(Сообщеніе изъ Выѣздной слободы арзам. у.).
Коренной у нас промысел, начавшийся со времени Петра Великого, шитье кожаной обуви. Заняты им круглый год поголовно мужчины, женщины и дети. Мужчины,—мастера, где есть—помощники, исполняют более важную часть работы, женщины и дети более легкую: тачают, стельку вшивают, поднаряд, закаблушники, бураки строчат, гвоздями подбивают, а мужчины: кроят,затягивают па колодки, накладывают подметки, подошву, каблуки и обрезают, чтобы от-лощить покрасивее. Женщинам и подросткам приходится работать порядочно, так что с помощницею женою муж сработает вдвое более. Девицы также занимаются башмачным и туфельным производством. Женщины же продают готовую обувь.
Вообще у нас не сидят без дела, но толстеют и богатеют от больших барышей одни скупщики. Дело В том, что организации по сбыту произведений наших рук—никакой!
Зимою товар сбываем дёшево местным скупщикам, летом процентов на 20 дороже приезжим. При отсутствии приезжих, продают в Арзамасе вяло на базаре, а приезжие берут бойко, бегая за товаром под окнами. „Хозяин" (раздатчик) даст на дом скроенный товар и за шитье, по получении готовой обуви, платить 30—50 коп. с пары. Теперь цени понизились, сравнительно с прежним временем, когда мы получали 65 — 1 руб. 10 коп., по следующему случаю. Прежде хозяева торговлею сырьем не занимались, а раздавали весь сырой материал мастерам, а теперь хозяева находят выгоднее продать товар мастерам, взять на нём 30% пользы и потом купит у них же готовую обувь со скидкою в 50% на работу. Чудно! Да ничего не поделает кустарь! Не раздаст богач, а на него глядя, и другие скупщики стали делать тоже самое. Скупщики — они же и торговцы кожевенным товаром. Когда сами раздают его в шитье, то подешевле и продают. «чуть вздумал кустарь шить от себя, да продавать на сторону, то и на товар скупщики накидывают до 20%. А сам товар давно все дорожает и так. При покупке товара, помимо всего, нашим кустарям приходится переплачивать торговцам до 30%. Происходить это так. Торговец раскраивает товар, купленный большею партиею, на платы и продает хорошие в три-дорога, рассчитывая еще нажиться на браке. Бракованные платы отдают наладчику, который, смотря по качеству платы, вырабатывает платы на хорошую посадку (вытяжку). Из посадки кустари выбирают лучшую; хотя она и из брака, но платят цену за хорошую. Остающийся брак после посадки, т. е. 3-й сорт, торговец уже раздает кустарям и для приклада дает тоже брак товара и платит за работу из такого товара по 30 — 40 коп. с пары.
Работают, как уже сказано, всей семьёй, случается часов по 17-18 в сутки. Мастер с помощью жены или 13-14-летнего сына сработает пять пар в неделю, и может заработать на них в среднем 2 руб. - 2 руб. 40 коп. в неделю, а один, без помощника - три, много четыре пары, и получит 1 1/2 - 2 рубля. Низкий заработок - причина того, что детей сажают за работу с 10-11 лет, так что нередко из двухклассного училища отрывают очень способных мальчиков из последнего класса, не давая кончить полный курс и лишая льготы по воинской повинности. У здешних крестьян ничего своего: дрова, каша, хлеб, яйца, молоко и проч. - всё купленное. О мясе я не поминаю, так как никогда его не употребляют, кроме праздников. Дома особенной теплотой не отличаются, так что в зимние холода приходится кроме русской, раза четыре в день протопить железную печь. Нужда в зимнее время подберёт малые остатки от летнего заработка, а потому детей и сажают, вместо тёплой одежды, за работу - нагреются, бедняжки!
С.-хоз. корреспондентъ земства 3. О
Источник: "Нижегородская земская газета", № 2, 1903 г.
* * *
Всё наше население занимается производством кожаной обуви, которую летом продают приезжим "закупателям" из других губерний. Прежде дальние "закупатели" приезжали периодически, раза три-четыре в лето и бойко покупали по хорошей цене, по 2 - 4 тысячи пар в раз. Но последние два года дальних закупателей не было и наши кустари думали, что они прекратили торговлю, но недавно причина отсутствия покупателей выяснилась. Оказалось, что местный богатый скупщик вошёл с ними в сделку и скупает для них товар по дешёвым ценам во время застоя на базаре, беря себе "за труды" по 10%. Скупщик и закупатели в большом барыше. Народ идёт к скупщику на дом и просит "выручить", тогда как прежде слышалось со стороны скупщика "продай".
Для борьбы с таким порядком кустари с. Выездной Слободы надумали открыть склад-ломбард, куда бы могли нести обувь вместо скупщика до хорошего времени. По просьбе кустарей прошлое губернское земское собрание постановило ходатайствовать перед министерствами земледелия и внутренних дел о субсидии на открытие склада. Теперь многие крестьяне ждут не дождутся, когда можно будет начать работать на себя, а не на скупщика.
Я сказал многие, потому что не все верят в существование таких союзов, при помощи которых можно бы обходится без скупщиков. "За скупщиков, - говорят многие, - надо Богу молиться", или: "Без богатых (скупщиков) что бы мы стали делать".
У нас, несмотря на культурность "по одежде", совершенное захолустье "по уму". Никто не знал о существовании товариществ, союзов, складов, и к открытой в Арзамасе лавке "потребителей" относятся с недоверием и удивляются, что там покупателям в конце года выдаются лишние барыши обратно. При обсуждении вопроса о складе, все "бывшие на сходе" горячо приняли эту мысль, потому что это на сходе долго обсуждалось. После "не бывшие на сходе" не могли себе усвоить, каким образом может быть охранён капитал от расхищения, что случилось с прежним лопнувшим банком. Такие люди протестуют против открытия склада. Полное незнакомство ничего ни читавших выездновцев с артелями и товариществами не только не позволяет самим позаботиться об учреждении чего-либо, но и то, что другие уже устраивают, считают несбыточным. Жаль, что у нас в библиотеке нет никакой книги о кооперативных учреждениях (взаимопомощи).
Источник: "Нижегородская земская газета", № 14, 1903 г.
Низшая ремесленная школа сапожного и чемоданного дела в с. Выездном, Арзамасского уезда, открывается для поднятия упавшего в последнее время сапожного дела в означенном районе. На постройку школы, по словам "Волг.", ассигновано 8000 руб., а на ежегодное содержание - по 4600 руб. Уездное земство со своей стороны даёт субсидию школе по 300 руб. в год. Сапожно-чемоданный промысел ещё недавно кормил население с. Выездного и его окрестностей.
Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 33, 1902 г.
Сапожный промыселъ.
© "Нижегородская земская газета", № 2, 1903 г., "Нижегородская земская газета", № 14, 1903 г., "Нижегородские губернские ведомости", № 33, 1902 г.
© Арзамас.
© OCR - В.Щавлев. 2022
Автор: В. Щавлев
Комментарии читателей премодерируются
Новые статьи
Более старые статьи
Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл
Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь, Набросьтесь вы На раба Божьего (имя), Чтоб он обо мне Яро томился, Со всех троп и дорог Ко мне бы стремился, Часа без меня жить не мог И любви бы своей Ко мне не превозмог. Не мог ни жить, ни быть, ни дневать, Ни минуты,...