вокруг церкви образовалось кладбище, которое сохранилось до сих пор.
Девичьи Горы в прошлом было селом «казённым», населённым государственными крестьянами, которые составляли сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников однодворцев. Жили они на казённых землях, повинности несли в пользу государства, поэтому селения с такими крестьянами назвались государственными или казёнными.
Селение это было издавна небольшое.
На 1787 год в селе проживает 99 душ мужского пола, удобной земли 250 десятин 1240 сажень, всего 259 десятин 177 сажен.
На 1850 год в селе всего 9 дворов
На 1859 год в селе Девичьи Горы числилось лишь 13 дворов, в которых проживало 45 мужчин и 49 женщин.
На 1886 год Девичьи Горы, село бывшее государственное при речке Пикшати, дворов 15, жителей 100. Церковь православная, ветряная мельница.
На 1911 году в селе 30 дворов.
На 1925 год в Девичьих Горах значилось 48 дворов, в которых проживало 266 человек.
Село вошло в состав Большеболдинского района в 1929 году, дважды передавали его в Гагинский район (в 1930 году - возвращено в ноябре 1957 года, в декабре 1957 года – возвращено в январе 1965 года).
К 1976 году в селе остался только лишь 21 житель, по состоянию на 1989 год – 18 жителей, 1996 год – 11 жителей.
В 1997 году из села уехали 2 последних жителя – Чегодаев Анатолий и Сивов Евгений Петрович. Последний житель Одиноков Константин Николаевич (1929 г.р.) умер 09.05.2002г. В 2003 году деревня перестала существовать. Однако, ныне село не упразднено, так как сельским кладбищем по сей день активно пользуются жители ближайших селений.
Общий вид села Девичьи Горы 1979 год. автор фото неизвестен.
Храм Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме
Первый храм в селе Девичьи Горы, опираясь на легенду, был построен в 1552 году. На 1606 год в селе значится деревянный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме или, как его называют в простонародье, Воскресение Словущего. Вероятнее всего в первом храме был придел в честь Воздвижения Креста Господне, так как именно он особенно почитаем в окрестных селениях и в самом селе.
В 1888 году церковный причт состоял из одного священника (Н.А.Райковский) и одного псаломщика (П.И.Покровский). В церковный приход, кроме Девичьих Гор, входили деревни Веренка, Сумароково, Чертас, Головачёвка и Стяжкино, насчитывалось 1049 прихожан (мужчин - 492, женщин - 557). Церковный причт содержался за счёт земли, которой у церкви было 82 десятины.
По Адрес-календарю Нижегородской епархии на 1904 год в Девичьих Горах значится всё та же деревянная церковь, построенная в 1850 году. Прихожан насчитывалось 1197 (мужчин - 566, женщин - 631). В церковный приход входили всё те же пять деревень. Обязанности священнослужителя исполнял иерей Илья Евгеньевич Подольский, 67-ми лет, и псаломщика -П.И.Покровский, 58-ми лет. Церковным старостой был И.К.Загребалов.
© Арзамас. Лукояновское селение Девичья Гора
© Арзамас. Девичья Гора
© В очерке использованы фотографии неизвестных авторов.
© OCR, примечания - В. Щавлев. 2023