Священное предание, с древних лет передаваемое в Арзамасе из уст в уста, из рода в род, от отцев детям, подтвержденное и письменными актами[132] относит принесение этой святыни ко второй половине ХVII столетия и сохранило нам следующую дивную повесть:
Во второй половине XVII столетия (год неизвестен) жили в Арзамасе, в приходе церкви Илии Пророка торговые люди по прозванью Кощеевы или Шаянские.[133] В описываемое время семейство Шаянских состояло из трех братьев, живших вместе. Двое из них были женаты и занимались торговлею, третий же был не женат, неспособен к торговле и, вообще слыл за слабоумнаго, но при всем этом был кроток и отличался благочестием, вследствие чего братья любили его и даже брали с собою на ярмарки. Так, однажды, они взяли его с собой на знаменитую Макарьевскую ярмарку, собиравшуюся тогда под стенами Макариева Желтоводскаго монастыря. Но и здесь Шаянский (имя его к сожалению забыто) не увлекался шумом ярмарки, а проводил большую часть времени в храмах монастырских, усердно посещая их в часы богослужения. Однажды, по окончании Божественной Литургии, он, выйдя из монастыря, вздумал пройдтись по берегу Волги, чтобы полюбоваться на множество разнообразных судов, стоявших возле берега. И вот, проходя по берегу, он заметил стоящую среди судов лодку, украшенную цветами и цветущими деревьями, а между деревьев увидел большой крест с Распятием. Тогда он вошел в лодку и начал молиться пред Крестом. В это время подошел к нему хозяин лодки и спросил его: «не желает-ли он этот Крест купить?» Шаянский, услышав это, обрадовался и тотчас же условился в цене, но сказал, что у него нет с собою денег и что он сходит за ними к братьям. Тогда хозяин лодки сказал ему: «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь после». Тогда Шаянский, исполненный радости, взял свою безценную покупку, обогатившую духовно его родину, и понес ее в лавку своих братьев. Братья его также обрадовались приобретению такого сокровища и, немедленно, дали ему денег для уплаты за Крест. Но, когда Шаянский пришел с деньгами на место. где стояла лодка, ея там уже не оказалось: он начал разспрашивать о ней людей, находившихся в соседних лодках и судах, но те отвечали, что ничего подобнаго и не видели. Разспрашивая далее, Шаянский узнал, что по всему берегу никто подобной лодки не видал. Таким образом оказалось, что он купил Крест не у обыкновеннаго человека, а, как следует и должно думать, то был Ангел Господень. Не отыскав на Волге лодку и ея хозяина, Шаянский возвратился в лавку к братьям и, разсказав им об этом, взял св. Крест и отправился с ним домой в Арзамас, пешком. Весь путь от Макарьева до Арзамаса (более 110 верст) он прошел в один день, не чувствуя усталости и нигде не отдыхая, несмотря на дальнее разстояние и значительную тяжесть своей священной ноши.
Придя домой, Шаянский поставил Крест на красном крыльце, потому что внести его в дом было нельзя: двери оказались узки. Для этого тогда же вынули косяки, но и тогда внести оказалось невозможно. Тогда смерили Крест и стали вырубать стены, но, как не измеряли и сколько не вырубали стены, Крест не проходил так или иначе. Тогда Шаянским пришла мысль, что Господу Богу не угодно, чтобы Крест был внесен просто, а что следует при этом отслужить молебен, и они послали за священником. И вот, когда, во время пения молебна с водоосвящением, Шаянский с умилением молился пред св. Крестом, он вдруг увидел необыкновенный свет, исходившшй от лика Распятаго Богочеловека, о чем он тогда же и объявил священнику и всем собравшимся тут православным христианам. Тогда священник сказал, что такой святыне не подобает быть в мирском доме, а достойно пребывать в храме Божием. Во исполнении этого совета святый Крест тогда же был перенесен в церковь Илии Пророка, которая была в то время еще деревянная; за неимением другаго приличнаго места, Крест был поставлен над царскими вратами.
животворящий крест арзамас
Замечательно, что крест этот четвероконечный и, вероятно, арзамасские ревнители Православия указывали на него современным им раскольникам, которые признают истинным лишь восьмиконечный крест. Совершилось же принесение св. Креста в Арзамас именно в те самыя времена, когда в земле Русской возник раскол, от котораго по особому милосердному смотрению Божию город Арзамас нисколько не пострадал.
Дальнейшее пребывание св. Креста в Ильинской церкви в разныя времена ознаменовано многими чудесами и знамениями, о которых наиболее прилично упомянуть здесь же.
В 1740-х годах при постройке каменной холодной церкви во имя Успения Пресвятые Богородицы, для Животворящаго Креста устроено было особое место за правым клиросом, а в 1840 году 9 сентября в трапезе этого храма правый придел, посвященный первоначально св. ап. Матфею, после перемены престола посвящен Воздвижению св. Креста. В 1793 году, при постройке теплой церкви также устроено было место для св. Креста, посреди храма. С давних лет установлено возжигать пред Крестом неугасимую лампаду: с течением времени пожертвовано разными лицами несколько серебро-позлащенных лампад.
В числе благодатных знамений, служащих подтверждением присутствия особой благодати Божией при сем Кресте, служит свет, исходящий от лика Распятаго, который первоначально видел во время молебна, в доме своем, Шаянский, а впоследствии удостаивались, по временам, видеть священники Ильинской церкви и некоторые благочестивые люди. Так, между прочим, в XVIII столетии, посадские люди Насоновы, возвращаясь домой в позднее ночное время и проезжая мимо церкви, увидели в ней необыкновенный свет, как-бы все свечи и паникадила в ней были зажжены; изумленные таким необычным явлением, они подошли к окну церковному и увидели только одну слабо горевшую неугасимую лампаду. В другой раз из дома купца Сторожева (ныне принадлежащаго Цыбышеву) видели свет в церкви, что можно было различить лики на иконах.
Другое обстоятельство, прославившее св. Крест, было следующее: в 1780 годах (к сожалению неизвестно в котором) была в Арзамасе и его окрестностях страшная засуха. По обыкновению, как всегда бывает в подобных случаях, назначен был крестный ход вокруг города. Когда крестный ход приблизился к церкви Илии Пророка, то из нея вынесен был св. Животворящий Крест и пред ним совершена лития, во время которой молящиеся заметили на безоблачном дотоле небе облако, которое быстро разрослось в тучу, и неуспел еще крестный ход возвратиться в собор, как полился благодатный дождь, который напоил жаждущую землю и способствовал к изобилию плодов в том году. Событие это совершилось в 9-воскресенье по Пасхе и благочестивое духовенство и жители Арзамаса установили в память сего ежегодно совершать в 9-е воскресенье по Пасхе крестный ход из Воскресенскаго собора в Ильинскую церковь, при чем богослужение в ней совершалось с великим торжеством при многочисленном стечении народа.
Но сие священное торжество совершалось только в течении около 70 лет с небольшим. В 1853 году приехал в Арзамас преосвященный Иеремия, епископ Нижегородский и Арзамасский. Заметив, что во время крестных ходов в Арзамасе случаются некоторыя неблагопристойности, он вознамерился сократить число их и поэтому потребовал от причтов церковных указы, на основании которых эти ходы совершались. К сожалению в числе других и этот крестный ход не был подтвержден указом, а совершался по обычаю и потому был воспрещен.
Тогдашний причт Ильинской церкви, запуганный строгостями архиерея, не мог разъяснить почему именно крестный ход совершается в 9-е воскресенье, а не в день св. пророка Илии или просто не смел сделать объяснение. Не взялся за это дело и благочинный протоиерей Иоанн Сахаров, не менее других трепетавший пред преосвященным Иеремиею.
Городское общество в то время не было на столько самостоятельно, чтобы просить о возобновлении крестнаго хода Святейший Синод и вот благочестивые арзамасцы поскорбели об этом в душе и покорились воле Божией.
Вопрос этот возобновлен был снова через 20 лет по следующему случаю: В 1872 г. в мае месяце началась засуха и продолжалась до половины июня. Все присохло тогда, как всему еще следовало расти и цвести. Во всех церквах совершались молебствия о ниспослании дождя, но так, как Бог его не посылал, то 18 июня назначен был крестный ход вокруг города. День этот пришелся в 9-е воскресенье по Пасхе и арзамасцы вспомнили событие, случившееся 90 лет назад и ежегодные крестные ходы, совершавшиеся в памяти его. Тогда городское общество просило причт Ильинской церкви принести в крестный ход Животворящий Крест. Нужно заметить, что до того времени он постоянно пребывал в церкви и никогда не был носим ни в крестные ходы, ни на молебны в домы усердствующих. Когда крестный ход обошел нижнюю часть города и приблизился к пределам Ильинскаго прихода,[134] св. Животворящий крест арзамас был вынесен ему на встречу, за город. Здесь совершены были лития и акафист св. Кресту. С особым усердием молилось многочисленное собрание жителей Арзамаса, видя св. Крест в первый раз вынесенный из храма. По окончании литии шествие со св. Крестом продолжалось около остальной части города. Бог услышал молитвы верующих, на 3-й день, т. е. во вторник 2-й недели Петрова поста, пошел сначала мелкий дождь, который потом увеличился и продолжался, с промежутками, более недели. Вся растительность поправилась, воздух освежился и в тот год в окрестностях Арзамаса был хороший урожай хлеба. Познав в этом милость Божию, Арзамасское городское общество в том же году ходатайствовало пред Святейшим Синодом о возобновлении крестнаго хода в Ильинскую церковь ежегодно в 9 воскресенье, но, по неизвестным причинам, на это ходатайство не последовало даже никакого ответа.
Впрочем событие это не прошло без благих последствий: с того времени св. Крест начали носить во все крестные ходы и на молебны по домам.
В 1883 году, 26 апреля значительная часть Арзамаса пострадала от пожара, который, начавшись в нижней части города, при сильном ветре, перешел на гору и истребил 55 домов. Пострадали 2 церкви Богословския и часть Спасскаго монастыря. Бушующая огненная стихия подошла к самой Ильинской церкви, на западе от нея уже пылали деревянные дома прихожан и достаточно было бы одного сильнаго дуновения ветра, чтобы загореться Ильинской колокольне, около которой была сложена масса дров, а рядом стояла новенькая деревянная сторожка. Загорись он — и церкви могли-бы быть в опасности. Тогда из церкви изнесен был Животворящий Крест и обнесен вокруг всей церковной ограды. Священник Ильинской церкви о. Андрей, впоследствии архим. Макарий, в облачении сопровождал Животворящий Крест, неся в руках ковчег с частию ризы Господней.[135] Лишь только обнесен был св. Крест вокруг ограды, как ветер приутих, а пожар перестал распространяться. Тогда совершен был молебен св. Кресту с акафистом, в ограде на открытом воздухе. В половине молебна пришли и присоединились к молящимся погоревшие диакон и псаломщик… В память этого события установлено ежегодно праздновать 26 апреля св. Кресту, как престольный праздник. Ежегодно стекаются в этот день в Ильинскую церковь во множестве усердные почитатели св. Креста Господня. Особенно чтут этот день пострадавшие от пожара и во весь тот день св. Крест переносится ими из дома в дом на молебны. Таким образом общественное бедствие, как это часто бывает на св. Руси, послужило поводом к установлению в память о нем светлаго торжества.
В разныя времена от св. Креста было много благодатных исцелений. К сожалению записи их не велось: частию по недогадливости и небрежению причта, частию по боязни, что будет произведено следствие и могут даже отобрать св. Крест, что и было с некоторыми св. иконами, прославившимися чудесами в окрестностях Арзамаса, а главным образом потому, что никто в Арзамасе не сомневался в том, что св. Крест Животворящий и чудотворный; «молись только, а уж Господь подаст» говорили наши предки и родители. Впрочем записаны три изцеления больных девочек: 1) разслабленной в 1847 году при священнике Никандре; 2) разслабленной же в 1870 годах, при протоиерее Андрее Ястребском и 3) слепой в 1903 году, при нынешнем священнике Дмитрии Лебедеве, при чем на репорте о сем, Преосвященным Назарием подписано: «Слава, Господи; Кресту Твоему Честному!»
Впрочем примеры благодатной помощи от св. Креста безчисленны. Почти каждое семейство в Арзамасе памятует какую либо милость Божию, явленную по молитве пред Святым Крестом.[136]
Особенно много обращаются к св. Кресту при болезни младенцев. Их приносят и со всего города и из селений уезда, причащают св. Таин, прикладывают ко Кресту, поят св. водою. Замечено и с верою приемлется, что больные младенцы немедленно или постепенно поправляются, а, если им суждено умереть, то смерть бывает тихая, без сильных страданий.[137]
В заключение сего сказания не предосудительно будет перефразировать слова Апостола: «Граду Арзамасу да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа Иисуса Христа…» (Галат. посл. 6,14).
Упомянутая здесь другая великая святыня, часть св. хитона или ризы Господней находится в Ильинской церкви с древних лет, но кем, именно, приобретена или отдана в эту церковь неизвестно.
животворящий крест арзамас
В честь ея ежегодно совершается празднество 10 июля.
© Источник: Н. М. Щегольков. Историческия сведения о городе арзамасе, собранныя николаем щегольковым с видами и портретами
© Арзамас. Глава XII Сказание о Честном и Животворящем Кресте Господнем, находящемся в церкви Илии Пророка в г. Арзамасе
© OCR и перевод - В.Щавлев. 2021
Автор: Н. М. Щегольков
Комментарии читателей премодерируются
Новые статьи
Более старые статьи
Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл
Страсти, страсти, С небес спуститесь И в один суглук Соберитесь, Набросьтесь вы На раба Божьего (имя), Чтоб он обо мне Яро томился, Со всех троп и дорог Ко мне бы стремился, Часа без меня жить не мог И любви бы своей Ко мне не превозмог. Не мог ни жить, ни быть, ни дневать, Ни минуты,...