XVII Устроение кладбищ в Арзамасе

Среда - 03/11/2021 05:49
Московская чума 1771 года. Устройство двух кладбищ. Построение на них церквей. Великое усердие Матвея Степановича Масленкова. Память о нем. Ограбление Тихвинской церкви. Чудесное самообличение разбойника. Сергей Ив. Куракин. Биток. Построение Выездновской Напольной церкви.
XVII Устроение кладбищ в Арзамасе
В 1771 году Москву и подмосковныя губернии посетило ужасное бедствие: свирепствовала чума, со всеми ея ужасами. В Москве за мором последовал бунт, во время котораго чернь убила архиепископа Амвросия. Были случаи чумы и в Нижнем Новгороде. Там 4 января совершено было всенародное молебствие об избавлении от моровой язвы и с того же времени начали приносить туда чудотворную икону Божией Матери из Оранскаго монастыря. В Арзамасе о чуме несохранилось никаких преданий: должно полагать, что Бог сохранил этот город от мора. Но, тем не менее, это общенародное бедствие послужило к благоустройству Арзамаса. Ранее мы видели, что арзамасская почва обильно пропитана была человеческою кровью от множества казней, но кроме того в недрах земли тлели десятки тысяч человеческих трупов. В течение 220-летняго существования города, всех покойников хоронили внутри его, около приходских церквей. При тесноте погостов, часто разрывались могилы с еще не перегнившими останками умерших, и при моровых поветриях и заразительных болезнях, с такими порядками нечего и думать о каких-либо санитарных мерах. Но так было не в одном Арзамасе, а во всех городах, и вот в 1771 году последовал указ, воспрещавший погребать покойников при церквах, и повелено было устроить кладбища вне городов. Несмотря на небольшие размеры Арзамаса, в нем устроены два кладбища, одно для верхней части города, другое для нижней. Вскоре нашлись среди Арзамасских купцов добрые люди, которые пожелали устроить на свои средства церкви на этих кладбищах. Почин в этом святом деле принадлежал уже известному нам Матвею Степановичу Маслёнкову. Говорят, что он предложил арзамасцам устроить кладбище для нижней части города около построенных им убогих домов и обещал воздвигнуть здесь церковь, но жители города положительно восстали против этого, говоря, что неприлично быть храму на месте казни и сами они не желают быть погребены вместе с казненными преступниками и убийцами. Для кладбища избрали место по другую сторону Саратовскаго тракта и предложили Маслёнкову построить церковь если есть усердие, там, а не на убогих домах. Недостатка в усердии у Матвея Степановича действительно не было и он построил не одну, а две каменных церкви: холодную — в 1777 году в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а теплую — во имя Богородицы всех скорбящих Радости, в 1786 году. Над этой, меньшею по размерам, церковью построена колокольня, или правильнее сказать, звонница, а не подалеку от нея каменный дом для жилья сторожам и бедным старцам. В Тихвинскую церковь Маслёнков принес свою родовую святыню, большую икону Тихвинской Божией Матери. С самаго освящения этой церкви в 1777 г. установлен был на это кладбище крестный ход из собора, совершающийся ежегодно до сих пор, в день праздника Тихвинской иконы Божией Матери, 26 июня, а день этот считать особым светлым праздником для всей нижней части города Арзамаса. 25 и 26 июня на Тихвинском кладбище перебывает чуть-ли не весь город, множество жителей села Выездной-Слободы и других окрестных селений.i 014

Маслёнков погребен на этом кладбище, но место его могилы, к сожалению, забыто. Впрочем память о нем хранится доселе. На паперти холодной церкви издавна существует доска с надписью о том, что храм построен им, а в другой церкви, под колокольнею, в 1906 году, при возобновлении ея, поставлена, художественно написанная в память о Маслёнкове, большая икона св. Евангелиста Матфея, с соответствующей надписью. 

В памяти Арзамасцев доселе сохранился один дивный разсказ о событии, совершившемся вскоре по освящении Тихвинской церкви. Окрестности кладбища покрыты были тогда сплошной растительностью и примыкали к лесу, в котором росли даже строевыя деревья. Ценная утварь, которую М. С. Масленков и другие благочестивые арзамасцы снабдили новый храм, соблазнила любителей чужого добра и в одну ночь неизвестные злоумышленники, проломав стену под окном алтаря, забрали всю ценную утварь и деньги, даже содрали большой серебряный венец с иконы Тихвинской Божией Матери. Святотатство было замечено лишь утром; весть об этом разнеслась по всему городу. Многие пришли в церковь, чтобы видеть следы погрома. 

Разговорам не было конца, всякий разсуждал по своему, но общее внимание привлек один молодой человек. Стоя пред Тихвинской иконой Божией Матери, он говорил: «Матушка Заступница! экие варвары — и икону-то Твою не пощадили: венец у Тебя сняли!» Потом, зайдя в алтарь и смотря на пролом под окном, в котором торчали железныя прутья от решетки, он сказал: «Ах, разбойники! чай, спину-то всю ободрали об эти прутья!» Стоявшим около него людям показались странными его речи о спине, его задержали, начали разспрашивать, а потом и спину у него поинтересовались посмотреть, ан, глядь — она вся разцарапана. Больше и разспрашивать было нечего, преступник тут же сознался. «Пресвятая Богородица сама привела его и обличила на месте преступления», — говорили арзамасцы. Все сокровища были найдены в целости за кладбищем, в Малаховом овраге, а венец еще сто лет украшал св. икону, до тех пор, когда была сделана новая серебряная риза. 

На другом кладбище, предназначенном для верхней части города, церковь была построена в 1796–1797 г.г. усердием другого благочестивою арзамасскаго купца, Сергея Ивановича Куракина. Церковь эта трехпрестольная, главный престол во имя Всех Святых, приделы: правый во имя Сергия Радонежскаго — служить памятником храмоздателя, так как посвящен его ангелу, а левый во имя святой великомученицы Варвары. 

Внутри колокольни, на своде, с восточной стороны, на штукатурке доселе сохранилась надпись красным карандашем, свидетельствующая, что храм построен тщанием С. И. Куракина в 1797 году.[210] На это кладбище также издавна установлен крестный ход в день Всех Святых. Это едва ли не самый многолюдный из крестных ходов в Арзамасе. 

Сохранилось предание, что на Всехсвятском кладбище первый был погребен некто Биток. Это был торговый человек, прозванный так за свою ловкость. Имя и фамилия его давно уже забыты, но прозвище до сих пор сохранилось в памяти арзамасцев, даже местность где он жил называется Биткова гора. Когда его перваго похоронили за городом, старушки арзамаские плакали, причитая: «последния времена пришли: родителев (так в старину, да и ныне, простые мещане в Арзамасе называют покойников) стали вон из города выносить!..» 

В подгородном селе Выездной Слободе также было устроено вновь особое кладбище за селом, около Тамбовскаго тракта. Церковь на нем, известная в Арзамасе под именем Напольной, во имя преподобнаго Сергия Радонежскаго, каменная, построена в 1795 году на средства жителей села и их помещика Василья Петровича Салтыкова.[211] В этом храме замечательны иконы, всего до 16-ти, разных святых изображенных в рост человека. 

Надписи на этих иконах свидетельствуют, что оне написаны в память разных русских государей и некоторых членов фамилии Салтыковых, носивших имена этих святых. 

От кладбищ бывших при приходских церквах, в настоящее время не осталось никаких следов, хотя при церковных постройках и вырывают из земли очень часто человеческия кости. Даже в 1910 г., в котором печаталась эта книга, при ремонте теплаго Собора, под полом его найдено множество костей.

© Источник:  Н. М. Щегольков. Историческия сведения о городе арзамасе, собранныя николаем щегольковым с видами и портретами
© Арзамас. Глава XVII Устроение кладбищ в Арзамасе
© OCR  и перевод - В.Щавлев. 2021

Автор: Н. М. Щегольков

Всего оценок этой новости: 5 из 1 голосов

Ранжирование: 5 - 1 голос
Нажмите на звезды, чтобы оценить новость

  Комментарии читателей премодерируются

Код   

Перед записью комментария, вы обязаны выразить свое согласие:


"Нажимая кнопку 'Записать', я даю согласие на обработку предоставленных мной персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ."


"Нажимая кнопку 'Записать', я предупрежден, что распространение рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается (ч.1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ."

Новые статьи

Более старые статьи

подписка на новости

Будьте в курсе новостей от сайта Арзамас, ведите ваш емайл

Арзамас ты дорог мне и я тебя люблю!

Вот опять, увижу за углом я детский сад, Но сейчас, игрушки ждут уже других ребят. Ну а я, шагаю смело по земной тверди – Пусть она, откроет тайны мне своей любви. Я смотрю, как всходит солнце и растет трава И хочу, понять зачем же светит мне луна. Буду я, учиться все это понять...

Опрос

Какой поэт написал стихотворение Наш Арзамас?


 
Вы не пользовались панелью управления сайтом слишком долго, нажмите здесь, чтобы остаться залогиненными в СУС. Система будет ожидать: 60 Секунд